Михаил Емельянов и Валерий Гартунг о налоговом стимулировании развития гражданской авиации 24 июля 2019 24 июля Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона № 733024-7 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации" (в части налогового стимулирования развития гражданской авиации). С докладом по данному законопроекту выступил заместитель Министра финансов Российской Федерации Илья Трунин. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" задали вопросы Михаил Емельянов и Валерий Гартунг, выступил Валерий Гартунг. Вопросы Михаил Емельянов: Уважаемый Илья Вячеславович! Финансовые возможности российских производителей и иностранных производителей несоизмеримы между собой, иностранцы имеют гораздо большие финансовые возможности, поэтому они предоставляют воздушные суда в лизинг на неизмеримо более выгодных условиях, нежели российские компании. Поэтому выравнивание налогообложения и других льгот между российскими и иностранными компаниями, по сути, означает дискриминацию российских компаний. По-моему, этот закон ставит под угрозу реализацию программы МС-21. И ссылки на то, что принятие этого закона как-то сможет сдержать цены на авиабилеты, тоже несостоятельны, поскольку эти льготы действуют много лет, но цены не сдерживаются. Как вы объясните, почему Правительство лоббирует, по сути, интересы иностранных производителей? Илья Трунин: Михаил Васильевич, не соглашусь с вами. Если мы посмотрим на то, какой режим сейчас у нас применяется и будет применяться до конца этого года, он следующий. При временном ввозе, а фактически постоянной эксплуатации с 90-х годов самолетов российскими авиакомпании, предоставляется освобождение как от НДС, так и от ввозной таможенной пошлины. При выпуске российских самолетов и вертолетов никакого освобождения от НДС не применяется. Соответственно, законопроект исправляет эту ситуацию и говорит, что мы будем продолжать освобождать от НДС. Пошлин мы не касаемся. Это не наша компетенция, не Российской Федерации. Но в дополнение к этому, чтобы создать равные условия, мы также будем освобождать от НДС и реализацию российских самолетов. То есть что ещё больше можно сделать в этой связи, мы не очень представляем. Поэтому мы эту задачу полностью решаем. Спасибо. Валерий Гартунг: Уважаемый Илья Вячеславович, ответьте, пожалуйста, на такой вопрос. Законопроект у нас касается воздушных судов. И вы сказали, что как бы принятие этого закона приведет к снижению цен на билеты. Скажите, пожалуйста, освобождение от налога на НДС, на прибыль, на имущество, транспортного налога, от уплаты процентов страховых взносов на владельцев морских судов, каким образом это на стоимость авиабилетов повлияет? И второй вопрос. Если мы такие льготы даем владельцам судов, зарегистрированных в специальных административных районах, то почему у нас владельцы судов, зарегистрированные в других районах, на общем налоговом режиме находятся? Спасибо. Илья Трунин: - Спасибо большое. Естественно, я, говоря о том, что законопроект послужит тому, что цены хотя бы не будут расти, не будут стимулировать рост по сравнению с действующей ситуацией, когда с 1 января в отсутствии этого закона будет уплачиваться НДС при ввозе, я говорил о первом и основном блоке, который касается воздушных судов. Естественно, специальных административных районов в той части законопроекта, что касается водных судов, эта часть не имеет отношения к авиаперевозкам. Что касается вопроса о том, почему в одних районах один налоговый режим, в других районах другой налоговый режим. Напомню, что законодательство о специальных административных районах, которое примерно так же, как и сегодня принималось под завершение прошлой весенней сессии 2018 года, подразумевает, что в этих специальных административных районах в основном регистрируются компании по критерию так называемой редомициляции, то есть перерегистрация из иностранных юрисдикций. Для таких компаний установлены и налоговые льготы в специальных административных районах, а что самое главное, законодательство уже действующее предусматривает, что для таких компаний сохраняют своё действие элементы иностранного права, по которым они функционировали до перерегистрации в специальные административные районы. Таким образом Айрат Закиевич (Фаррахов, депутат фракции "Единая Россия" – Прим. ред.) об этом говорил в своём выступлении), большая часть воздушных судов сейчас, и водных на самом деле тоже, которые эксплуатируются фактически российскими судовладельцами, бенефициарами которых являются российские лица, и которые во многом даже осуществляют перевозки в Российской Федерации, они зарегистрированы в иностранных реестрах, где примерно такой же налоговый режим, который сейчас предусмотрен рассматриваемым законопроектом. Поэтому мы предполагаем, что в этой части законопроект послужит, особенно для тех, кто это хочет сделать, для многих российских бенефициаров воздушных судов, в общем, не самые сейчас лёгкие времена в юрисдикции их регистрации, это позволит им без больших финансовых издержек перерегистрировать свои самолёты в российский реестр. Спасибо. Выступление от фракции Валерия Гартунга: Уважаемый Иван Иванович (Мельников, Первый заместитель Председателя ГД – Прим. ред.), уважаемые коллеги! Этот законопроект заслуживает отдельного внимания. Начну я с такой фразы, что бутерброд не лезет в рот, сразу мысль: а как народ? Мне сразу эта фраза приходит на ум, когда с заботой о народе принимают такие законопроекты. Вдумайтесь, о каком народе идёт речь? Коллега уже только что сказал, что граждане, о которых мы здесь печёмся, фамилии их можно найти в списке Форбс, ну это настолько очевидно, что мне даже непонятно, почему мы на это столько времени тратим? Надо взять и отклонить этот закон без обсуждения. Вдумайтесь только, о чём идёт речь. Здесь предлагается под предлогом, что, дескать, надо же для граждан создать условия для снижения цен на авиабилеты, давайте-ка мы освободим от НДС ввоз иностранных самолётов, комплектующих, все услуги, которые оказываются по содержанию этих самолётов. Но, коллеги, а у нас, что своего авиапрома нет? Если мы хотим снизить издержки для авиакомпаний, давайте мы освободим от НДС производителей нашей авиации здесь, в России. Малого того, освободим не только производителей самолётов, но и всех, кто их обслуживает, все запчасти в полном объёме освободим. Вот вам, пожалуйста. Это на предмет того, как поддержать российского авиастроителя. Как ещё улучшить? Да вот, пожалуйста, российскую авиацию поддержать. Поддержите российского авиастроителя. Всё. Только что мы сегодня снижали НДС для плодоовощной продукции. Снижали? Снижали. Ну что мешает? Пожалуйста, в сельском хозяйстве рост развития показал, что эта система работает. Почему мы на авиапром эти меры не распространим? Пожалуйста. Следующее. Вдумайтесь, так интересно, законопроект называется "О поддержке о внесении изменений в..." да, он просто "О внесении изменений в Налоговый кодекс" и преподносит, что, дескать, надо же гражданскую авиацию поддержать. Спрашивается, а зачем мы тогда от всех налогов освобождаем владельцев морских судов, которые зарегистрированы в специальных налоговых зонах наших? НДС, налог на прибыль, налог на имущество, транспортный налог и проценты по страховым взносам. У нас что, в Пенсионном фонде деньги появились? В социальных фондах деньги появились? У нас нет дефицита финансирования на здравоохранение, на образование. Но если у нас так всё хорошо с деньгами, у меня сразу предложение: давайте поправками в этот же закон внесём. А давайте-ка мы вернём индексацию пенсий работающим пенсионерам. Раз деньги появились, раз нам не нужны взносы в Пенсионный фонд, давайте вернём, тем более пять триллионов рублей же есть уже, будет к концу года. За два года только сэкономили. Следующее. НДС, налог на имущество, транспортный налог, то есть мы олигархов списка Форбс от этого освобождаем. Да, дескать, забота же о гражданах, они же под санкциями там, они не могут пользоваться своими судами воздушными и морскими, этими яхтами тридцати-, пятидесятиметровыми, давайте-ка мы им специальные налоговые режимы создадим, пусть они бедные денег сэкономят у нас в стране. У меня просто слов нет. Следующее. Что же на самом деле нужно? Про гражданскую авиацию, про производителей наших самолетов, про авиастроителей я уже сказал. Если у нас так все хорошо с налогами, что мы специальные налоговые гавани создаем для специальных граждан, которые у нас в списке Форбс, то давайте тогда мы примем предложение, не только возьмем и проиндексируем пенсии работающим пенсионерам, давайте начнем долги раздавать. Давайте мы разморозим норму закону, по которой мы приостановили выплату внутреннего государственного долга по вкладам в Сбербанке, по советским вкладам. Мы уже 15 раз это делали, до 2022 года продлили, с 2003 по 2022 год, практически почти 20 лет, мы не выполняем норму закона, принятого в этом зале, по которому признано внутренним государственным долгом обязательство Сбербанка СССР перед гражданами, мы не выполняем, нет денег. Значит, на налоговые льготы для олигархов у нас деньги есть, а для вкладчиков Сбербанка СССР, для пенсионеров у нас денег нет. Вообще странно, у нас по всей стране проводится оптимизация системы здравоохранения, закрываются больницы, дозакрывались, что люди у нас, не дожидаясь медицинской помощи, умирают либо в поликлиниках или прямо дома. Сначала они в поликлиниках умирали, а теперь их даже не везут в больницы, говорят, вот в пятницу вызывают врача, он говорит: подождите до понедельника, мы вас там заберем, госпитализируем, место у нас освободится в субботу, пациент умирает. То есть они просто даже до больницы не доходят. Ну что это такое! Коллеги, ну при такой ситуации в стране голосовать за такого рода законы, мягко говоря, недальновидно. Коллеги, подумайте об этом. Спасибо.
|