ГлавноеСобытияПартияПрограммаДепутатыФракция в ГД
Лента новостейОфициальноАнонсыСМИФотоВидеоАудиоEnglish

Валерий Гартунг о продлении срока "амнистии капитала"

18 апреля 2019

18 апреля Государственная Дума приняла в третьем чтении проекты федеральных законов № 687103-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (о продлении срока "амнистии капитала"), № 687102-7 "О внесении изменений в статьи 45 и 217 Налогового кодекса Российской Федерации" (в связи с принятием Федерального закона о продлении срока "амнистии капитала") и № 687101-7 "О внесении изменения в статью 76.1 Уголовного кодекса Российской Федерации" (о продлении срока действия нормы по освобождению от уголовной ответственности по делам о преступлениях экономической направленности). С докладом по данным законопроектам выступил заместитель Министра финансов Российской Федерации Илья Трунин. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" задал вопрос и выступил Валерий Гартунг:

– Уважаемый Илья Вячеславович!

Всё-таки я ещё раз задам вопрос: какие результаты дали первые этапы? Вы сказали, что возвратов не было, но всё-таки было декларирование, всё-таки объём средств за рубежом какой был продекларирован? Это первое.

И второе. Скажите, пожалуйста, а как вы считаете, в чём причина того, что средства, которые находятся за рубежом, средства наших граждан, не возвращаются в Россию? Может быть, что-то нужно изменить, как вы считаете, чтобы они всё-таки пошли? Почему не идут обратно? Спасибо.

Илья Трунин:

Валерий Карлович, мы этот вопрос очень подробно обсуждали на заседании комитета в части того, какие итоги предыдущей амнистии.

Напомню идеологию первых двух этапов добровольного декларирования имущества и активов за рубежом. Физическое лицо представляет декларацию, в которой указывает всё своё имущество, и эта декларация находится на хранении в налоговых органах, налоговый орган не проверяет её правильность, потому что это не налоговая декларация, а, по сути, депозитарий. И если налоговый орган соблюдает налоговую тайну в отношении этой декларации, он не имеет права по запросу предоставить сведения, которые в ней находятся, никому. И если человека начинают привлекать к ответственности по каким-то основаниям, по которым, он считает, имеет право на освобождение, он может сам обратиться в налоговый орган и поручить ему представить, раскрыть сведения, находящиеся в декларации, которые будут являться основанием для освобождения от ответственности.

То есть все эти сведения находятся под жестким режимом конфиденциальности, налоговой тайны, и если бы я сейчас начал рассказывать о том, какое количество денежных средств указано в этих декларациях, какие объекты имущества, уже не говоря о том, кто персонально такие декларации представил, это было бы дискредитацией самой идеи добровольного декларирования, поэтому я этого не делаю.

Второе, что касается вопроса, почему денежные средства не возвращаются в Россию. Разные причины. Кто-то, и мы надеемся, что очередной этап добровольного декларирования это исправит, боится, что его привлекут за то, что в свое время эти счета не были задекларированы, а штраф, как я сказал, составляет 100%, то есть надо будет лишиться всех, заплатить все деньги, которые находятся на этих счетах, но только не перевести на свой счет в банк в России, а в виде штрафа заплатить.

Ну а кому-то, может быть, эти деньги нужнее за рубежом. У нас рубль свободно конвертируемый и по текущим, и по капитальным операциям. Если человеку нужно совершать какие-то операции за рубежом, то он вправе открыть этот счет и с соблюдением валютного законодательства задекларировать его и использовать его для расчетов за рубежом, в этом нет никакой обязанности вернуть все деньги со всех счетов на счета в российских банках. Спасибо.

Выступление Валерия Гартунга:

- Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги!

Не соглашусь я с коллегами от КПРФ в том, что любой гражданин России, который открыл счета за рубежом, сразу автоматически становится вором, мошенником и что он эти деньги украл.

Коллеги, ну как же так можно? А если он все налоги в России заплатил, почему мы его должны считать вором, мошенником и так далее? Именно поэтому они не хотят  возвращать деньги – из-за таких выступлений в Государственной Думе. Людей, которые заплатили все налоги в Российской Федерации и вынуждены их по каким-то причинам вывезти, не нужно обвинять в том, что они мошенники и воры. Может быть, мы подумаем, а что здесь не так, почему они туда деньги везут, а не сюда везут их? Может, мы об этом поговорим?

Я задавал вопрос, почему деньги не возвращаются в Российскую Федерацию. Потому что наша налоговая система такова, что если ты выводишь деньги из бизнеса, то ты не платишь налогов, а если они у тебя крутятся в бизнесе, ты их облагаешь огромными налогами. В Германии совершенно по-другому. Может, мы на это посмотрим? Или мы, например, посмотрим, какая у нас налоговая нагрузка в сырьевом секторе и обрабатывающих секторах? У нас выгодно производить автомобили, автобусы, не знаю, самолёты, суда и так далее? Невыгодно. Выгоднее в Китае производить, а у нас выгодно нефть качать, причём сырую за границу, до Китая, а там, на той стороне границы, перерабатывать. Может, мы об этом поговорим? Может, по этой причине деньги в Россию не возвращаются? Потому что здесь на них не заработаешь то же самое, что можно заработать за рубежом. Так это надо менять.

Если люди, предприниматели с головой пришли в российскую экономику, заработали деньги, уплатили все налоги, давайте отделять мошенников от честных предпринимателей, которые уплатили все налоги, и будем о них говорить. Если это мошенники, которые украли деньги, какая им амнистия? Никакой амнистии не должно быть, их надо судить. Согласны с этим? А если люди по каким-то причинам вывезли деньги, но они уплатили все налоги, создавайте им условия для возвращения денег. Это первое.

Эти законы, я сразу хочу сказать, что мы поддерживаем законы, которые сегодня обсуждаются, потому что они создают условия для возврата денег, но, к сожалению, они не устраняют причины, почему деньги ушли из Российской Федерации, вот в чем проблема-то, и это наша претензия как раз к Правительству Российской Федерации.

Я задавал вопрос, вы анализировали, почему люди увозили деньги? Нет, не анализировали. Да мы же это все прекрасно знаем. Посмотрите, давайте, помимо тех выступлений, которые у нас есть в Госдуме, это отдельная вещь ещё, да, у нас есть российское законодательство. 159-я статья часть четвертая – мошенничество, бывший прокурор скажет, да, мошенничество в сфере предпринимательства. За это не предусмотрена мера пресечения – содержание под стражей. Соблюдается эта норма закона или нет? Нет, не соблюдается сплошь и рядом. Чтобы в корпоративном споре победить, возбуждается уголовное дело по этой статье, одну из сторон сажают в кутузку, потом он через три, четыре месяца или год отсидки подписывает все нужные бумаги, и его выпускают, ограничиваются отсиженным. Как вы считаете, честный предприниматель будет в такую систему возвращаться? Зачем ему рисковать всем тем, что он заработал, с чего он уже уплатил все налоги? Это первая причина, почему наши предприниматели не возвращаются в Российскую Федерацию. Потому что у них здесь большой риск отъема честно заработанных денег, причем в нарушение всякого законодательства, и мы ничего не можем здесь сделать. Предприниматели идут к Президенту, говорят, остановите этот беспредел, Президент говорит, конечно, нужно его остановить, а одновременно с этим у нас предприниматели прямо закрываются в кутузку именно по экономическим статьям. Это первая вещь.

Я по важности говорю, потому что первое, конечно, почему деньги не идут в Россию, потому что огромный риск их просто потерять. А как потерять? Просто посадили, а потом ты за свою свободу всё отдашь. Вот, собственно, так и происходит у нас.

Второе. Как всегда в бизнесе все считается – риск, доходность. Как вы уже поняли, риски у нас очень высокие, я только что сказал вам, привел риски. Значит, должна быть высокая доходность. А она есть? Её нет. Где у нас высокая доходность? В нефтегазовом секторе, в сырьевых секторах. Кто у нас там доминирует? Госкомпания или отдельные частные компании, которые имеют особые условия ведения бизнеса в Российской Федерации. Мало того, кому непонятно, мы для них ещё два офшора создали – на острове Русский и в Калининграде. Все остальные находятся под рисками – с одной стороны, с другой стороны – не могут заработать те деньги, которые они могли бы в любой другой юрисдикции заработать. Устранена эта причина у нас? Нет, не устранена. Устранить её можно? Можно. Пожалуйста, наши законопроекты, давайте примем решение и отменим возврат НДС экспортёрам сырья. Мы снизим рентабельность на экспорте сырья, увеличив рентабельность на переработке этого сырья внутри страны. Сколько раз с этой трибуны я об этом говорил.

Я убеждён, что это будет всё равно в Российской Федерации применено. Да, это не будет под авторством "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ", это будет авторство "Единой России" либо Правительства Российской Федерации. Согласен, но давайте быстрее это сделаем, потому что, пока мы этого не сделаем, такого рода законы не дадут эффекта экономике. Да, безусловно, какие-то компании вернутся, мы это понимаем, в офшоры, но российская экономика от этого ничего не выиграет. Да, эти компании выиграют.

Я соглашусь с коллегами из КПРФ, они здесь правы, что мы принимаем законы для какой-то части компаний, которые, может, равнее всех остальных, попали в трудную ситуацию, попали под санкции, и мы им даём возможность вернуться, так как им деваться некуда. Я согласен, что это неправильно, но это всё равно лучше, чем вообще ничего.

Поэтому, коллеги, ещё раз хочу сказать, мы поддержим этот закон. Но давайте мы всё-таки будем не имитировать заботу о бизнесе, а реально создавать условия для того, чтобы российский предприниматель зарабатывал на российском рынке, а не за рубежом.

Спасибо.

Официальный сайт Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2024