Михаил Емельянов провел в Госдуме круглый стол "Денежно-кредитная политика и экономический рост в РФ" 22 мая 2019 22 мая первый заместитель председателя Комитета ГД по государственному строительству и законодательству, первый заместитель руководителя фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" Михаил Емельянов провел в Госдуме круглый стол "Денежно-кредитная политика и экономический рост в РФ". В мероприятии приняли участие представители Банка России, Счетной палаты и научного сообщества, депутаты Госдумы и эксперты. Сомодератором круглого стола выступил советник заместителя руководителя фракции "СР" в ГД, эксперт ГД, академик РАЕН Константин Андрианов. По словам Михаила Емельянова, главный вопрос дискуссии – как изменить политику ЦБ, чтобы у регулятора появилась такая цель, как экономический рост, и как его стимулировать средствами денежно-кредитной политики. Аудитор Счетной палаты Андрей Перчян отметил, что при переходе экономики к росту возникает вопрос о создании условий и стимулов для устойчивого развития, и роль ЦБ в решении этого вопроса должна быть более заметна. "На взгляд специалистов Счетной палаты, становится очевидной необходимость координации частных и государственных институтов по формированию модели экономического развития России, приоритетно основанной на внутренних источниках развития", сообщил Андрей Перчян. Председатель Комитета ТПП по финансовым рынкам и кредитным организациям Владимир Гамза отметил, что банковские активы за четыре года сократились на 7%, хотя банки занимают 90% финансового рынка. Это свидетельствует о том, что рынок реально сжался. Кроме того, кредиты корпоративным клиентам упали, кредиты физлицам выросли, что говорит о падении доходов населения и инвестиций относительно ВВП. "Если брать ведущие секторы экономики, там также наблюдается спад, денежная масса относительно ВВП падает. Это говорит о том, что механизм преобразования сбережений в инвестиции у нас не работает. Задачи, поставленные Президентом – достичь роста ВВП на 30% к 2024 г. не достижимы без роста инвестиций в основной капитал", уверен он. ЦБ легче решать вопросы таргетирования инфляции, чем задачи экономического роста, подчеркнул выступающий. "Но создание трансмиссионного механизма по преобразованию сбережений в инвестиции – это задача ЦБ, как это происходит во всем мире", заявил Владимир Гамза. Константин Андрианов отметил, что низкая монетизация, нерентабельность кредитов при существующей высокой ключевой ставке являются тормозом экономического роста. "Заявленная ЦБ цель таргетирования инфляции не достигнута, по факту произошел ее двукратный разгон, сообщил спикер. Для развивающихся экономик, каковой является российская, текущий рост ВВП равносилен рецессии". Он также отметил, что жесткая денежно-кредитная политика ЦБ провоцирует рост оттока капитала, снижение деловой активности, а гипертрофированная санация банков дестабилизирует банковскую сферу. "Таргетировать нужно не инфляцию, а рост в реальном секторе экономики целым рядом монетарных инструментов", резюмировал Константин Андрианов. Главный директор по финансовым исследованиям Института энергетики и финансов Михаил Ершов отметил, что снижение потребительского спроса драйвера экономического развития формирует профицит ликвидности и рост инфляционного давления. Увеличение НДС, по его мнению, является тормозом экономического роста, особенно в обрабатывающих отраслях. "У наших регуляторов есть все необходимые механизмы и рычаги воздействия позитивно в интересах экономики, бизнеса и населения. Но для этого требуется определенная модификация подходов", уверен Михаил Ершов. В выступлениях спикеры озвучили ряд предложений для повышения эффективности работы ЦБ. В частности, установить целью ЦБ стимулирование экономического роста, ввести персональную ответственность за неверные решения, увеличить монетизацию, пересмотреть ключевую ставку, разработать механизм развития систем финансирования долевого капитала, пересмотреть юридический статус, компетенции и ответственность ЦБ и др. Все предложения ключевых спикеров будут внесены в итоговую резолюцию, которая будет направлена в профильные ведомства и органы законодательной власти.
|