ГлавноеСобытияПартияПрограммаДепутатыФракция в ГД
Лента новостейОфициальноАнонсыСМИФотоВидеоАудиоEnglish

Депутаты фракции "СР" о государственной политике в сфере ЖКХ

09 октября 2019

9 октября в Государственной Думе в ходе "правительственного часа" с информацией выступил Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Виталий Мутко. От Комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству выступила его председатель Галина Хованская. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" задали вопросы Михаил Емельянов, Олег Николаев, Дмитрий Ионин, выступила Галина Хованская.

Выступление Галины Хованской от комитета:

– Уважаемый Вячеслав Викторович (Володин, Председатель ГД – Прим. ред.), уважаемые коллеги, уважаемые участники сегодняшнего обсуждения!

Я хочу поговорить немножко о стратегии развития жилищного фонда в Российской Федерации. Слайд, который вы видите, говорит о том, что у нас более 90% жилищного фонда находится в собственности граждан и юридических лиц. В муниципальной собственности осталось 4,7%, в государственной – 2,8%.

Коллеги, дисбаланс, он просто налицо, да, виден по картинке. Но для сравнения, в среднем по Евросоюзу 71% граждан живёт в своём жилье, 71%. Меньше всего собственников в Германии и в Швейцарии: 46% и 43%. Считается, что владение недвижимостью (и мы так тоже считаем) ограничивает мобильность граждан – невозможно переехать в другой регион, где есть работа. В Берлине лишь 15% собственников, а остальное всё наем, который у них называется аренда. Совершенно очевидно, нарушен баланс между жилищным фондом собственности и жилищным фондом пользования. Это не только наша проблема, просто она у нас более ярко выражена. Значит, от недостатка жилья для пользования страдают граждане, что отмечается в Женевской хартии ООН "Об устойчивом жилищном хозяйстве". Поэтому нужно восстановить баланс между собственностью и пользованием жильем, что поможет публичной власти выполнять свои обязательства перед гражданами.

Нельзя сказать, что мы ничего не делаем в этом направлении. Первый шаг – это переселение из непригодного аварийного жилья. Обращаю ваше внимание, что в таком фонде в основном живут малоимущие граждане, которые занимают жилье по договору социального найма, за редким исключением наследства и так далее. Но эта позиция требует максимального участия государства. До 96% нужно вкладывать государству, и мы это знаем, что по дотационным регионам именно такой процент сейчас установлен.

Второй шаг. Некоммерческий наем. Это тоже все на тему "Доступное жилье". Мы сейчас говорим о некоммерческом найме. Это тоже жилищный фонд социального использования. Мы с вами во исполнение 600-го Указа Президента сделали и приняли целый раздел в Жилищном кодексе. Более того, приняты нормативные документы в субъектах. И это дает возможность гражданам с невысоким уровнем доходов получить жилье по договорам найма в этих наемных домах. Здесь государственная поддержка меньше, так как жилищный фонд на стадии эксплуатации функционирует на самоокупаемости, в отличие от социального фонда. И плата за наем здесь, конечно, тоже фиксированная, она устанавливается публичной властью, но она учитывает вот этот вот процесс самоокупаемости.

Мы исследовали вопрос, четверть семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, пошли бы на такое жилье. И это бы нам позволило из социальной очереди, где выросло поколение, вытащить огромное количество семей, которые готовы платить, но готовы платить публичной власти, а не бабушке, которая завтра может показать на дверь или установить другую плату. Не надо забывать, что Президент поручил Правительству в рамках реализации нацпроекта разработать дополнительные механизмы обеспечения жильем граждан, имеющих невысокий уровень доходов, на условиях его сохранения в публичной собственности. В публичной собственности, подчеркиваю. Срок исполнения – 10 октября. То есть завтра.

Мы уже это всё дело разработали, обсуждали на комитете ситуацию, и что мы предлагаем, мы все-таки предлагаем специальную подпрограмму государственной поддержки института некоммерческого найма.

И, наконец, последний, третий шаг – это проект социального кооператива, как один из возможных инструментов доступного жилья, предоставление в пользование жилого помещения, снижение финансовых рисков и так далее. Но это для граждан, которые имеют ресурс для первоначального взноса. Тем не менее, это пользование жильем.

Идея возрождения ЖСК с сохранением права собственности обсуждалась в Госдуме и в Совете законодателей. Собственно, это новое – хорошо забытое старое. Здесь важна поддержка государства на первоначальном этапе, как учредителя и контролера за процессом строительства. Это предоставление земли на льготных условиях и обеспечение ее инженерной инфраструктурой.

У нас есть уже готовый законопроект, над которым мы сейчас работаем, дорабатываем его, и мы просим Правительство обратить внимание на эту законодательную инициативу и ее поддержать.

Спасибо за внимание. Продолжение будет от фракции потом.

Вопросы

Михаил Емельянов:

– Уважаемый Виталий Леонтьевич, относительно недавно было введено обязательное использование контрольно-кассовой техники при расчетах в сфере ЖКХ. Это влечет большие издержки для отрасли, эти деньги могли бы быть использованы в более полезных целях. Насколько оправдано использование ККТ в сфере ЖКХ, особенно при безналичных расчетах? Подчеркиваю, нас интересует вопрос безналичных расчетов. Спасибо.

Виталий Мутко:

Вы знаете, это действительно вопрос, который звучал. На фракции я уже частично на него отвечал. Я хотел бы что отметить?

Во-первых, вы знаете, у нас есть финансово-кредитная политика государства. И, безусловно, когда она проводится, делать какие-то исключения крайне сложно. Мы очень внимательно изучили вопросы ваши, связанные сегодня с издержками наших управляющих компаний, ресурсоснабжающих организаций, посмотрели сегодня на эту ситуацию. Но хотел бы отметить, что если это через колл-центр сразу там оплачивается, они затрат не несут. Сегодня до 30%, даже уже до 50% доходит, все управляющие компании и ресурсоснабжающие организации этой техникой снабжены. Цены там не такие, значит, там мы поработали, просто номенклатуры всех необходимых приборов, аппаратов, которые должны, фиксационных делать, все это посчитали, посмотрели. В целом, на всю отрасль это где-то до 300 млн руб. расходы и затраты. Абонентское обслуживание там от 6 до 10 тыс. руб. Установка аппаратов есть там 17 месяцев, которые устанавливаются, есть там 2-4 месяца. То есть, в принципе, такая работа нами сейчас мониторится, какой-то критической ситуации, связанной с удорожанием, или перекладывание на население, мы пока не видим. Но еще раз скажу, что очень серьезно мониторим, если будут какие-то проблемы, готовы к этому вот вместе с Минфином вернуться. Мы подробно еще раз вчера эту тему с Минфином обсуждали, и критической ситуации здесь не видим.

Олег Николаев:

– Уважаемый Виталий Леонтьевич, очень много обращений со стороны граждан в связи с тем, что практически все вопросы управления многоквартирным домом необходимо принимать на общих собраниях собственников и ввиду того, что до сегодняшнего дня, хотя много решений принято, достаточно сложно проводить эти собрания.

Государственной Думой в первом чтении был принят законопроект о том, чтобы такие решения по управлению многоквартирным домом принимались на конференции собственников жилья, причём такой формат принятия решения, он себя оправдал в системе ЖСК. Но, к сожалению, хотя закон был принят ещё в июле прошлого года, из-за позиции Минстроя закон во втором чтении до сих пор никак не принимается.

Скажите, пожалуйста, как ввести такой формат, чтобы конференция от имени жильцов принимала оперативные решения по управлению многоквартирным домом?

Виталий Мутко:

Олег Алексеевич, вы знаете, моё мнение такое, что нам нужно успокоиться вообще с регуляторикой по управлению в многоквартирных домах. Я честно вам скажу, год назад или полтора, когда приступил к должности, раз в неделю предлагались изменения в Жилищный кодекс, понимаете? То мы так будем голосовать, то электронно, то давайте этих выключим, что давайте этих включим. Мне кажется, давайте один раз, вот что я готов вместе с вами сделать, и Леонид Владимирович здесь, вместе мы готовы. И эту инициативу, ещё раз давайте просто какой-то опыт, практику посмотрим управления многоквартирного дома и один раз что-то отрегулируем, чтобы не дёргать бесконечно эту систему управления, потому что мы: то мы их, управляющие компании аккредитуем, то мы делаем так, что ужесточаем через три месяца требования. Нам нужно как-то системно к этому вопросу подойти. Галина Петровна правильно говорила, показала нам фонд, там только многоквартирный, по 2,6 млрд кв. м., структура фонда, немножко в этом плане системна. Сейчас без этих конференций управляются жилые дома. Если нужно сейчас улучшение качества обслуживания, то конференцию я готов поддержать. Мы должны исходить только из главного принципа, из чего исходит Правительство. Качество услуг и стоимость услуг должны быть адекватные и оплата граждан должна соответствовать качеству и стоимости. Это надо жестко контролировать, чтобы на людей не перекладывали плату за некачественные услуги. Потому что нам поработать надо по жилищной инспекции, чтобы сделать ее мощным и сильным институтом. В этом плане немножко двигаться. А с этим вопросом, я не знаю, в чем там отказ был. Я думаю, что мы посмотрим вместе с вами еще раз по управлению многоквартирным домом.

Дмитрий Ионин:

– Виталий Леонтьевич, во-первых, спасибо за то, что откликнулись вчера на инициативу о встрече со свердловскими депутатами Госдумы по 300-летию Екатеринбурга. Мы очень ждем этой встречи. Хотелось бы вас спросить, мы вчера начали это обсуждение по аварийному жилью, и вы сегодня про это тоже говорили, что сегодня, если ты собственник, то есть два варианта: либо компенсация, либо метр в метр тебе жилое помещение дают. Мы обсуждали законопроект, который сейчас Правительство нам вносит, посмотрели его внимательно. Мы всё-таки, "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", настаиваем на том, чтобы выбирали, компенсация или жилое помещение, люди, а не чиновник в муниципалитете. Сегодня в том проекте, который 2 октября Правительство одобрило, этого нет. Мы бы хотели попросить вас о поддержке этой нашей инициативы, и вообще сказать, как вы относитесь к замене того, чтобы люди могли сами выбирать – компенсация или жилое помещение метр в метр.

Виталий Мутко:

Вы знаете, в принципе механизм, когда люди выбирают, сохранен, но при условии, если этот дом включен, я уже говорил, в региональную программу расселения. Как правило, порой муниципалитет принимает или комплексное освоение территории, или, скажем, ещё какие-то решения, либо возможности появились расселить дом. В таких случаях идет, я уже говорил, выкуп, и здесь, конечно, пока это не урегулировано. Но ещё раз вам скажу, что проект закона здесь, на площадке Думы, мы можем спокойно вместе с вами его вместе доработать, посмотреть социально-экономические последствия тех или иных мер и здесь уже доработать. Естественно, конечно, ещё раз скажу, что все права граждан должны быть этим законом защищены, это самое главное.

Выступление Галины Хованской от фракции:

- Уважаемый Вячеслав Викторович! Уважаемый Виталий Леонтьевич! Уважаемые депутаты!

Перейдем от проблем стратегических к проблемам текущим, их гораздо больше. Итак, Президентом поставлена цель – улучшение жилищных условий не менее чем 5 млн семей ежегодно. Цифра 120 млн заложена в национальном проекте. Очередь нуждающихся составляет 7 млн человек. Мы сейчас обсуждаем проблему обманутых дольщиков, их сотни, может быть, две сотни тысяч, а здесь обманутые очередники, которых 7 млн человек. Вы когда-нибудь об этом задумывались? Сколько из них, из этих 120 млн кв. м. пойдет на решение проблемы этих 7 млн обманутых очередников? Очередь движется, я вам говорю страшную фразу, за счет естественной убыли. Строительство социального жилья практически прекратилось, оно идет только в рамках переселения из аварийного жилищного фонда.

К сожалению, мы слышим только об ипотеке, то есть тоже о приобретении жилья в собственность. Я сегодня говорила в начале заседания о том, что надо восстановить институт пользования, найма жилья. Вот в таких условиях, так государство не выполнит свои обязательства перед гражданами, которые десятилетиями стоят в очереди и уходят в мир иной обиженными этим государством.

Как решается эта проблема в Западной Европе? Там тоже есть проблема дефицита социального жилья. Коллеги, я приехала из Женевы и услышала выступление архитектора Парижа. Он рассказывает, что во Франции принят закон, обязывающий публичную власть строить на своей территории не менее 25% социального жилья даже в депрессивных регионах, где шахты, где уголь и так далее. Что делают с нарушителями? Штрафуют нарушителей во Франции, которые не строят социальное жильё.

Вторая проблема. Она здесь звучит уже у многих выступающих, но я остановлюсь только на огромном количестве жалоб по вопросам переселения из аварийного жилья. Оно, как правило, связано с несправедливым подходом к компенсации за изымаемое жильё. У этих граждан нет выбора между денежным возмещением и предоставлением другого жилья. Заблуждение у Виталия Леонтьевича, что эта проблема решается в 185-ФЗ. Нет этой нормы, она была, она исчезла. И проблема решается, Виталий Леонтьевич, только в судебном порядке (для справки вам). Значит, участки земельные, вот это тоже сказывается на денежной компенсации, либо не сформированы, либо сформированы по отмостке, как это в Казани происходит. И, естественно, отсутствие стоимости земли влияет на стоимость компенсации. Это все мы прекрасно понимаем. Поэтому, мы что предлагаем: не принимать решение о переселении по дому, если участок не стоит на кадастровом учёте. Такая норма есть, но при введении дома в эксплуатацию. А почему при сносе дома такой нормы нет? Надо проблему решить, мы проект внесли, и он находится в комитете у Крашенинникова (депутат фракции "Единая Россия" – Прим. ред.).

Да, внесён законопроект в Думу. Мы предлагаем, коллеги, провести в ноябре парламентские слушания по проекту, он слишком серьёзный для того, чтобы просто его принимать без обсуждения. Приглашаем вас, Виталий Леонтьевич, и всех, кто находится сейчас в этой ложе, принять участие в парламентских слушаниях. Но решая проблему аварийного фонда, необходимо думать о профилактике его возникновения. Как вы понимаете, речь идёт о реновации, которая должна стать стратегическим направлением в будущем.

Дальше. Проблема, только ленивый не говорит, долги по оплате ЖКУ и персональные данные. Составляют они у граждан 750 млрд руб. И в то же время при обращении в суд с 1 октября для взыскания задолженности необходимо предоставлять персональные данные. Нет Иры Яровой (депутат фракции "Единая Россия" – Прим. ред.), я ей искренне благодарна за то, что мы хотя бы сделали отсрочку для этой нормы на шесть месяцев. Но предполагается, что за это время будет выработан механизм защиты персональных данных. Коллеги, у нас очень серьёзные сомнения, что это реально. При этом Правительство предлагает ещё и повысить стоимость выписок из реестра недвижимости. У нас же постоянно меняются собственники, надо делать выписки, а они будут очень дорогими. Считаем, что правильным решением будет принятие уже внесённого законопроекта. Кстати, Яровая меня в этом плане поддерживает, в котором предлагается предоставлять персональные данные в суд, если они имеются. Мы сами заинтересованы максимум персональных данных отдать в суд. Поэтому мы считаем, что в противном случае персональные данные выйдут просто в открытое пространство. Можно поставить крест на законе о защите персональных данных. Это нас всех касается, коллеги.

Дальше, проблема принятия решений в многоквартирных домах тоже сегодня обсуждалась. Давно решена проблема в домах ЖСК, в уставах которых записана возможность проведения конференции, когда интересы собственников представляет один уполномоченный собственник. Мы же приняли с вами в первом чтении с горячим обсуждением эту законодательную инициативу. Но почему решение затягивается? В доме, где больше 500 квартир, провести общее собрание, мягко говоря, исключительно сложно. Дальше. Проблема, которую поставил Президент, о снижении уровня бедности. Мы предлагаем снизить финансовую нагрузку на граждан, находящихся на грани нищеты. Мы не только поможем им, но и снизим общий объём задолженности в сфере ЖКХ, так как эти граждане наиболее добросовестные плательщики, они держатся за эту субсидию. Как можно было не понимать вот эту связку? Считаем необходимым снизить долю расходов на оплату ЖКУ, как минимум, до 15%. Цена вопроса оказалась меньше, чем мы предполагали, когда обсуждали эту проблему у Дмитрия Анатольевича Медведева, и составляет 29,7 млрд. Проект висит, несмотря на поручение Медведева. Вячеслав Викторович присутствовал на этом обсуждении и очень хорошо помнит ситуацию.

Дальше – капремонт. Процесс капремонта пошёл, наметилась тенденция роста спецсчетов многоквартирных домов, уход из общего котла. Торможение перехода на спецсчета связано с опасением сохранности средств и невозможности привлечения льготных кредитов. Мы неоднократно поднимали данный вопрос и, несмотря на поддержку Дмитрия Анатольевича, система льготного кредитования не введена, а по законопроекту, которым вводится страхование спецсчетов, по нашим сведениям, Правительство готовит отрицательный отзыв.

Коллеги, с 1 октября вступил в силу прямой запрет на использование жилого помещения в многоквартирном доме для предоставления гостиничных услуг. Свобода предпринимательской деятельности не безгранична и не должна нарушать права граждан. Более того, Президент поручил Правительству ввести ограничения на размещение в многоквартирных домах объектов торговли и иных услуг, мешающих комфортному проживанию граждан.

Теперь по проблемам апартаментов. Апартаменты строятся как объекты нежилого фонда, а реализуются мошеннически, как жилые помещения. То есть эта схема – либо мошенничество, либо коррупция. Потому что согласовывается нежилой объект, потом гражданам объясняют: да, мы вам переведем, да, мы вас зарегистрируем. Это ложь. Понимаете? Поэтому никаких усилий здесь не надо. Надо просто соблюдать закон. Попытки легализовать этот процесс обхода законодательства поддержаны, коллеги, нами быть не могут.

Спасибо огромное за внимание.

Официальный сайт Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2024