Депутаты фракции "СР" о предоставлении объектов культурного наследия в безвозмездное пользование федеральным органам власти 21 мая 2019 21 мая Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона № 673020-7 "О внесении изменения в статью 521 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (в части предоставления объектов культурного наследия в безвозмездное пользование федеральным органам государственной власти). С докладом по данному законопроекту выступила статс-секретарь – заместитель Министра культуры Российской Федерации Алла Манилова. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" задали вопросы Елена Драпеко и Федот Тумусов, выступил Олег Шеин. Вопросы Елена Драпеко: Дорогая Алла Юрьевна! Несколько лет назад мы закончили разграничение прав собственности на памятники. Можем ли мы с вами признать, что это разграничение не решило все вопросы, которые тогда вставали? И, возможно, нам нужно будет одновременно с тем, что вы предлагаете, и возражений здесь у нас нет, это короткий путь, пойти все-таки по пути передачи ряда памятников из субъектов Российской Федерации в собственность Федерации, именно потому что в субъектах Российской Федерации сегодня нет средств на их содержание. Кроме того, я с удивлением слышу, что орган власти согласится въехать в разрушенное нереставрированное помещение. Поэтому Бортко (депутат фракции КПРФ – Прим. ред.) прав – приведите нам такой пример, какой орган власти мы поселим, допустим, в Астрахани в разрушенных казармах. Алла Манилова: Спасибо, Елена Григорьевна, но я не помню, чтобы я говорила о казармах, тем более разрушенных. Я говорила о том, что отсутствие пользователя у объектов культурного наследия постепенно, Елена Григорьевна, очень постепенно, но годы летят быстро, приводит к тому, что они угасают, и мы их теряем. Поэтому речь идет о будущем, а не о том, что мы вселяем Правительство Российской Федерации в разрушенные казармы. Конечно, это образ, наверное. Что касается вашего предложения о том, чтобы расширить сейчас взор на предмет этого закона, то мы за то, чтобы принять его, и просим принять его в том виде, и вы поддерживаете, как он есть. И на площадке Государственной Думы давайте обсудим отдельно те вопросы разграничения полномочий в собственности, которые вы поднимаете. Конечно, жизнь богаче самых разных решений. Она задает нам все новые и новые вопросы, вы абсолютно правы. И те решения, которые были приняты несколько лет назад, наверное, сегодня нуждаются в нашей новой инвентаризации, новых выводах. Мы согласны, если Комитет по культуре пригласит нас для такой дискуссии. Спасибо большое. Федот Тумусов: Уважаемая Алла Юрьевна, из вашего доклада я понял, что действующее законодательство не позволяет передавать на безвозмездное пользование объекты культурного наследия государственным учреждениям. Тогда возникает вопрос – если они всё-таки там находятся, они выделяют средства на то, чтобы содержать эти объекты культурного наследия каким-то образом? Или когда только передадим в безвозмездное пользование, они будут выделять средства на то, чтобы сохранить эти объекты культурного наследия? Спасибо. Алла Манилова: Федот Семенович, собственник по законодательству несет ответственность, пользователь в нашем случае. Ну, конечно, органы власти заботятся об охране культурного наследия, это очень большой разговор. Сейчас мы говорим о том, что федеральный орган власти, становясь пользователем этого объекта, конечно, будет заниматься его сохранением, потому что 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия" – очень жесткий. У нас в России, коллеги, очень жесткое законодательство для пользователей и для собственников в отношении объектов культурного наследия. Поэтому, безусловно, все будут этому подчиняться, этим требованиям, требованиям исполнения охранного законодательства, той охранной грамоты, которая на каждый объект культурного наследия выдается собственнику и пользователю. Это очень жестко, спасибо. Выступление Олег Шеин: Наша фракция считает возможным принятие решения, но вот, Алла Юрьевна, прозвучали же золотые слова о том, что данный закон не носит комплексного характера и направлен на урегулирование отдельной частной проблемы. У нас как раз главная беда заключается в том, что мы не имеем попытки предпринять все-таки некие комплексные меры, о чем мы много раз в этом зале говорили. У нас есть проблема с охранными зонами в городах, поскольку эти охранные зоны, хотя, казалось бы, они охраняют объекты федерального значения, они являются предметом полномочий и финансирования со стороны местных органов власти, которые разводят руками и говорят: а денег нет. У нас нет единых федеральных устойчивых методик работы со стороны федерального профильного министерства в отношении муниципалов и субъектов, чтобы ограничили засилье наружной рекламы в исторических зонах, и тот хороший опыт, который есть, скажем, в Казани, чтобы он мог быть распространен на другие субъекты Российской Федерации. Соответствующая комплексная работа не осуществляется. У нас нет достаточным образом финансируемой федеральной программы. Я же помню наш с вами разговор, когда я к вам уже после предыдущего пленарного заседания заходил, мы общались и это условие, когда в федеральном бюджете денег-то хватает. И мы теряем эти объекты. Более того, мы имеем множественные ситуации, когда появляется частный хозяин, который сносит объекты историко-культурного значения безотносительно позиции местных органов власти и нет адекватных санкционных мер по отношению к таким собственникам. Нам нужен нормальный закон. Нам нужна хорошая рабочая группа, а без вас она невозможна, которая бы этим занялась, потому что в противном случае следующее поколение россиян будет жить в совершенно безликой стране, в стране, от которой не осталось ничего, кроме стекла, бетона и металла образца начало ХХI века.
|