Олег Шеин о необходимости принятия закона о борьбе с пожарами 15 октября 2019 На пленарном заседании Государственной Думы 15 октября от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" с десятиминутным заявлением по актуальным социально-экономическим, политическим и иным вопросам выступил Олег Шеин: 10 дней назад у нас была очередная юбилейная дата событий 1993 года в Москве. Я в тех событиях участвовал, понятно, на стороне парламента. И тот антиконституционный переворот, который был тогда совершён Борисом Ельциным, он, собственно, и лежит в основе всего остального: и бюджетного воровства, и власти олигархов, и положения с низкой заработной платой работающего класса, и вторичной роли парламента по отношению к исполнительной власти. Тому, кстати, есть текущий пример. В этом году вся страна была поражена мощью и масштабами происходивших пожаров. В марте с этой трибуны я провёл – и я хочу сказать большое спасибо залу – протокольное поручение Комитету по природным ресурсам коллеги Николаева (депутат фракции "Единая Россия" – Прим. ред.) о том, чтобы разобраться, почему эти пожары происходят и что с этим необходимо делать. Мы в этот период вели серию рабочих совещаний, и выяснилось следующее. Первое – масштаб проблемы возрастает. Если в 2017 году было 72 тыс. степных, ландшафтных и лесных пожаров, в 2018 году – уже порядка 82 тыс., на 15% больше. Если в 2017 году пожарами было охвачено 1,5 млн гектаров в стране, то в 2018 году – 3,2 млн, то есть за год в стране сгорело больше территории, чем это было в 2017 году, вдвое больше. При этом, по данным МЧС, в зону этих пожаров или приближенную к ним попало порядка 7,5 тыс. населенных пунктов, то есть более чем в семи тысячах поселках и сел люди понимали, что к ним приближается огненный фронт, и 500 домов сгорело. 2019 год, по оценкам начальника Центра антистихии МЧС России Александра Ульева, в первом квартале текущего года число пожаров по сравнению с прошлым годом возросло не в два раза, не в три раза, а в 35 раз. А зона, которую они охватили в первом квартале этого года, по сравнению с прошлым годом увеличилась в 170 раз. Такой вот выдался климатический период. При этом государственные меры абсолютно не эффективны, количество штрафов сократилось почти в три раза. Пять лет назад было штрафов на три миллиарда, в прошлом году – на 1,2 млрд. Количество предписаний сократилось на 20%, была 21 тыс. предписаний, стало 17 тыс. То есть существующие системы не дееспособны, не эффективны, когда всё поручено МЧС Российской Федерации. Отталкиваясь от этой аналитики, я, коллега Грешневиков Анатолий Николаевич и три сенатора члена партии "Единая Россия" внесли в Государственную Думу проект закона о том, чтобы, первое, дать понятие "ландшафтный пожар". Есть понятие "лесной пожар", и там понятно, кто отвечает. А кто отвечает за степные пожары? Фактически ответственной станции нет. И мы предложили ввести соответствующую дефиницию, от неё понятно уже будут и ответственные ведомства. Второе, мы предложили изымать землю у тех горе-пользователей, у которых полыхает каждый год. Потому что 90% всех пожаров в стране, по оценкам МЧС, проистекает от человека, и львиная доля от методов подсечно-огневого земледелия, которым человек овладел в мезолитический период, то есть в эпоху каменного века. И сегодня есть немало людей, которые в социальных сетях делятся между собой советами, что если поджечь сухостой, то в следующем год трава будет зеленей. И это пожар потом уходит и на поселения, и на лесную зону. В это же время в этом году, здесь хотел бы отдельного внимания в первую очередь коллег из "Единой России". 26 апреля Президент Владимир Путин подписал официальный указ по ликвидации пожаров в Забайкальском крае, где указал, что необходимо ввести понятие "ландшафтный пожар" юридически, что необходимо передать долю штрафов органам местного самоуправления, они ближе к этому всему, чем МЧС, у которых крайне мало инспекторов, что необходимо расширить полномочия государственных лиц, иных инспекторов, чтобы они могли бы выходить за пределы леса, поскольку и сегодня они работают лишь в том случае, когда пожар со степи уже пришёл на лес и горят кромки деревьев, и, наконец, чтобы был определён механизм изъятия земельных участков у тех пользователей, которые нарушают правила пожарной безопасности, и срок Владимир Путин поставил до 1 июля. Наш законопроект с указом Президента практически совпал. Это не по причинам какой-то конспирологии, а просто потому, что наш законопроект готовили вместе с коллегами из МЧС, и понятно, они же участвовали и в разработке президентского указа. Но вот прошло 1 июля, и Правительство Российской Федерации, которому в срок до 1 июля было дано поручение разработать соответствующий законопроект и нормативные акты, их не разработало, и 1 августа не разработало, и 1 сентября, и 1 октября. И 15 октября, на сегодняшний день, никаких подзаконных актов в Правительстве Российской Федерации нет. Казалось бы, есть законопроект парламентариев, и с этой трибуны я говорил, что мы не держимся за монополию на авторство, и мы будем рады, чтобы среди авторов нашего законопроекта были депутаты фракции "Единая Россия" в Госдуме Российской Федерации, не говоря уже о коллегах из КПРФ и ЛДПР. Поскольку, если законопроект для его более простого прохождения требует расширения числа соавторов, и если будут только от "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" это недостаточно хорошо, мы будем рады, чтобы это был совместный законопроект. К нам никто не присоединился, а 10 дней назад законопроект получил отрицательное заключение профильного комитета, коллеги Николаева, в том числе, и не только профильных комитетов. Почему? Что мы сегодня читаем в заключениях? Первое. Что, оказывается, понятие "ландшафтный пожар" закреплять не нужно. Владимир Путин считает, что нужно закреплять, и в его указе об этом написано. Мы предлагаем формулировки, и тоже об этом говорим. Но Комитет по природным ресурсам пишет – "Национальный стандарт, ГОСТ 2203 уже содержит понятие "ландшафтный пожар". Если мы этот ГОСТ откроем, то мы там прочитаем, что понятие "ландшафтный пожар" раскрывается следующим путём это пожар, возникший по естественным причинам, то есть, от шаровой молнии, например. А 90% всех пожаров, повторю ещё раз, проистекает по противоестественным причинам, от человека. И, соответственно, ГОСТ 2203 никак это понятие не регулирует. Но комитет говорит: регулирует. И комитет говорит: а не важно, что там пишет в указе Президент, мы этого делать не будем. И мы читаем такое заключение комитета на сегодняшний день. Дальше. Мы предлагаем внести изменение в статью 6 Закона "Об обороте земель сельхозназначения" в части возможности изъятия земельных участков при использовании их с нарушением противопожарного законодательства. И в президентском апрельском указе в отношении Забайкалья дается поручение Правительству Российской Федерации, чтобы оно внесло соответствующий законопроект. А комитет отвечает: нельзя принимать, поскольку не предлагается соответствующих изменений в Земельный кодекс. Во-первых, в действующем законе "Об обороте земель сельхозназначения" и так написано, что если фермер, сельхозпроизводитель не выполняет законодательство, нарушает правила землепользования, то земля может быть изъята. Мы предлагаем эту норму чуть уточнить и указать в ней отдельно, что это касается, в том числе, и нарушений противопожарных правил, и с Земельным кодексом эта норма совершенно спокойно корреспондирует. Уж если мы хотим и в Земельный кодекс внести дополнительно, ничто не мешает это сделать в рамках второго чтения. И не такие законы в этом зале принимались. А нам говорят: нет, не надо. А ведь речь идет не о том, чтобы не внести вовремя азотное удобрение, а о том, когда человек, проще говоря, поджигает регулярно, каждую весну свой земельный участок, чтобы освободить его от сухостоя, и все это прекрасно знают, таких случаев по стране хватает, и об этом публично говорят и губернаторы, и муниципальные власти. Но нет, мы получаем отрицательное заключение комитета. Мы все хорошо знаем парламентскую процедуру. На дворе середина осени. Сегодня 15 октября. Даже если Правительством, к чему нет никаких предпосылок, законопроект будет внесен сегодня, а на сайтах Правительства нет никаких проектов, которые в предварительном порядке можно было посмотреть, единственное ведомство, которое отработало свой элемент, это МЧС, ни Минфин, ни Минэкономразвития никаких текстов на своих сайтах не разместили вообще. Но даже если, к примеру, завтра соответствующий законопроект будет Правительством внесен, то до конца года по понятным причинам он принят не будет, поскольку это текст двойного ведения, включая рассылку по субъектам Федерации и учет их мнений. ГОЧС соответственно не успеет разработать противопожарные мероприятия под весну, соответственно, в этих условиях никаких рекомендаций землепользователям принято не будет, не будут отработаны механизмы, не будут даны полномочия лесным инспекторам отработать за пределами, собственно, лесов, и мы войдем в новый сезон с горящей страной, от южных морей до Полярного круга в буквальном смысле этого слова. И ответственность за это несет уже не Правительство, которое упустило сроки и нарушило поручения Президента, а та партия, которая, очевидно, считает парламент придатком исполнительной власти, который не готов к самостоятельной законодательной работе, и который, невзирая на все мантры, игнорирует даже прямой указ Президента, поскольку он адресован не в Государственную Думу, а в иное ведомство, на Краснопресненскую набережную. Вопрос по этому закону сегодня находится в повестке дня, и мы, естественно, требуем его принятия. Спасибо.
|