Дмитрий Ионин о необходимости переноса сроков мусорной реформы 22 января 2019 На пленарном заседании Государственной Думы 22 января от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" с десятиминутным заявлением по актуальным социально-экономическим, политическим и иным вопросам выступил Дмитрий Ионин: Уважаемые коллеги, хотелось бы вернуться на месяц назад, в декабрь прошлого года, напомнить, как в этом зале и с этой трибуны Государственной Думы гремели баталии вокруг мусорной реформы. Обсуждалось, что мусорная реформа не готова, что люди не готовы платить по тем сумасшедшим тарифам, которые им предлагаются, о том, что города будут завалены мусором, что новые контейнеры на большинстве территорий не появятся, и "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" предупреждала о том, что необходимо это всё остановить и перенести сроки мусорной реформы, а также существенно ее пересмотреть. К чему это привело? Особо ни к чему. Единственное, чего удалось добиться, это того, что в этом зале было принято решение о том, что регионы сами могут решать, запускать мусорную реформу с 1 января 2019 года или не запускать. И сразу как-то стих тот дружный хор региональных голосов, которые говорили, что они не готовы, что надо им еще время и так далее. Как-то сразу все замолчали. Всего несколько регионов проявили мужество и приняли решение о переносе сроков мусорной реформы. Это Забайкалье, Курганская область, Ленинградская область, Бурятия и еще ряд регионов. Не так их много на самом деле. А что происходило дальше? А дальше в экстренном порядке на местах начинали принимать тарифы, прямо вот перед самым Новым годом в большинстве регионов. И власть на местах как-то не обидела коммунальных коммерсантов, и от щедрот выставила им тарифы, которые в три, в шесть, а то и более раз выше, чем то, что сегодня платят люди за вывоз мусора. Радостные коммерсанты, видимо, потерли руки и поехали отдыхать в Куршевель, на Лазурный берег, в Таиланд, куда они там ездят, не знаю, и я уверен, что неплохо гульнули в счет будущих побед, вернее в счет тех будущих платежей, которые они соберут с нас с вами. А после праздников они вернулись, и вернулись в несколько другую страну, страну, которая сотрясается возмущением по поводу запуска этой самой мусорной реформы. Для примера, в городе Волгограде, где региональный оператор сам признает, что допустил из-за своих ошибок мусорный коллапс, 19 января прошла акция. Жители собрали мусор, притащили ко входу в офис регионального оператора и закидали в этот офис мусор. Кто-то скажет – экстремисты, провокаторы. Возможно, но тогда давайте посмотрим рядом, в Саратовской области, город Балаково, где тоже активисты принесли не вывезенные мусорными компаниями посленовогодние ёлки и сложили их у входа в регоператор. Знаете, кто это делал? "Молодая гвардия Единой России" это делала, возмущённая неправильной реализацией мусорной реформы. Смотрим дальше. Красноярск. Десятиминутку отдельную бы посвятить на самом деле тому, что происходило в Красноярске с того момента, как в декабре было принято решение, что мусорная реформа всё-таки будет. Во-первых, город Красноярск разделён рекой, и одной части, левому берегу, утвердили тариф на 30% выше, чем правому берегу, хотя, по сути, работа там одна и та же. Народ вышел митинговать. Активную работу в помощи и защите прав граждан и жителей Красноярска оказывала СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, руководитель нашего регионального отделения Александр Лымпио. Они участвовали в этих митингах, и они заставили Красноярск пересмотреть тариф, тарифы уравняли, снизили для левого берега тариф на 30%. Это надо делать в таком режиме? Там министр экологии в итоге ушёл в отставку. Молодец, признал свои ошибки, ушёл в отставку. Знаете, какая формулировка у него была, фраза, когда он уходил в отставку? Он говорит: получился, как всегда, непредвиденный коллапс. То есть вот, как всегда. А как будто об этом никто не говорил, как будто у нас здесь не было слушаний, как будто мы не предупреждали, что будет в Красноярске, в Волгограде, в Саратове, в моём родном Екатеринбурге, в других городах. Мы об этом говорили. И сегодня эта ситуация сотрясает всю страну, она подрывает социальное спокойствие в нашей стране. А что делают в ответ чиновники? Очень интересная реакция и, честно говоря, немного странная. На днях было опубликовано в газете "Коммерсант" письмо замминистра природных ресурсов Владимира Логинова. Он обратился ни много ни мало к Генеральному прокурору Российской Федерации Юрию Чайке с жалобой, внимание, на власти регионов, на их необоснованное снижение тарифа и норматива накоплений. То есть он жалуется прокурору, что губернатор, оказывается, маловатый тариф выставил, надо бы побольше брать, абсолютно ничего не стесняясь. Нет, я понимаю, когда у нас после нового года из нафталина достали Анатолия Борисовича Чубайса, который говорит, что люди мало платят за коммуналку, что надо добавить и так далее. Ну, это имя нарицательное, всё понятно. Но откуда такие последователи-то у Анатолия Борисовича Чубайса берутся, которые тоже говорят: что-то маловато, прокуратура, накажите губернаторов, пусть они больше сдерут с людей деньги за вывоз мусора, которого сегодня нет? Вы сами знаете у себя в регионах и на местах, что мусором завалены улицы, что в сельской территории как не было контейнеров, так их и нет. Но в конце января им придёт счёт и не маленький. Они раньше вообще не платили, а теперь будут по тысяче рублей платить. Как мы им это будем объяснять? Да, может быть, есть рациональное зерно в том, что говорят про нормативы накопления мусора. Тут опять же Госдума должна вмешаться и наводить порядок. Давайте посмотрим два полюса. Красноярский край: норматив накопления мусора 10,8 кубометра, а Еврейская автономная область – 0,2 кубометра. Вы извините за такую шутку, может она немного пошло будет звучать, но получается, что какие-то чиновники на местах считают, что среднестатистический сибиряк мусорит в 50 раз больше, чем еврей. И чего в этом больше у нас: антисемитизма или русофобии? Извините, конечно, это такая аллегория, но, по сути, нам надо разбираться, как так в 50 раз могут нормативы отличаться. Это недопустимо. Пока мы наводим порядок, надо приостановить мусорную реформу на местах, она у нас не готова. Сейчас делаются правильные шаги: создан федеральный оператор по мусорной реформе, через которого будет проводиться финансирование строительства той самой инфраструктуры, о которой много говорят, появятся новые полигоны, появится мусоропереработка и мусоросжигание очень хорошо. Давайте не будет ставить телегу впереди лошади, давайте сначала профинансируем через этого федерального оператора строительство инфраструктуры, потом с этой готовой инфраструктурой выйдем к людям, и будем обсуждать новые правила игры по вывозу мусора. Потому что на днях Дмитрий Анатольевич Медведев говорил, что до 2022 года необходимо решить все вопросы по организации работы мусорных операторов. 16 января это было сказано Председателем Правительства. Так вот и замечательно, до 2022 года и не надо ничего делать в плане увеличения поборов с жителей: надо наладить, надо выстроить эту работу, потом переходить уже к тому, чтобы с жителями работать и говорить, что инфраструктура есть, теперь мусор не скидывается в ближайшем лесу, а действительно перерабатывается и идёт на пользу. Я напомню, что чуть больше месяца назад с этой же трибуны я пытался достучаться до вас, коллеги, от имени фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" и приводил юридические доводы к тому, что закон вообще запрещает собирать с жителей платежи за обезвреживание и захоронение твёрдых коммунальных отходов. Это абсолютная правда, это государственные полномочия: государство обязано следить за окружающей средой – это никакая не коммунальная услуга. Коммунальная услуга у нас что? Отопление, водоснабжение. Вы конкретно получаете ее или группа каких-то лиц, допустим, жителей конкретного дома. А что такое обеззараживание и утилизация мусора – это, по сути, для всего общества оказываемая услуга, в Конституции написано, что государство должно это реализовывать, и есть соответствующие законодательные нормы. И получается, мы с вами, по сути, с этой мусорной реформой вводим дополнительный налог, потому что это налог, а не коммунальный платеж. Если это налог, то обращаемся к Налоговому кодексу, там четко написано, что вводить дополнительные налоги можно только через изменения в Налоговый кодекс. Были по мусору изменения в Налоговый кодекс? Не было. Мы говорили об этом в декабре с этой трибуны? Говорили. Нас услышали? Не услышали. Хорошо, идем дальше. Руководствуясь принципом "критикуя – предлагай" и поручением Председателя Государственной Думы Вячеслава Викторовича Володина, который говорил, что любая "десятиминутка" и выступления от политической партии должны заканчиваться конкретным документом, мы сегодня с коллегами будем вносить протокольное поручение, где эти все доводы приведены, юридически обоснованы, и мы предлагаем профильному комитету обратиться в Генеральную прокуратуру и в Правительство Российской Федерации по фактам, связанным с тем, что с россиян будут собирать средства в конце января за вывоз твердых коммунальных отходов. Просим это протокольное решение, коллеги, поддержать.
|