Депутаты фракции "СР" задали вопросы Министру труда и соцзащиты Максиму Топилину 20 марта 2019 20 марта в Государственной Думе в ходе "правительственного часа" с информацией выступил Министр труда и социальной защиты Российской Федерации Максим Топилин. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" выступили и задали вопросы Олег Нилов, Федот Тумусов, Галина Хованская и Олег Шеин. Олег Нилов: Максим Анатольевич, 8 мая прошлого года в этом зале Владимир Владимирович Путин поставил главную задачу перед Правительством: не только бороться с бедностью, но и победить её. Вы в своих выступлениях как-то от этой задачи ушли. Прошел год. Скажите, пожалуйста, существует ли у вас план? Есть "дорожная карта" движения к этой цели – победы над бедностью в самой богатой стране мира? Каков результат прошлого года и сколько в этом году миллионов наших граждан перестанут быть бедными и нищими? И когда будет представлена эта "дорожная карта"? Я считаю главной преградой на пути к этой цели тот саботаж, который вы устроили вокруг закона о потребительской корзине. Когда новый закон будет представлен в Государственную Думу? И почему вы нарушаете первую статью закона о потребительской корзине – пересмотр её не реже чем раз в пять лет? Максим Топилин: Спасибо, Олег Анатольевич. Первое. "Дорожная карта" есть, я в своём выступлении сказал о том, что мы начали с пилотных регионов, с тем чтобы этом году отработать технологию выявления семей, которые находятся в непростой ситуации с точки зрения доходов. Есть статистические показатели по каждому региону, есть показатели, что называется, административные. Я вам в качестве примера могу привести следующее. Например, у нас в регионах приблизительно в два-три раза меньше количество людей, которые обращаются за социальной помощью сами, чем количество семей, отнесённых к низкодоходным по статистике. Вот нам надо выяснить, почему это происходит. Может быть, просто услуги не так оказываются или люди не доходят, а, может быть, это какая-то другая ситуация, может, у людей есть какие-то доходы. Мы сейчас пытаемся всё это привести в соответствие, именно потому, что Президентом дано такое поручение, и у нас нет никаких сомнений в том, что это поручение будет исполнено, в два раза уровень бедности будет снижен. Поэтому такая "дорожная карта" есть, мы с этой ситуацией работаем ежедневно. Этот год, прошлый год, по сравнению с 13,2% 2017 года, оценка пока Росстата, окончательных данных нет, что-то около 12,7% будет, то есть движение по снижению уровня бедности, оно существует и уже в прошлом году произошло. В этом году эта динамика, уверен, что продолжится. Что касается ответственности и сроков, которые, по вашему мнению, Минтруда нарушает, по подготовке потребительской корзины. Я напомню, что когда мы принимали с вами вместе законодательство о приравнивании минимального размера оплаты труда к прожиточному минимуму, мы приняли этим же законом решение о том, что срок внесения изменения корзины потребительской новой переносится на 2021 год. То есть в соответствии с действующим законодательством, в строгом соответствии с действующим законодательством потребительская корзина новая должна вступить в силу с 1 января 2021 года. Мы сейчас работаем над корзиной и, по нашему мнению, мы её сможем внести в Государственную Думу в весеннюю сессию следующего года. Сейчас ведётся работа, мы всех приглашаем. У нас на наши заседания рабочей группы многие депутаты приходят и члены Совета Федерации, обсуждают, погружаются в эту проблему с учёными. Речь будет идти, безусловно, о некоем расширении, прежде всего, продуктов питания таких, как молочные продукты, овощи, фрукты. Вот этот спектр нам требуется откорректировать в большую сторону. Федот Тумусов: Уважаемый Максим Анатольевич, в стране пятый год подряд падают реальные доходы населения, растет количество безработных среди молодежи, а олигархические группы и их близкие богатеют. Особенно остро и болезненно это ощущается в северных территориях России. И именно это стало причиной и реальной основой тех резонансных событий, которые произошли в эти дни в Республике Саха (Якутия). А преступление, совершенное мигрантом, послужило лишь поводом, детонатором. Вопрос. Какие планы имеет Правительство Российской Федерации по реальному повышению доходов населения, по искоренению бедности конкретно на северных территориях, к тому, чтобы и районные коэффициенты, и северные надбавки начали реально поднимать заработную плату северян? И вообще, почему Правительство Российской Федерации против наших законопроектов о наследовании пенсии, о квотировании рабочих мест на Дальнем Востоке и на северных территориях? Спасибо. Максим Топилин: Спасибо, Федот Семенович. Все те решения, о которых я говорил, например, новый демографический пакет для семей с детьми на Дальнем Востоке прямое влияние будет оказывать на снижение уровня, количества населения с доходами ниже прожиточного минимума, так как при рождении семья будет получать на первого ребенка два прожиточных минимума. Как я уже сказал, 135 тысяч доплата до материнского семейного капитала. И все семьи в Бурятии, в Сахе (Якутии) непосредственно и на Чукотке будут получать пособие на третьего ребенка. Это будет, я надеюсь, достаточно серьезным вкладом в снижение бедности. Я призываю все регионы Дальнего Востока быстрее включаться в реализацию нашей программы по снижению бедности. Буквально в пятницу я планирую в Забайкалье, в Чите проводить совещание по этому поводу. Поэтому все регионы тоже попрошу поучаствовать. Мы возьмем этот вопрос под особый контроль. Галина Хованская: Уважаемый Максим Анатольевич, Президент Российской Федерации на федеральном уровне поставил задачу о снижении уровня бедности. Президент говорит об адресной помощи гражданам. Скажите, пожалуйста, мы сейчас на эту тему внесли законодательную инициативу, мы предлагаем ограничить нагрузку на семью 15% от совокупного дохода семьи. У нас не должна зависеть адресная защита от того места, где живёт гражданин. По Конституции у нас все граждане Российской Федерации должны быть в одинаковой ситуации по таким вопросам. Я хочу вам предложить изменить вашу формулировку, потому что вы в представленной редакции не поддерживаете нашу законодательную инициативу о 15% расходов граждан на жильё и коммунальные услуги. Может быть, вы согласитесь поработать и представить другую редакцию? Может быть, это будет сделано Правительством? И хочу напомнить, что Правительство до 2010 года выделяло средства субъектам Российской Федерации на компенсацию этих расходов. Максим Топилин: Спасибо, Галина Петровна. Но, действительно, поддержка семей, с точки зрения тарифов и оплаты услуг ЖКХ, тема, заслуживающая внимания. Правительство дало такое заключение очевидно потому, что просто министерство принимало участие в подготовке ответа и заключения, но это, скорее всего, вопрос Минстроя. Давайте мы ещё раз внимательно к этому отнесёмся. Но я хотел бы обратить внимание на то, что это же расходы субъектов Российской Федерации и субъекты Российской Федерации сейчас находятся не в самом лучшем положении. Правильно ли нам, акцентируя внимание на поддержке семей, идти через льготные тарифы, опять через различные льготы? Может быть, всё-таки, если мы говорим о снижении уровня бедности, правильнее было бы говорить о возможном увеличении зарплат, увеличении, возможно, мер поддержки? Только вот привыкли идти в историю льгот, давайте посмотрим, надо просто ещё раз оценить, посчитать. Я сейчас не могу дать гарантии, что Правительство что-то пересмотрит или не пересмотрит, но тема заслуживает внимания. Мы готовы внимательно проанализировать эту ситуацию дополнительно. С коллегами из Министерства строительства посоветуемся ещё, поговорим. Выступление от фракции Олега Шеин: Министерство труда и социального развития по названию своему отвечает за работу, заработную плату, преодоление бедности, преодоление неравенства, пенсионные выплаты, демографию. И мы сегодня можем подвести итоги работы министерства не за год, а за более долгий цикл, поскольку действующее руководство министерства занимается этим делом уже порядка семи лет. Начнём с темы занятости. Буквально позавчера РАНХИГС сказала, что 34 млн граждан Российской Федерации получают заработную плату в чёрную. Понятно, что среди них есть полузанятые, где официальная зарплата 10 тыс., а всё остальное идёт уже в конвертах. Но результаты достаточно очевидны: это рабский труд, это полная зависимость, это минус полтора трлн рублей, а не десятки млрд, как сказал мой хороший товарищ Михаил Тарасенко (депутат фракции "Единая Россия" – Прим. ред.), минус 1,5 трлн в местные бюджеты, минус 2,5 трлн рублей в Пенсионный фонд, минус половина доходов всего Фонда обязательного страхования и ситуация в этом контексте очевидно становится не лучше, а хуже. Заработные платы. Напомню, что Россия имеет 48-е место в мире по экономике в расчете на душу населения, занимает 79 строчку по размеру минимальной заработной платы. И здесь уже звучал вопрос, а как же так? Вроде бы средняя заработная плата растет, но при этом падают доходы населения. Так ответ достаточно очевиден – доходы населения падают потому, что средняя заработная плата растет в официальном сегменте экономики, в том числе, за счет сокращения работников в этом официальном сегменте экономики и перераспределение фонда оплаты труда между теми, кто уцелел. Это было в медицине, это было в образовании. При этом руководстве Минтруда Российской Федерации сократилось более пяти млн рабочих мест, это уменьшение между созданными и ликвидированными. Доходы населения. На протяжении пяти лет доходы населения падают, в связи с чем принято принципиальное решение об изменении методики расчета этих самых доходов населения и я полагаю, это будет самый главный вклад Правительства Российской Федерации в преодоление бедности. Но мы при этом видим косвенные показатели очень важные, а именно резкий рост кредиторской задолженности. Население долгие годы пыталось как-то затягивать пояса, но бытовая техника, сложные бытовые приборы, компьютеры, телефоны потихонечку выходят из строя и поэтому люди пошли в долги. Только за прошлый год объем кредитования возрос с 12 до 15 трлн рублей. В месяц в среднем у гражданина Российской Федерации доходы превышают расходы на 336 рублей. Это полная яма, в которую у нас опускаются доходы граждан Российской Федерации. Рождаемость. Коэффициент рождаемости упал достаточно решительно и сегодня составляет по отметке 1,6 детей на 20 женщин, если более просто сказать. Это означает, что по мере смены поколений фактически запланировано снижение числа граждан Российской Федерации на 30 млн человек. Эти параметры закладываются сегодня на 60-е, 70-е годы. Но они формируются именно сейчас в рамках тех указов, которые готовило Минтруда и соцразвития Российской Федерации. Предполагается повышение коэффициента фертильности с отметки 1,6 до отметки 1,7. То есть планируется, и это нам преподносится как большая цель, что население страны сократится не на 30 млн, а на 23. И это ставится как целеположение. Между тем, мы хорошо понимаем, что есть прекрасные и замечательные практики того же самого острова Сахалин, где за счет реального вложения денег удалось выйти на коэффициент рождаемости 20 детей на 20 женщин. Да, это стоит денег, да, для страны речь идет примерно по 1,5% ВВП. Скорее всего, меньше учитывая, что на Сахалине цены выше. Но это будет реальная программа, а не имитации, которые мы сегодня имеем. Кстати, про имитации. Пара примеров и про адресность. Нам здесь говорят, что нужна адресная помощь. 18 млн человек по официальным данным у нас за чертой бедности. То есть это не бедные, это нищие, у кого доходы ниже, чем 10 тыс. на человека в месяц. При этом субсидиями по ЖКХ пользуются всего два млн человек. То есть 90% из числа тех, кто живет в нищете, не могут воспользоваться помощью от государства по субсидиям по ЖКХ, потому что порядок умышленно обюрокрачен. И когда "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", Галина Хованская говорит о том, что давайте мы расширим коридор для этих субсидий, нам отвечают – а не надо, потому что это не повышение доходов, а сокращение расходов, и мы такими методами с бедностью бороться не можем, а других методов, правда, мы не знаем, потому что все предыдущие годы их нам не продемонстрировали и не показали. Или, к примеру, история с минимальной зарплатой. Рост на бюджетные издержки аж 0,2%. Или текущее, очень расхваленное, повышение доходов по самой низкодоходной части пенсионеров – 0,25% дополнительных издержек в Пенсионный фонд. Это имитация, это не решение. Это, по сути, дальнейшее погружение страны в нищету. Что надо делать? Мы много говорили об этом. Надо реально повышать налоги с крупного капитала. Реально это, как в Европе, не 30%, а целых 5% к национальной экономике, плюс 15 трлн рублей за счет сокращения числа списка "Форбс". Надо проводить жесткую политику отсечения от государственных подрядов, заказов, поставок, от налоговых льгот тех компаний, которые используют неофициальную занятость, вгоняя людей в долги и уворовывая из бюджетов социальных фондов порядка пяти трлн рублей в год. Необходимо, конечно, не повышать, а снижать пенсионный возраст, потому что эта рабочая сила на рынке не нужна. И, кстати, последние данные Плехановского университета, которым я доверяю куда больше, чем Минтруду, о том, что в Смоленске 54% молодежи не может найти работу, а в Якутии 73%. Соответственно, надо не повышать, а снижать пенсионный возраст. Конечно, приходить к прогрессивному подоходному налогу и плоской шкале страховых взносов. Конечно, принимать реальную демографическую программу, как на острове Сахалин, с реальным финансированием, реальными объемами, чтобы сохранилась страна, сохранились люди в стране и сохранилось хотя бы простое воспроизводство населения. Конечно, необходимы интегральные и другие показатели, что бедность – это не вот эти вот 10 тысяч, прожиточный минимум, а это 60% от дохода, как в Европе, что минимальная зарплата – это не прожиточный минимум, непонятно как подсчитанный, а 40% от средней заработной платы, как по Европейской социальной хартии. Но мы прекрасно понимаем, что действующее Правительство Российской Федерации в этом направлении работать не будет, и требуется совершенно другая государственная политика, что возможно только при принятии совершенно других политических решений народом страны и, конечно, эти решения он примет. Спасибо.
|