Депутаты "СР" об "ипотечных каникулах" для заемщиков-физических лиц 21 марта 2019 21 марта Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона № 655479-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа, которые заключены с заемщиком – физическим лицом в целях, не связанных с осуществлением им предпринимательской деятельности, и обязательства заемщика по которым обеспечены ипотекой, по требованию заемщика)". С докладом и заключительным словом по данному законопроекту выступил председатель Комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" выступили Валерий Гартунг, Олег Нилов и Михаил Емельянов. Доклад Анатолия Аксакова: Уважаемый Вячеслав Викторович (Володин, Председатель ГД – Прим. ред.)! Уважаемые коллеги! Действительно, законопроект направлен на реализацию Послания Президента, его внесли представители всех фракций, всех политических партий, представленных в парламенте, во главе с Председателем Государственной Думы и Председателем Совета Федерации. Он направлен на то, чтобы предоставить так называемые "ипотечные каникулы" заемщику сроком до шести месяцев и в течение этого срока ипотечный заемщик может либо вообще не платить по ипотечному кредиту, либо, по желанию, осуществлять платежи в меньшем размере. Для того, чтобы получить "ипотечные каникулы" заемщик должен соответствовать определённым требованиям, которые закреплены в законопроекте. Прежде всего, это безработные, те, кто потерял работу в период обслуживания ипотечного кредита, те заёмщики, которые находятся в трудной жизненной ситуации, заёмщики, ставшие инвалидами первой и второй группы инвалидности, временно нетрудоспособные заёмщики, в течение двух месяцев, если они были нетрудоспособными, то они имеют право на получение вот этой льготы. Если у заёмщика или у его супруга (супруги) значительно снизились доходы, более чем на 30%, то также такое право возникает. Ну и если у заёмщика, имеющего на иждивении нетрудоспособных членов семьи, умер близкий родственник, также возникает соответствующее право. Данный законопроект предусматривал распространение соответствующих норм на правоотношения, возникающие после вступления в силу закона. Но, как вы знаете, Президент вчера обратился к Государственной Думе с просьбой распространить нормы, касающиеся ипотечных каникул на всех заёмщиков, то есть на все договора, которые были также заключены до вступления в силу соответствующего закона. По предложению Председателя Госдумы мы внесли соответствующую норму в проект постановления Государственной Думы, которое будет также рассматриваться в ходе рассмотрения законопроекта, и предусмотрели поручение Комитету по финансовому рынку соответствующее предложение реализовать. Более того, уже подготовлена поправка от имени авторов законопроекта, и я думаю, она будет поддержана нашим комитетом, а потом рассмотрена здесь, в зале, при рассмотрении законопроекта во втором чтении. Законопроект носит социальный характер в рамках реализации Послания Президента. Прошу поддержать. Выступления от фракции Валерий Гартунг: Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Я вышел на эту трибуну показать вам проект закона, который уже почти два года лежит в Государственной Думе. Этот проект закона "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" о предоставлении каникул, если человек попадает в трудную жизненную ситуацию. Тогда мы просили всего три месяца. Вот он, этот закон. Внесён в Государственную Думу, номер у него есть. Теперь зачитаю заключение Правительства Российской Федерации: вместе с тем необходимо учитывать, что предусмотренные законом обязанности удовлетворения банком требований заёмщика, и так далее. Здесь в конце написано, что это приведёт к тому, что банки будут пытаться компенсировать свои экономические потери другими способами, в том числе путём повышения процентных ставок, что может привести к социальным отрицательным последствиям. Поэтому Правительство Российской Федерации нашу инициативу не поддерживает. Я спросил коллегу Анатолия Аксакова, есть ли заключение Правительства? Я почему спросил? Потому что в документах его нет. И мне было интересно, а как же поменялась ситуация? Ведь об одном и том же. Закон, который внесли мы два года назад, и о том, что сказал Президент – это одно и то же. Вдруг поменялась позиция Правительства, и судя по всему позиция депутатов Государственной Думы. Мы, конечно же, поддержим этот законопроект. Вместе с тем хотелось бы сказать, что наш проект закона распространялся на все потребительские кредиты, а этот только на ипотечные. Большая разница. Поэтому мы считаем, что надо его принимать, но также учесть те положения закона, которые мы внесли ещё два года назад. Спасибо. Олег Нилов: Уважаемый Вячеслав Викторович! Уважаемые коллеги! Сегодня это самая главная тема в повестке дня, поэтому мы так её активно обсуждаем и предлагаем, действительно, не останавливаться. Это первый очень важный шаг, знаковый теперь, есть поддержка Правительства, Президента, уверен, поддержка всего народа будет, но давайте продолжать двигаться по этому направлению. Недавно один наш самый ответственный и эффективный руководитель Правительства представил информацию, что значительная доля суицидов в его ведомстве происходит именно по причине этой кредитной кабалы, этой петли на шее. Это разве не удар в набат для нас? И это, в первую очередь, не ипотечные кредиты, здесь как раз эти микрофинансовые удавки, эта петля на шее является причиной огромного количества суицидов. А потребительские кредиты – это вторая беда, беда для миллионов наших сограждан. Поэтому, сделав этот шаг, мы не должны останавливаться, мы должны идти дальше, и говорить уже о том, о чём говорят отдельно и представители ЛДПР, и Коммунистической партии, и нашей о возможном объявлении кредитной амнистии для тех граждан, которые точно уже не имеют возможности выбраться из этой кабалы с тысячными процентами, там нет никаких перспектив, дать каникулы, о чём Валерий Гартунг говорит, освободить на полгода один раз эту петлю на шее. Нужно нам всем поставить этот вопрос в число самых важных приоритетов. Давайте проверим те организации, которые вот так наших граждан, а их миллионы, загнали в угол, получают с них тысячные проценты. Я уверен, что если спросить: а платили ли они налоги с этой деятельности, ответ будет не в их пользу. Этим нужно заниматься, нужно людям помочь. Да, это не в полном виде амнистия, но освободить от этих сотен и тысяч процентов всех граждан России мы просто обязаны. Давайте такую задачу на себя возьмём, поставим чёткие сроки, назначим персональную ответственность, господин Аксаков для этого готов, наша фракция – за, и давайте действительно все вместе, все этот закон подпишем, предложим, я уверен, поддержка и Правительства, и Гарри Владимировича (Минх, полномочный представитель Президента в Государственной Думе – Прим. ред.) будет опять. Спасибо. Михаил Емельянов: Уважаемый Вячеслав Викторович! Уважаемые коллеги! Я хотел бы продолжить ту тему, которую поднял в вопросе нотариального удостоверения сделок с долями. Первое, здесь были озвучены неверные цифры по стоимости этих сделок, потому что есть твердый тариф, и любая сделка с недвижимостью, связанная с долями, стоит 8,2 тыс. руб. Другой цены быть не может. Та сумма 50 тыс., которая была названа, она как раз возникнет в том случае, если отменить нотариальное удостоверение в сделках с долями. Тогда гражданам придется обращаться к посредническим риелторским фирмам, и вот сумма, которую они будут платить за подготовку документов для регистрации, как раз таки будет стоить 50 тыс. руб. Кроме того, я продолжаю настаивать на том, что данная норма это не предмет регулирования данного закона. Всё-таки вопрос о нотариальном удостоверении сделок и вообще нотариате относится к ведению нашего комитета, Комитета по законодательству. Наш комитет в никакую известность об этом законопроекте, об этой норме поставлен не был. Это вызывает сожаление, потому что в нашем комитете мы предметно занимаемся этой проблемой, и об этом знает ГПУ Президента. Я хотел бы знать, как комитет, который возглавляет коллега Анатолий Аксаков, учтёт замечание ГПУ, которое было сделано по этому законопроекту. Я позволю себе прочитать выдержку из заключения ГПУ: обязательная нотариальная форма ипотеки, долей в праве общей собственности на недвижимое имущество была введена лишь в 2018 году (то есть полгода назад), эти нововведения по итогам широких обсуждений с привлечением экспертов и общественности были признаны наиболее эффективным способом защиты прав участников сделок по отчуждению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество, которые до этого характеризовали с высокими рисками и большим количеством мошеннических действий. Именно эти нововведения законопроектом предлагается признать утратившими силу. И далее. Главное правовое управление продолжает: такое поспешное, хаотичное изменение норм законодательства Российской Федерации не способствует стабильности гражданского оборота. Признание норм, принятых менее полугода назад, утратившими силу требует серьёзного обоснования и убедительных аргументов, чего сделано не было. Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, принципы юридического равенства и справедливости в правом государстве требуют не только правовой определённости, но и предсказуемости правового регулирования, которое должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия к закону и действиям государства, предполагающим недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему правовых норм. Мы очень просим, чтобы эти нормы были изменены в данном законопроекте во втором чтении, и если надо принять дополнительное решение по этой проблеме, то этот предмет самостоятельного законопроекта, который должен быть в соответствующем порядке внесён в Государственную Думу. Спасибо. Заключительное слово Анатолия Аксакова: Уважаемый Вячеслав Викторович! Уважаемые коллеги! Прежде всего, хотел бы всех поблагодарить за поддержку законопроекта, за очень содержательные вопросы и предложения, которые мы будем учитывать при доработке этого законопроекта. Мы поставили себе очень короткий срок доработки документа, две недели на сбор поправок и хотели бы, чтобы до наступления пасхальных выходных принять этот законопроект в трех чтениях для того, чтобы он как можно быстрее вступил в силу. Я хотел бы отреагировать, во-первых, по поводу замечаний ГПУ. Мы на 100% плотно взаимодействовали, там нет отрицания этой идеи. Попросили, чтобы мы дали конкретные расчеты, почему это полезно и нужно, такие расчеты сейчас будут подготовлены, и я уверен, что мы получим поддержку, в том числе и по этой позиции. Призыв Вячеслава Викторовича, который сослался на слова Президента о снижении процентных ставок по ипотечным кредитам. Конечно, эти ставки зависят в том числе и от уровня инфляции, от уровня ключевой ставки, которую Центральный банк устанавливает. Мы видим, что ситуация с инфляцией выправляется, она имеет тенденцию к понижению и по всей видимости, мы к целевому показателю 4% во второй половине текущего года будем, по крайней мере, приближаться, а скорее всего достигнем. Вполне возможно, что даже этот уровень будет ниже и, соответственно, банки будут активно снижать процентные ставки, в том числе и по ипотечным кредитам. Известно, что Президент в своём Послании обозначил несколько социальных групп, которые могут за счёт субсидий государства получить ипотечные кредиты по более низким ставкам. Поэтому всё говорит о том, что совместная работа и по законодательству, и Центрального банка, и Правительства по снижению инфляции, должна привести к выполнению поручений Президента. Спасибо за внимание. Приглашаю всех к активной работе.
|