ГлавноеСобытияПартияПрограммаДепутатыФракция в ГД
Лента новостейОфициальноАнонсыСМИФотоВидеоАудиоEnglish

Госдума отклонила законопроект "СР" об ограничении прибыли банков при кредитовании реального сектора экономики и физлиц

18 сентября 2019

18 сентября Государственная Дума отклонила законодательную инициативу "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" – проект федерального закона № 51808-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" в части ограничения размера прибыли кредитных организаций при кредитовании реального сектора экономики, а также при кредитовании физических лиц". С докладом и заключительным словом по данному законопроекту выступил Олег Николаев. От фракции выступил Валерий Гартунг.

Доклад Олега Николаева:

– Уважаемый Иван Иванович (Мельников, Первый заместитель Председателя ГД – Прим. ред.)! Уважаемые коллеги!

Вашему вниманию представляется один из законопроектов из пакета законопроектов, которые предлагала, предлагает, ещё и дальше будет предлагать фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", направленных на то, чтобы банковская система нашей страны работала на развитие экономики. Это очевидно. То есть ввиду того, что банковская система – это, можно сказать, как кровеносная система для человека, соответственно, банковская система, финансовая система такие же функции выполняет для экономики. Очень важно, чтобы она приносила пользу.

То есть данным законопроектом мы предлагаем ограничить норму прибыльности или размер прибыли кредитных организаций при осуществлении кредитования прежде всего реального сектора экономики.

Вы знаете, мы предлагали законопроект, в соответствии с которым мы предлагали возложить на Центральный банк ответственность за экономическое развитие, усилить контроль за деятельностью Центрального банка. И, соответственно, это продолжение этой линии. Линии того, чтобы стимулировать банки, чтобы они реально вкладывали и делились, если так можно сказать, прибыльностью с остальными участниками экономического процесса.

Почему актуален данный вопрос? Данный вопрос актуален еще тем, что, если мы с вами посмотрим статистику и информационные потоки, мы видим, что прибыльность кредитных организаций за последние годы из года в год растет. В то же самое время доля убыточных предприятий в экономике тоже растет. То есть прибыльность, общая прибыльность реального сектора снижается. Соответственно, как следствие, реальные доходы населения тоже из года в год, уже шестой год подряд снижаются. Все это, конечно же, делает невозможным достижение целевых показателей по экономическому росту.

В то же самое время мы видим, что банковский сектор у нас живет, достаточно комфортно себя чувствуя. При этом, когда в стране происходят кризисные явления, именно в банковский сектор направляются денежные средства для поддержки вроде бы как экономики. И мы слышали из выступлений, в том числе первых лиц государства, о том, что зачастую эти направленные для поддержки экономики деньги в кредитную систему страны, не возвращались в реальный сектор в виде ожидаемых кредитных ресурсов, которые должны были бы поддержать и производство, и потребительский спрос.

Поэтому, на наш взгляд, если мы установим ограничение по прибыльности для банков, мы сможем поддержать, прежде всего, субъекты малого и среднего предпринимательства, которые на сегодняшний день очень часто сетуют на то, что, несмотря на те декларируемые, существующие меры поддержки, которые направлены на поддержку малого и среднего бизнеса, для большого количества этого сегмента предпринимателей кредиты недоступны. Недоступны по разным причинам. Это и дороговизна, прежде всего, потому что норма рентабельности у предприятий реального сектора существенно ниже тех предлагаемых процентных ставок, которые они получают в качестве предложения.

В то же самое время другой, более прибыльный сегмент предпринимательской деятельности получает средства для финансирования своей хозяйственной деятельности через потребительское кредитование.

Мы очень часто в последнее время слышим о том, что катастрофическими методами, вернее, темпами растёт потребительское кредитование, и были даже споры между органами государственной власти Российской Федерации по этому поводу.

Но если мы посмотрим другую статистику, саму структуру этого потребительского кредитования, то там есть такое мнение экспертов, что до 50% кредитов, потребительских кредитов, особенно предприниматели-женщины берут для того, чтобы обеспечивать свою предпринимательскую деятельность, это, как правило, сегмент торговой деятельности.

И эти все факты говорят о том, что кредитные ресурсы, их недоступность для предпринимателей приводит к тому, что мы имеем достаточно низкие темпы экономического роста, и, соответственно, снижающиеся реальные доходы.

Поэтому ещё раз, завершая свой доклад, к сути законопроекта.

Концепцией законопроекта предлагается ограничить размер прибыли кредитных организаций при кредитовании реального сектора экономики.

То есть в первом чтении, если мы с вами примем концепцию, здесь сказано о полутора процентах, конечно же, размер самих процентов и иные подходы ограничения прибыльности можно обсудить и утвердить уже в ходе второго и третьего чтения.

Поэтому наше предложение – законопроект принять сегодня в первом чтении, а дальше над ним поработать таким образом, чтобы он был полезен для всех участников экономических отношений нашей страны.

Спасибо.

Выступление от фракции Валерия Гартунга:

Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Наша фракция, безусловно, поддержит этот законопроект, мало того, мы призываем вас его поддержать.

Возражения против принятия этого закона явно несостоятельные, я по ним пройдусь. Первое, нельзя законом ограничить предельный размер прибыли организации. Коллеги, мы это уже сделали, у нас уже есть норма закона, которая ограничивает максимальную процентную ставку по потребительским кредитам, эта норма действует. Ничего нового авторы не предлагают. Авторы просто предлагают расширить применение этой нормы и установить конкретную предельную ставку. Да, вызывает сомнение ставка в 1,5%, давайте установим её 3%. Какие проблемы?

Мало того, говорят: нельзя ограничить прибыль только по одной операции, а не по всем остальным. Правильно, согласен, надо по всем остальным тоже ограничить.

Посмотрите, сколько заработал финансовый сектор за прошлый год прибыли? За триллион рублей. Сколько заработали, не буду говорить, вы говорите, реальные сектора экономики, машиностроение, автопром заработал за прошлый год, посмотрите.

Посмотрите, сколько, какая доля прибыли, зарабатываемая в машиностроении? Я приведу машиностроение, потому что это отрасль, которая создаёт наибольшую добавленную стоимость и наиболее количество занятых людей в этой отрасли. Какая часть прибыли, маржи, которые зарабатывают предприятия, отдаётся финансовым структурам? Практически вся отдаётся.

То есть фактически реальные сектора экономики, которые создают экономику страны, обеспечивают пополнение Пенсионного фонда, обеспечивают пополнение бюджета, выплачивают самый тяжёлый налог НДС, перекачивают эту прибыль в финансовый сектор, который не платит НДС на самом деле.

То есть получается, что у нас вся экономика работает на два сектора: на финансовый и сырьевой. Всё. С какой нефтяной иглы мы собираемся слезть? Никогда не слезем, потому что у нас ресурсы перекачиваются за рубеж и есть финансовая структура, финансовая система, которая обеспечивает функционирование этой перекачки, все остальные являются рабами этих двух отраслей.

Мы предлагаем навести порядок в этом деле. Смотрите, что ведь получается, нам говорят: свобода договора, свобода предпринимательства, нельзя ограничивать прибыль. К чему это привело? Посмотрите, отработало там хозяйственное общество, заплатило дивиденды акционерам, чтобы получить дивиденды, акционеры платят 13% подоходный налог, а ещё потом 4% отдают за транзакцию, за то, чтобы дивиденды перевести физическим лицам, банкам.

С какого перепугу, с чего вдруг-то? То есть фактически получается не 13%, а 17% платят, 4% банки забирают. Ну, хорошо, вы хотите увеличить налогообложение? Забирайте в бюджет, почему банкам-то отдавать, частным банкам? У нас, посмотрите, несколько сотен банков уже прекратили существование. То есть у нас идёт консолидация банковской системы, фактически, концентрация. То есть у нас монополия создана уже. И с учётом того, как у нас сейчас работает налоговая, какие законы мы здесь принимаем, мы всё больше и больше расчёты переводим в безналичные платежи. То есть фактически мы всю экономику загоняем в то, чтобы всё больший и больший процент денег, которые зарабатывают реальные сектора экономики, отдавались банкам. Вот, что мы делаем.

То есть, если мы создаём монопольную ситуацию или олигополию, как сейчас у нас есть, несколько банков контролируют всю финансовую систему страны, мы должны вводить механизмы регулирования. Это же очевидная вещь. Это делается с энергоносителями, это в области естественных монополий у нас есть, почему в финансовом секторе это не делаем?

Если мы не вводим регулирование, то у нас и получается перекос: из реальных секторов экономики вся прибыль уходит в финансовый сектор, сырьевикам, потому что там монополия, и финансистам. И никогда у нас никакого роста ВВП выше мировых темпов не будет. Не будет его, потому что у нас, ещё раз подчёркиваю, у нас либо сырьё мы продаём, либо у нас финансовый сектор развивается, два доминирующих сектора. Причём и в одном, и в другом случае у нас монополия создаётся.

Дальше что происходит, давайте посмотрим. Вот такие сверхльготные условия мы создали для финансового сектора. Давайте посмотрим на участников этого сектора. Вкладчики. Вкладчики у нас счастливы, довольны? Нет, стоят с плакатами: "Верните наши деньги". Заёмщики довольны? Нет. Стоят с плакатами: "Не отнимайте у нас последние квартиры".

То есть получается, промышленность получает у нас кредиты? Нет. Получает под бешеные проценты, недовольны этим. Государство. Государство выплачивает огромные деньги. Сначала выделяет деньги на то, чтобы ипотечных заёмщиков всех не выгнали из жилья, выделяя деньги, потом ещё вкладчикам помогает, а потом ещё триллионы денег в банковскую систему вкачивает, и при этом мы не ограничиваем никак прибыли финансового сектора.

Коллеги, куда мы катимся? Что мы строим, какую мы страну, какую экономику строим?

Поэтому, конечно, спорный вопрос: где отсечку сделать 1,5%, 3%? Это процедура второго чтения, никаких проблем.

Дальше следующее. Вы говорите, что, дескать, нельзя ограничивать прибыль только по кредитованию. Да, согласен, нужно ограничить маржу при инкассации, например, при предоставлении, при перечислении платежей от юридических физическим лицам, сейчас это вообще катастрофа, посмотрите, может быть, к вам не обращались представители малого бизнеса, но ко мне они обращались, они говорят: с какой стати нас банки просто грабят, с любого платежа берут несколько процентов, причем это уже не сотые, не десятые проценты, как во всем мире, сотые проценты, сотые доли процента, это уже несколько процентов от каждой транзакции, поймите. То есть надо в этом наводить порядок и это первый шаг, который мы предлагаем предпринять в этом направлении.

Если вы говорите, что нельзя только одну часть финансовых услуг ограничивать при рентабельности, мы согласны, давайте все ограничим, это будет правильно.

Поэтому, коллеги, предлагаем поддержать наш законопроект.

Спасибо.

Заключительное слово Олега Николаева:

– Спасибо, уважаемые коллеги, за обсуждение, но я еще раз напомню, что данный законопроект был внесён в пакете законопроектов по регулированию в целом и контролю банковской системы страны в целях стимулирования экономического роста.

Поэтому, конечно, если взять отдельно этот законопроект, отдельно предложения, возможно, там какая-то оторванность и чувствуется. Но при этом те аргументы комитета, которые были приведены, я согласен с коллегой Гартунгом, они вполне исправимы в ходе второго чтения и соответствующим образом через обсуждение могут быть приведены в соответствие с другими действующими законами, так, чтобы они были полезны для всех.

Но главная цель законопроекта, я еще раз говорю, это, учитывая те специальные инструменты кредитования отдельных сегментов экономики, которые до сих пор действовали, и отдельные еще действуют, расширить этот опыт на максимальное количество предприятий реального сектора экономики, с тем, чтобы у нас чувствовался экономический рост, и чтобы мы поступательно шли к решению задач развития страны и, соответственно, решению социальных задач.

Поэтому просьба поддержать законопроект в первом чтении и доработать его в последующих чтениях.

Спасибо.

Официальный сайт Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2025