Александр Макаревич: необходимо предотвратить необоснованные расходы граждан и организаций в связи с применением завышенных нормативов на мусор 20 марта 2019 Депутат фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в Мурманской областной Думе Александр Макаревич направил прокурору и губернатору Мурманской области запросы о проверке утвержденных нормативов накопления твердых коммунальных отходов, которые применяются с 1 января этого года. Основанием послужило обращение к парламентарию группы общественных экспертов под руководством жителя Североморска Игоря Сафонова. В своем запросе депутат пояснил, что по мнению экспертов, постановления правительства региона разработаны с необоснованным применением норм права и содержат нарушения положений законодательства, регулирующих сферу обращения ТКО, в том числе Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Данными правилами не допускается применение иных исходных данных, кроме полученных в результате замеров для расчета нормативов. Такой вывод содержится в апелляционном определении Верховного суда РФ от 13 сентября 2018 года. Однако нормативы накопления ТКО на территории области утверждены укрупненно по 19 категориям объектов вместо 47, допущено усреднение нормативов вместо их дифференциации. По ряду категорий объектов замеры не проводились, а нормативы утверждены. В других случаях нормативы по сравнению с данными замеров уменьшены или увеличены, по ряду категорий объектов допущены изменения наименования категории объектов и расчетных единиц, по категории "кладбища" установлен самый высокий норматив в стране. Так, с муниципального кладбища в Североморске, рассчитанного на 6,8 тыс. мест захоронений, в 2018 году было вывезено 210 кубометров отходов, а с применением утвержденного норматива объем отходов составил почти в 19 раз больше. Другой пример касается гаражей, где норматив накопления ТКО в расчете на одно машиноместо увеличен по сравнению с данными замеров почти в 12 раз с 0,21 кубометра в год до 2,49! Как указал в своем запросе Александр Макаревич, эти факты свидетельствуют в том числе о необоснованном завышении (уменьшении) нормативов по отдельным категориям объектов, что ведет к увеличению расходов граждан, бюджетных и иных организаций, предпринимателей на оплату услуги по вывозу и утилизации ТКО, либо в отдельных случаях создает сомнительные преференции и нарушает равенство прав. В депутатском запросе указано на отсутствие единой федеральной методики проведения замеров крупногабаритных отходов (КГТ) в составе ТКО. Так, по категории объектов "домовладения" в результате замеров доля крупногабаритных отходов в многоквартирных домах в расчете на одного проживающего составляет 78 килограммов в год (0,31 кубометра), доля твердых коммунальных отходов 206,25 килограмма в год (1,48 кубометра); в индивидуальных домах 81,6 килограмма в год (0,31 кубометра), доля твердых коммунальных отходов 209,24 килограмма в год (1,51 кубометра). Общий объем ТКО по результатам замеров в МКД составляет 284,25 килограмма в год (1,79 кубометра), а по индивидуальным домам 290,84 килограмма в год (1,83 кубометра). По данным, которые приведены в Постановлении правительства региона "О внесении изменений в территориальную схему обращения с отходами...", в 2017 году на территории Мурманской области от жилищ образовалось 9,612 тыс. тонн крупногабаритных и несортированных коммунальных отходов. Утвержденный норматив накопления ТКО по категории "домовладения" (многоквартирные, индивидуальные жилые дома) равен 1,8 кубометра или 284,36 кг на одного проживающего в год. Таким образом применение данного норматива к численности населения области показывает, что объем ТКО по категории "домовладения" составит 214,3 тыс. тонн (увеличение в 23,33 раза). Этот вопрос нуждается в выяснении. Депутат полагает, что единый норматив по двум видам домовладений определен некорректно усреднен и, возможно, завышен, так как доля крупногабаритных отходов в нем определена по неизвестной методике проведения замеров и при этом не учитываются длительные сроки износа отдельных видов использованного имущества (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), которое после утраты потребительских свойств образует крупногабаритные отходы, размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах. Александр Макаревич просит надзорный орган проверить законность нормативных правовых актов органов госвласти, регулирующих отношения в сфере обращения с отходами, дать оценку обоснованности принятого решения об утверждении единого (не дифференцированного) тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО, приняв во внимание, что ранее тарифы на вывоз и захоронение ТБО и КГМ существенно отличались в разрезе муниципальных образований области, а также высказанную заявителем позицию о необоснованности оплаты инвестиционной составляющей тарифа потребителями услуги, проживающими на территориях области, где не создана современная инфраструктура утилизации ТКО. Аналогичные вопросы Александр Макаревич направил губернатору Мурманской области Марине Ковтун. Депутат убежден в том, что необходимо принять все меры, чтобы предотвратить необоснованные расходы граждан, бюджетных и иных организаций в связи с применением, возможно, завышенных нормативов накопления ТКО.
|