Госдума отклонила законопроект "СР" об установлении дополнительных гарантий педагогических работников 12 сентября 2019 12 сентября Государственная Дума отклонила в первом чтении законодательную инициативу "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" проект федерального закона № 590947-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части установления дополнительных гарантий педагогических работников". С докладом и заключительным словом по данному законопроекту выступил Олег Шеин. От фракции "СР" выступил Валерий Гартунг. Доклад Олега Шеина: Министр просвещения Российской Федерации Ольга Васильева недавно привела цифры по ситуации с кадровым обеспечением в российской общеобразовательной школе. По её словам, в возрасте до 25 лет доля учителей составляет всего 5% от их общего числа, в возрасте до 30 лет – всего 10%. И такими темпами к 2030 году дефицит кадров в общеобразовательной школе достигнет даже по отношению к нынешним параметрам порядка 200 тысяч рабочих мест. Однако и сегодняшнее положение дел в российской общеобразовательной системе не является оптимальным. Общероссийский народный фронт относительно недавно проводил опрос в 83 регионах Российской Федерации, было опрошено 3 тысячи педагогов, из которых каждый второй сказал, что в их школе не хватает предметников – учителей, ведущих профильные конкретные предметы. В том числе дефицит отмечен в 32% случаев по учителям иностранного языка, в 25% случаев по учителям русского языка, и в 18% – по физике. При этом сами учителя также отмечают недостаточный размер их заработной платы, невзирая на известные майские указы Президента. Каждый второй учитель говорит о том, что он вынужден работать дополнительно, брать вторую ставку, где-то подрабатывать в качестве репетитора. И каждый третий учитель вообще считает, что у него снижена реальная заработная плата вместо ее роста за последние годы. Это данные РАНХиГС, то есть профильного института при Президенте Российской Федерации. Почему так произошло и что в принципе происходит в системе общеобразовательной школы? Если мы возьмем данные за 2010 год и данные за 2018-й, то мы увидим, что прошли массовые сокращения учителей. В 2010 году в российской школе работало 1 миллион 800 тысяч человек, на текущий год 1 миллион 100 тысяч человек. Нам могут отчасти объяснять произошедшее сокращением и самого числа детей. Вот только демографическая волна имеет разные параметры, и в настоящее время в школу как раз пришли дети, рожденные в начале десятых лет, в конце нулевых лет, где мы отмечали определенного рода повышение рождаемости в Российской Федерации. Поэтому, если число учителей сократилось более чем на 40%, то число детей примерно процентов на 25-28. Поэтому возросла и уплотненность классов. По сравнению с 2010 годом она возросла в 1,5 раза. Если в 2010 году на учителя приходилось 10 учащихся, то в настоящее время 15. Эта цифра увеличивается. Поэтому в классах вместо уроков идут лекции. Поэтому учитель не в состоянии дать качественно предмет обучающемуся человеку. Поэтому родители вынуждены, у кого есть какие-то деньги, замещать уроки в школе через наем репетиторов. И стоимость затрат на репетиторов ежегодно возрастает. Но поскольку репетитора себе при медианной зарплате могут позволить далеко не все, мы имеем качественное ухудшение подготовки детей в общеобразовательной школе и качественное ухудшение подготовки абитуриентов, которые поступают в высшую школу, то есть в университеты. Это означает очень серьезные проблемы для страны, в том числе с дефицитом квалифицированной рабочей силы, в том числе с невозможностью для бизнеса получить по выходу из высшей школы специалистов, что является уже сегодня общим предметом. И очевидно, что существующие меры государственного финансирования не являются достаточными. Вообще, чтобы мы имели другое госфинансирование, необходимо увеличить затраты на систему образования в Российской Федерации примерно на 3 триллиона рублей, это общеизвестные параметры, поскольку есть такой объективный показатель, как доля затрат на образование к ВВП. В России доля затрат на образование к ВВП 3,5%, в странах объединения экономического сотрудничества и развития порядка 6-7%. Наш ВВП 100 триллионов, поэтому считается очень легко, сколько денег не хватает. Но "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" сегодня предлагает принять чуть более скромные меры, стоимость вопроса 0,2% к ВВП, а не 3%. И меры, которые предлагаются, это меры, которые в том числе обсуждались с нами, с профсоюзом "Учитель", новым профсоюзом, входящим в Конфедерацию труда России, объединение свободных профсоюзов страны. И среди этих мер такие, как право преподавателя получить один раз в 10 лет дополнительный оплачиваемый отпуск. Возможность подъемных до пяти окладов для молодых специалистов, которые собираются работать в системе образования, а не уходить куда-то в частный сектор. Возможность подъемных в размере 25% в течение трех лет с момента начала работы для молодых специалистов, готовых работать на селе. Мера, поощряющая уход на пенсию людей, которые достигли более глубокого возраста, то есть два оклада дополнительно к стандартным выплатам для тех учителей, которые готовы выйти на пенсию, чтобы было движение по кадрам, и чтобы были рабочие места для молодежи. Подъемные на работу на селе в размере 200 тысяч рублей для тех молодых специалистов, которые готовы это делать. Кстати, в свете известного медведевского решения отменить советские постановления 30-х годов, часть из которых, как известно, касалась компенсации по отоплению, по электроэнергии для преподавателей, которые работают в сельской местности. Мы там еще предлагаем ввести фиксированную надбавку для преподавателей, имеющих научные степени: 3 тысячи рублей за степень кандидата и 7 тысяч рублей за степень доктора (поскольку сегодня нет твёрдых правил и соответствующие выплаты утверждаются коллективными договорами и местными решениями), небольшую выплату на интернет. И отдельно хотелось бы сказать, конечно, об изменении системы окладов, потому что сегодня майские указы Президента привязаны к заработной плате человека, а не к ставке, что поощряет сокращать штаты и при сокращении штатов давать полуторную, двойную нагрузку на тех сотрудников, которые уцелели при очередной кадровой мясорубке. Мы предлагаем сделать то, о чём говорят профсоюзы, Конфедерация труда России, ФНПР, а именно – привязать майские указы Президента к заработной плате на ставку учителя, что, соответственно, потребует более качественного финансирования. Но даже при том законе, который предлагает "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", мы будем существенно отставать по объёмам финансирования к ВВП от других стран Объединения экономического сотрудничества и развития. Тем не менее, первый пакет по заработной плате и по поощрению работы педагогов, согласованный нами со свободными профсоюзами, сегодня представлен в Государственную Думу. Спасибо. Выступление от фракции Валерия Гартунга: Уважаемый Александр Дмитриевич (Жуков, Первый заместитель Председателя ГД – Прим. ред.)! Уважаемые коллеги! Мы не понимаем, почему Правительство и комитет не поддержали этот законопроект, никаких серьезных доводов против этого я не услышал. Дело в том, что здесь говорилось о том, что нет финансово-экономического обоснования, но вот оно приложено в документах, все могут с ним ознакомиться. В своём выступлении автор назвал цифры, около 200 миллиардов рублей в год. Финансово-экономическое обоснование есть. Вразумительного ответа на вопрос о том, почему при наличии действующих норм в законодательстве и полномочий у субъектов Российской Федерации, они не реализуются, и сегодня учителя имеют нищенские заработные платы и фактически бегут из системы образования, я тоже не услышал. То, что там, в Москве, есть возможность платить учителям нормальную заработную плату, нисколько не утешает учителей из Челябинской области, у которых такой возможности нет, и еще из 80 субъектов Российской Федерации. У нас не единая страна что ли? Почему у нас в одном субъекте должны быть зарплаты в разы и даже на порядок выше, чем в других субъектах Российской Федерации, у учителей, которые учат по той же самой, по одной и той же самой программе, это где такое возможно? И мы предлагаем установить государственные гарантии федеральным законом. Дальше. Вы говорите, это вмешательство в полномочия субъектов Российской Федерации. Никакого вмешательства нет. Если мы федеральным законом установим социальные гарантии, то в соответствии с этим законом мы примем с вами закон о бюджете, в котором мы недостающие деньги субъектам будем вынуждены дать, обязаны будем дать. И тогда у субъектов появится возможность финансировать систему образования так, чтобы учителя на свою ставку 18 часов в неделю могли нормально жить. Не как сейчас, сокращаем учителей, фонд оплаты труда остаётся прежний, нагружаем их, они не только по 36 часов в неделю работают, а гораздо больше, их перегружаем и потом говорим: вот, пожалуйста, вы там работайте, дотягиваем зарплату до средней по субъекту. Это за две, за две с половиной ставки, не забывайте, это в 2,5 раза больше. В такой нагрузке учитель проработать не может. Сидящие здесь люди, которые работали в школе, прекрасно это понимают. Если вы мне скажете, что это большие деньги, 200 миллиардов рублей в год, коллеги, вчера приняли решение, вчера в этом зале вы проголосовали за налоговые льготы для нефтяников. Я вам привёл пример, у них 4,5 триллиона рублей в офшорах оседает, и вы им еще помогаете. Им государство спокойно сотни миллиардов рублей отдает отрицательного акциза. Здесь на всю систему образования 200 миллиардов рублей мы не можем найти. Хотя при этом у нас уже почти 5 триллионов рублей к концу года, по последним данным больше, чем 5 триллионов рублей денег останется в бюджете неизрасходованных. И мы говорим только о 200 миллиардах из 5 триллионов рублей. Вдумайтесь только. Эта цифра – всего 4% от неизрасходованных доходов, собранных доходов федерального бюджета. Смехотворно. Куда же их тогда тратить, если не на образование? Скажите мне, пожалуйста, куда ещё их тратить? Опять отдать нефтяникам, которые их закопают в офшорах и себе яхты подлиннее купят, самолеты более современные? И в наших же офшорах ещё безналогово их будут содержать. Потому что в зарубежных офшорах, видите ли, у них их могут отнять. Так давайте мы ещё российские офшоры создадим. Коллеги, мне вообще непонятна позиция ни комитета, ни Правительства. Потому что это выгодно со всех точек зрения. Это не только справедливо по отношению к учителям. Это ещё и выгодно по отношению к экономике страны. Как вы собираетесь добиваться темпов роста экономики выше мировых, если у нас система образования деградирует? Экономика вырастает прямо в школе. Если система образования лучшая в мире, то, соответственно, и темпы роста экономики будут лучшие в мире, и качество экономики будет другое. Или вы собираетесь ещё 100 лет на этой нефтяной игле сидеть? Коллеги, у меня просто нет слов. Поэтому я считаю, что надо поддержать этот закон. Для этого деньги есть, для этого ситуация созрела. И ещё хочу обратиться к учителям, которые у нас составляют костяк избирательных комиссий, сейчас много было видео в интернете, как они бегают, стараются партии власти больше мандатов принести. Обращаюсь к учителям – посмотрите это обсуждение, посмотрите голосование и сделайте выводы. Спасибо. Заключительное слово Олега Шеина: Меня не может не радовать универсальность подхода коллег из фракции "Единая Россия", которые за последние полчаса сказали две замечательные вещи: первая, что закон дублирует нормы действующего законодательства, и второе, что он им противоречит. Я хотел поблагодарить за столь необычный подход, и мне кажется, он у нас новый для нашего парламента, показывающий высокую эластичность в аргументации. Что касается содержательных вещей, то мы с вами видим на примере майских указов Президента, как федерация вторгается (и правильно вторгается) в тему заработной платы в системе образования и здравоохранения. Но столь же очевидно, по данным и Общероссийского народного фронта, и Министерства просвещения, и РАНХиГСа, что эти меры вторжения в сферу заработной платы сегодня недостаточны, потому что учитель не приходит в школу, молодых кадров нет в школе, повторю, до 30-летнего возраста достигает только один из десяти учителей, а в классах мы наблюдаем колоссальную переуплотненность. Косвенным, но очень важным фактором, подтверждающим, по сути дела, сословность в системе общеобразовательной школы, является история с репетиторами. В старших классов репетиторов привлекают 45% всех родителей. В среднем расходы на репетиторов достигают отметки в 23 тысячи рублей, это полноценная медианная заработная плата в Российской Федерации. Это означает, что малообеспеченные люди, одинокие семьи, многодетные семьи лишены возможности для того, чтобы их дети получили качественное образование. "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" настаивает на принятии социальных поправок. Мы уверены в том, что те предложения, которые мы вносим сейчас, рано или поздно будут приняты, только очень жалко, что пока это время идёт, у нас колоссальное количество людей в стране, молодёжи и детей не может получить нормальное образование для того, чтобы в будущем иметь нормальную квалификацию и хорошую работу. Но эта ответственность тех людей, которые выступают против принятия данных поправок. Спасибо.
|