Дмитрий Ионин и Олег Шеин о наказах избирателей в РФ 13 февраля 2019 13 февраля Государственная Дума отклонила в первом чтении проект федерального закона № 402517-7 "О наказах избирателей в Российской Федерации". От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" по данному законопроекту выступили Дмитрий Ионин и Олег Шеин. Дмитрий Ионин: Автор законопроекта депутат Катасонов (фракция ЛДПР – Прим. ред.) подсказывает абсолютно правильную идею. В регионах это есть, и он это озвучил: чем депутат Законодательного Собрания лучше, чем депутат Государственной Думы? Я не понимаю. Но я также был в Законодательном Собрании, у нас был так называемый "депутатский миллион", мы давали поручение, деньги тратились на нужные вещи, на ремонт потолка в детском саду, потому что детский сад не пропускали, он 1 сентября бы не работал, если бы этот потолок не отремонтировали. Деньги тратились на ремонт комнат в интернате для детей, больных детей, детей-инвалидов, чтобы они жили в нормальных условиях и так далее. Это я по своему фонду депутатскому помню. Разве это плохая практика? Сегодня, получается, в ряде регионов депутаты могут такое делать, чего мы, депутаты Госдумы, делать не можем. Зачем мы сами себя ограничиваем? Нам ничего не стоит принять сейчас этот закон, чтобы он работал не на благо нас с вами, депутатов, а на благо людей. Александр Александрович (Авдеев, депутат фракции "Единая Россия" – Прим. ред.), представляя законопроект, сказал, что вот вы обладаете авторитетом, влияете на местные советы, на местные думы, чтобы они финансировали какие-то программы. Коллеги, давайте честно, из чего? Там денег нет, там дырка от бублика в бюджете. Были бы у них деньги, они бы давно сами всё профинансировали, им нужны деньги отсюда, с федерального уровня. Какой у нас механизм? В советское время было слово такое "толкачи", которые ходят, толкают какой-то вопрос. По сути, да, мы можем ходить, просить, что-то предлагать и так далее. Здесь вам предлагают формализовать механизм точечного решения проблем. Я в субботу был в Буланаше, Артёмовский городской округ, Свердловская область, мой избирательный округ, мы там проводили конференцию ТОС, 150 человек, огромная проблема была, вода поднимается, необходимо срочно спасать. Была бы такая возможность, добились бы выделения каких-нибудь денег, я думаю, весь этот механизм бы прошёл, убедили бы и Правительство поддержать, выделить бы финансирование. А так им говорят: своими силами. Какими своими силами? Там нет денег. Давайте не будем сами себя по рукам бить и говорить, что депутату неплохо было бы иметь возможность реализовывать наказы, возможность иметь депутатский фонд, но мы не дадим сами себе это сделать. Это ведь странно, правда? Мы же ведь не для себя стараемся, мы стараемся для тех муниципалитетов, в которых сегодня нет денег на решение первоочередных задач: на строительство в Реже, это котельная на Быстринской, где люди мерзнут, им нужна эта котельная, в Березовском много лет просят деньги на очистные сооружения. Еще раз говорю, их не надо убеждать, они просят, говорят, что ты депутат Госдумы, помогай. Правильно коллега Иванов (депутат фракции ЛДПР – Прим. ред.) сказал, от нас ждут, а что мы можем сделать, мы можем ходить, просить. Так зачем ходить, просить, если можно юридическим инструментом воспользоваться. "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддерживает этот законопроект. Олег Шеин: Здесь есть еще старожилы из прошлого тысячелетия, которые застали времена, когда с Думой очень сильно считались при распределении ФАИПов (Федеральных адресных инвестиционных программ). И в тот период действительно парламентарий, который ответственно работал, в том числе, вместе с местными министерствами и ведомствами, с губернатором при подготовке соответствующих поправок, при обосновании, мог прийти фактически на прием очень быстро к любому федеральному министру в любое ведомство и существовала модель, при которой депутат, возвратившийся в регион, мог говорить о том, что практически было сделано с привлечением федеральных денег непосредственно им. Эта модель в том или ином виде ретранслировалась и на субъектовый уровень. В моей родной Астраханской области в 1996 году был принят закон о резервном фонде, по которому половина резервного фонда распределялась губернатором, а вторая половина местным парламентом, исходя из квот, которые равным образом уже разделились между депутатами независимо от их фракционной принадлежности. Естественно при этом все решения впоследствии проходили через утверждение регионального парламента с тем, чтобы отсечь какие-то возможные злоупотребления, либо просто непрофессиональные вещи. Поэтому я могу только всецело приветствовать то, о чем говорил коллега Катасонов, один из депутатов, который прошёл пешком ногами весь свой родной избирательный округ, и мы это хорошо понимаем. У нас есть ряд коллег из разных фракций, которые с этой трибуны регулярно поднимают проблемы непосредственно с нижнего уровня, поскольку с этим нижним уровнем регулярно работают. Но я бы хотел обратить внимание докладчика от комитета, уважаемого Александра Александровича, на следующее обстоятельство. Та практика, которая сегодня пока ещё есть в регионах о том, что могут быть какие-то депутатские наказы, закреплённая за местным парламентом доля Резервного фонда, эта практика потихонечку уходит в прошлое. Не потому, что денег не дают, а потому, что органы прокурорского надзора, придираясь (наверное, этот глагол будет наиболее уместен) к каким-то в их понимании нестыковкам в федеральном законодательстве, вносят представление о незаконности подобного рода механизмов. И ежегодно местные решения о таких депутатских фондах и такой модели депутатских наказов уходят в прошлое. И в прошлом году уже таких территорий оставалось порядка 17, в то время как года три назад их было около 30. Поэтому здесь у меня будет большая просьба к Александру Александровичу, отрефлексировать на моё выступление в рамках итогового от комитета. И попросил бы я его, наверное, вот о чём. Если прав я, и действительно практика сужения возможностей местных парламентов по принятию решения о депутатских наказах существует, чтобы мы её могли скорректировать, и в рамках федерального законодательства дать территориям такое право. Я прошу, чтобы ответ на мою реплику прозвучал бы и был положительным, чтобы мы с вами нашли некую взаимную точку. К тому же есть ещё одна вещь. Ведь на самом деле этой модели, если в территориях она реализуется, пользуются все депутаты, в том числе, и в первую очередь, "Единая Россия", которая на сегодняшний день пока ещё в 82 субъектах Федерации из 85 имеет большинство. Учитывая новые реалии и вызовы, которые существуют, в интересах, в том числе, и парламентского большинства, не только оппозиции, чтобы модель депутатских фондов и депутатских наказов работала. А уж что, какой депутат насколько её эффективно в пользу населения и своих собственных избирателей использует, это вопрос индивидуального профессионализма и готовности человека эти средства предлагать направить, именно предлагать, поскольку всегда это шло через решение, закреплённое уже местным парламентом на то, что действительно нужно избирателям. Александр Александрович, прошу вас эту вещь отдельно отразить в выступлении с тем, чтобы мы с вами могли действительно здесь дать территориям такое право, не этим законом, понятно, но иным актом, который может быть, как у нас принято последнюю пару лет, уже быть внесённым от разных фракций или даже только от одной вашей. Если вы это сделаете, мы будем только приветствовать. Спасибо.
|