Валерий Гартунг об ответственности перевозчика за просрочку доставки грузов 07 марта 2019 7 марта Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона № 230341-7 "О внесении изменения в статью 97 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (об ответственности перевозчика за просрочку доставки грузов, порожних грузовых вагонов, контейнеров). Позицию фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" по данному законопроекту представил Валерий Гартунг: Уважаемый Иван Иванович (Мельников, Первый заместитель Председателя ГД – Прим. ред.), уважаемые коллеги! За этот закон голосовать нельзя, и вот почему. Всё, что тут говорилось, о том, что надо изыскать средства для модернизации железных дорог, это о чём вы говорите? О чём речь в законе? Речь идёт о том, что если железная дорога не выполнила обязательства перед грузоотправителями, то штрафники снижаются. Это значит, что она будет меньше платить, меньше убытков будет покрывать. Я вам больше скажу. Даже сегодня, что такое железнодорожный тариф? Даже если 100% вы взымаете стоимость, железнодорожный тариф за недоставку в срок, это максимальная ответственность, это в стоимости недоставленного товара 5-7%. А вы не сравнивали, какие санкции несут компании, которые по вине железной дороги не выполнили свои контрактные обязательства? Вы понимаете, о чём речь? То есть даже сейчас санкции минимальные. Следующий вопрос. Я думал, может быть, вы приведёте пример. Да, российские железные дороги стали быстрее возить, надо признать. Но давайте сравним, всё же познаётся в сравнении. А как за рубежом, какие скорости? И вот тут мы не блещем. Мы в разы хуже работаем. Поэтому, коллеги, нельзя за этот закон голосовать. Мало того, здесь много говорилось о том, что есть проблемы с подвижным составом, они действительно есть. И из-за того, что порожняк стоит на вагонах, и он не может поступить туда, где он должен быть. За это предусмотрены штрафы. Потеря экономики гораздо больше, даже не на порядок больше, а на два порядка больше тех штрафов, которые заплатит железная дорога грузоотправителям. Нельзя этого делать. Да, нужно повышать скорость. Нужно вкладывать деньги в инфраструктуры. Но извините, это у нас вообще-то монополия. У нас тарифы установлены государством. Закладывайте, смотрите. Смотрите инвестиционную программу РЖД, где нужно. Пожалуйста, привлекайте механизм государственно-частного партнёрства. У нас много компаний, которые из-за того, что они не могут вывезти грузы, не развиваются, они готовы свою железную дорогу строить. Но им же не дают. Вот в чём проблема. А вы сейчас приходите и говорите, они бедные, несчастные, они штрафы большие платят за то, что не выполнили свои контрактные обязательства. Ещё раз хочу сказать, эти штрафы не покрывают даже десятой доли ущерба, который они наносят. А вы сейчас его ещё хотите уменьшить? Наша фракция категорически против. Мы будем голосовать против. Не этих законов мы ждём. И что тут было сказано по поводу недостатка колёсных пар? Локомотивных осей в стране достаточно, мощности позволяют не только покрыть все потребности страны, но и на экспорт продавать. Дефицит как раз в колёсах. У нас два предприятия, которые эти колёса делают. В Казахстане новое предприятие построено, которое может обеспечить и компенсировать дефицит в стране. Но они не могут получить сертифицированную заготовку, которая производится этими двумя предприятиями в России. Вот и все. Если вы хотите решить проблему, у нас Федеральная антимонопольная служба для этого есть, легко можно решить. Но почему-то не решается. Вместо этого мы обращаемся в Китай, и теперь мы в Китае сертифицируем производителя, который будет нам колеса железнодорожные сюда завозить. Ну, это уже вопрос к тем двум предприятиям, которые сегодня не могут закрыть спрос. Они должны понимать, что если Китай сюда зайдет, то он рынок у этих двух предприятий российских заберет. И потом мы будем вводить запретительные пошлины. А вообще-то государство могло бы вмешаться в эту ситуацию и отрегулировать. Мощностей по производству вагонов достаточно. Они сегодня не загружены. Их можно даже больше производить, чем надо. Мы можем это сделать. И вагоны, которые там стоят, их надо списывать и дальше производить. Но когда дефицит вагонов создается, это ненормальная ситуация. У нас вообще никаких объективных условий для дефицита вагонов в стране сейчас нет. Поэтому, если мы сейчас снизим штрафы за просрочку доставки грузов, мы увеличим дефицит вагонов. Нельзя этого делать! Нужно принимать меры для снижения дефицита вагонов. А так как мы не можем быстро нарастить производственные мощности из-за объективной причины, о которой я сказал, это тоже решаемая проблема, стало быть, нужно более эффективно использовать тот вагонный парк, который есть. Он сегодня используется неэффективно. Запросите у промышленников информацию. Они вам покажут всю картину, сколько вагонов, где и что стоит. Уже у предприятий все пути забиты, стоят вагоны не из-за того, что они не нужны, а из-за того, что РЖД их не может вовремя в нужный пункт назначения отправить. Коллеги, ситуация совсем другая. Не эти законы мы ждем. Спасибо.
|