Елена Драпеко и Олег Шеин об обязанностях работодателя по выплате заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику 24 сентября 2019 24 сентября Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона № 755318-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации по вопросам принудительного исполнения обязанности работодателя по выплате заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику". С докладом по данному законопроекту выступил статс-секретарь – заместитель Министра юстиции Российской Федерации Вадим Федоров. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" задала вопрос Елена Драпеко, выступил Олег Шеин. Вопрос Елены Драпеко: Скажите, это решение инспектора Государственной инспекции труда будет ли преюдиционным для суда, если работодатель вздумает опротестовать это решение? Каков его правовой статус по отношению к судопроизводству? Вадим Федоров: Спасибо большое за вопрос. Как я еще раз обратил внимание, взыскиваются денежные средства, начисленные работодателем, но не выплаченные, поэтому данные действия носят бесспорный характер и не подразумевают их оспаривания, то есть денежные средства уже начислены. Выступление от фракции Олега Шеина: Хороший законопроект, но решающий совершенно миниатюрные ситуации. На самом деле речь идет о том, чтобы инспектор трудового надзора, который может принять решение, аналогичное решению суда о взыскании установленной задолженности по заработной плате, мог выписать и исполнительный лист. Вполне логично, потому что одно вытекает из другого. И возникает вопрос, а почему изначально эти вещи не оказались связаны? Но мы с вами говорим о случаях, которые на самом деле являются достаточно редкими, применительно к тем реальным проблемам, которые есть в сфере российского трудового права. Задолженность по заработной плате составляет порядка трех млрд руб., вроде большая цифра, три млрд, но только фонд оплаты труда у нас 25 трлн руб. для той части работников, которая нанята официально, и по оценкам Росстата 13 трлн руб. у тех, кто работает вне оформления трудовых договоров. И понятно, что цифра в три млрд из 38 трлн – это довольно небольшой объем. Правильно, что мы им занимаемся, неправильно, что мы не занимаемся всем остальным. Сегодня Минэкономразвития сообщило о том, что легализация занятости, оказывается, может тормозить темпы роста российской экономики. Это к вопросу о том, что происходит в головах правительственных чиновников, которые считают, что если бизнес будет получать меньше нормы прибыли, а работник будет находиться в более зависимом, рабском состоянии, то, исходя из этого, российская экономика будет развиваться семимильными темпами. Мы видим, что это не так, мы видим, что вопрос не только в выпадении налогов из бюджетной системы, в выпадающих доходах из Пенсионного фонда и Фонда ОМС. Но вопрос, в том числе, кстати, и в реальных долгах по заработной плате, которые только доказать невозможно. Потому что если с человеком не оформлен трудовой договор, то никакая инспекция по труду не сможет установить, и никакой суд, и никакая прокуратура, что у человека действительно его заработная плата 40 тыс. руб. Представляете, о каком количестве людей идет речь? По тем же оценкам Минэка вопрос затрагивает порядка 15 млн работников. Но ведь мы все умеем считать. Если 13 трлн, то есть 1,1 трлн в год, поделить на 15 млн человек, то получается, что якобы средняя заработная плата в черном сегменте российской экономики 70 тыс., в два раза больше, чем в белом сегменте. То есть у ребят, которые работают на полях, которые работают на стройках, дальнобойщиками, у них в два раза больше якобы заработная плата, чем у госслужащих, чем у работников корпораций и чем у силовиков. Понятно, что цифра просто в 15 млн человек, она является заниженной. И на самом деле мы имеем дополнительное подтверждение тому, о чем говорят свободные профсоюзы, Конфедерация труда России и "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", что опрос идет об охвате примерно 25 млн человек. И вот здесь действительно никаких инструментариев нет ни у инспекции труда, ни у прокуратуры, ни у судебных органов. У меня был случай, когда бастовали на рейде астраханские моряки, у кого неофициальная зарплата была 70-80 тыс. руб., официальная 10, только вот им не платили эти деньги на протяжении года. У меня была встреча непосредственно с генпрокурором Чайкой, и Генеральная прокуратура ничего не смогла сделать. В августе месяце этого года в моей родной Астрахани вышли на пикет бензозаправщики колонны корпорации "Лукойл". Официально они работали не на "Лукойл", а на фирму под аутсорсинг, только без трудовых договоров и с задержкой по зарплате в пять месяцев. С бейджиками ребята стояли, в кепочках стояли, и никакая инспекция по труду здесь ничего не могла сделать, потому что официально эти люди не были трудоустроены, не говоря уже по поводу их официальной заработной платы. Это не подтверждалось никакими бумагами, это было оспоримой суммой. И только протестная акция позволила изменить это положение дел. Аналогично фирмы, которые заняты по клирингу в "Пятерочке" и прочих супермаркетах. И вот в таком положении находится российский рабочий класс. Поэтому законопроект наша фракция поддержит. Еще раз, здесь нет предмета для сомнений никаких абсолютно, потому что он позволяет работникам подавать жалобу не только мировому судье, но и в Роструд, и инспектор обладает дополнительным функционалом. И, соответственно, если работодатель не согласен, он может обжаловать это решение. А если он не обжалует, оно вступает автоматически в силу, что влечет за собой исполнительное производство. Только повторю еще раз цифры: три млрд руб. – текущих. Это весь вопрос о текущей задолженности по заработной плате. И порядка 13 трлн руб. – это черная оплата труда в Российской Федерации, которая чревата куда более крупными суммами реально не выплаченных денег обманутым людям. Спасибо.
|