Федот Тумусов о проблемах строительной отрасли в районах Крайнего Севера и на Дальнем Востоке 07 марта 2019 На пленарном заседании Государственной Думы 7 марта от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" с десятиминутным заявлением по актуальным социально-экономическим, политическим и иным вопросам выступил Федот Тумусов: Уважаемый Александр Дмитриевич (Жуков, Первый заместитель Председателя ГД – Прим. ред.), уважаемые депутаты Государственной Думы, разрешите сделать маленькое лирическое отступление. Дорогие женщины, от имени фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" и от себя лично горячо и сердечно поздравляю вас с наступающим прекрасным весенним праздником 8 Марта! Хочу пожелать вам, вашим близким и родным, детям и внукам крепкого, как якутский алмаз здоровья и чтобы ваша красота и обаяние всегда блистали, как грани самого лучшего бриллианта в мире! Мы вас любим. Любите и будьте любимы! А теперь о подарках. Какой самой лучший подарок для женщины? Конечно же, дом, который построен самыми лучшими строителями. Не каждому дано так щедро жить, друзьям на память города дарить. Есть такая прекрасная песня о строителях. Я тоже горжусь тем, что я строитель, первостроитель города Нерюнгри, последнего города Советского Союза. Но за последние три года у нас в стране объёмы жилищного строительства падают: в прошлом году падение было на 5%, а в январе зафиксировано на 17%. Конечно, я сегодня о проблемах, о проблемах строителей Крайнего Севера, Дальнего Востока и Арктики. Без нашего с вами законодательного решения проблем в строительной отрасли никакого развития в принципе быть не может. Сразу хочу заметить, что наше российское законодательство в области капитального строительства унифицировано и не учитывает особенности организации строительства в районах Крайнего Севера. Главными особенностями строительного процесса на Северах является, конечно же, сезонное производство строительно-монтажных работ из-за климатических особенностей, логистические сложности, связанные с огромными расстояниями и отсутствием круглогодичных дорог. Если скажем в Момском районе Якутии надо построить школу, то надо сначала за год до начала строительства начать завозить материалы, перебазировать туда строительную технику, которая может интенсивно эксплуатироваться только в течение пяти месяцев, остальное время будет простаивать. Надо обязательно развернуть малые заводы по производству строительных материалов, не говоря уже о временных зданиях и сооружениях, сроки доставки основных строительных материалов туда достигают года, полтора не из-за нерадивости, а просто такая особая логистическая схема: река – море – река. Если посмотреть на общие объемы строительно-монтажных работ, то крупные компании, такие как "Транснефть", "Сургутнефтегаз", "Роснефть", "Газпром", "Алроса" и другие, которые активно ведут инвестиционную строительную деятельность в районах Севера, Арктики, они, конечно, являются законодателями мод в своей отрасли, но они реализовывают собственные инвестиционные программы. И весь процесс организации инвестиционного и строительного процесса у них своеобразный и все северные издержки, связанные с удорожанием, обеспечением материалами, трудовыми ресурсами, особенностями проектных решений, нормативными сроками строительства, решаются, компенсируются в рамках внутрикорпоративных решений. А вот строительством жилья, социальных объектов занимаются местные строительные организации. К проблемам, которые они испытывают, со стороны федеральных органов внимание минимальное, а можно сказать никакое, а проблемы накапливаются и все подрядные строительные организации оказались в сложнейшей экономической ситуации, а другие строители, которые якобы могут прийти на замену им за пределы Северов, просто не знают специфики и, скорее всего, провалят дело. Каковы же экономические особенности строительства на Северах? Первое. О природно-климатических особенностях, сезонном характере, логистических проблемах я уже сказал. Второе. Вытекающее отсюда удорожание товарно-материальных ценностей в северных условиях. Строительные материалы, как мы знаем, в полтора раза дороже, чем в среднем по Российской Федерации. Третье. Из-за особенностей оплаты труда в северных условиях, связанных с начислением районного коэффициента, северных надбавок, фонд заработной платы на 70% больше, чем в среднем по России. Четвёртое. Так называемые накладные расходы, которые являются неотъемлемой частью любой строительной сметы, тоже на 70% больше, чем в среднем по России. Пятое. Кроме этих общих удорожаний, имеются ещё факторы, снижающие конкурентоспособность местных строительных организаций, расположенных в районах Крайнего Севера. Это такие, как необходимость выплачивать работникам ежегодный дополнительный отпуск, так называемый северный отпуск, который составляет 24 дня. Это плюс к 28 общероссийским дням отпуска. Также выплачиваются компенсации расходов работников на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно. И самое главное, вы наверняка подумали, что все эти расходы заложены в сметах. Никак нет. Нагрузка на работодателя, которой является местная строительная организация, по заработной плате и социальным выплатам на 42% больше, чем у работодателя в центральной части России. Но самое страшное, что это всё становится фактором снижения конкурентоспособности местных строительных организаций. Из-за этих факторов во время торгов, когда идёт игра на снижение стоимости строительства, местные строительные организации уже изначально, в самом начале, проигрывают игрокам из центральных районов России примерно на 20%. И пора нам законодательно установить правила, выравнивающие стартовые условия всех участников торгов, например, путём установления коэффициентов для строительных организаций, расположенных в районах Крайнего Севера. Иначе получается какой-то геноцид, выдавливание местных строительных организаций. Как показывают расчёты, коэффициенты для выравнивания конкурентных условий могут быть в районе 15-20%, и такие коэффициенты учитывают разницу в начальных условиях, применяются, например, в Канаде, они находятся в таких же северных условиях. Мы должны снять законодательно закреплённые неравные стартовые условия северных строителей. Уважаемые коллеги, сегодня много нареканий, везде мы слышим, мягко говоря, замечания к качеству построенных объектов. Но качество начинается с проектно-сметной документации. Сегодня заказчики используют так называемый гибридный метод определения сметной стоимости строительства, зачастую подгоняют сметную стоимость объекта к лимитам финансирования, что не только абсолютно неправильно, но и вредно. Отсюда и начинается поход в низкое качество с применением дешёвых материалов, устаревших технологий, а крайними оказываются подрядчики-строители. Другой существенной проблемой определения стоимости строительства является нестыковка проекта. Всё дело в том, что проектно-сметная документация имеет две стадии: проектная документация и рабочая документация. В момент выхода на торги выставляется на стадии проектной документации, что не позволяет подрядной организации оценить выполняемые работы в части технических, финансовых и организационных вопросов. На момент выполнения работ подрядчикам передаётся рабочая документация, которая, как правило, имеет существенные отличия от проектной документации. И тут возникают либо дополнительные работы, либо существенно меняется объём работ со стоимостью, повышением цен, и при этом дополнительные работы никак не оплачиваются, согласно 44-му федеральному закону. Огромной проблемой для строительных организаций становится тот факт, что в сметной стоимости строительства некорректно производятся расчёты на транспортные расходы. Размер авансированный не учитывает особенности организаций и структур, расходов строительных организаций. И в связи с этим вносим следующие предложения. Первое. Выработать чёткую и понятную обязательную методологию применения сметных нормативов и пересчёта на текущие цены. Второе. Обоснование стоимости строительства производить строго на основании сметных нормативов и расчётов, а никак не лимитов финансирования. Третье. Сделать детальные логистические схемы до населённых пунктов с расчётом затрат и с учётом всей готовности определять нормы продолжительности и стоимость строительства объекта. Четвертое. Принять решение об увеличении размера авансирования строительства в условиях Крайнего Севера. Я уже говорил о том, что за год до начала строительства надо начинать завозить материалы и технику. И пятое. Договоры между подрядчиками и заказчиками носят неравноправный характер. Заказчик изначально в выигрышной ситуации и у него меньше ответственности. Надо законодательно это выровнять. Прошу поддержать. Спасибо за внимание.
|