ГлавноеСобытияПартияПрограммаДепутатыФракция в ГД
Лента новостейОфициальноАнонсыСМИФотоВидеоАудиоEnglish

Депутаты фракции "СР" задали вопросы Министру природных ресурсов и экологии Дмитрию Кобылкину

05 декабря 2018

5 декабря в Государственной Думе в ходе "правительственного часа" с информацией выступил Министр природных ресурсов и экологии Российской Федерации Дмитрий Кобылкин. Вопросы задали Галина Хованская и Александр Терентьев. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" выступил Анатолий Грешневиков.

Галина Хованская:

– Уважаемый Дмитрий Николаевич, мировой опыт раздельного сбора мусора у источника его образования говорит о том, что это самая эффективная мера по снижению объемов отходов, подлежащих захоронению. Сейчас для участников рынка это является экономически невыгодным. Имеются сложности в доставке полезных фракций до мест переработки и в наличии поблизости самих объектов по переработке. Реализация раздельного сбора по инициативе самих жителей крайне затруднительна без экономической заинтересованности регоператора, а она отсутствует.

Таким образом, в существующей ситуации невозможно выделить полезные фракции, отправить на вторичную переработку и резко снизить нагрузку на полигоны. По вашему мнению, какие меры необходимо предпринять для внедрения системы раздельного сбора ТКО с последующей переработкой? Спасибо.

Дмитрий Кобылкин:

– Галина Петровна, спасибо за вопрос.

В своем докладе я отметил, что это сложнейшая реформа, может быть, одна из самых сложных реформ, которые реализованы были на территории Российской Федерации. Европа с 50-х годов шла, и многие страны давно приступали к этой реформе, и шло очень всё негладко и непросто, и сортировка мусора в европейских странах сегодня показывает разные практики. Есть страны, которые импортируют мусор для того, чтобы его перерабатывать, то есть это стало хорошим бизнесом.

Я считаю, что одно то, что мы начали эту реформу, уже хорошо. В каких-то субъектах Российской Федерации уже налажен раздельный сбор мусора, и это хорошая практика, и это бизнес для предприятий.

Нам предстоит по нашим целевым показателям, по указу Президента создать целую бизнес-индустрию на базе малых, средних компаний по вторичной переработке, по вторичному производству. И когда эта цепочка замкнётся, тогда за раздельным мусором будет охота, поверьте мне, за разделённым мусором.

Александр Терентьев:

– Уважаемый Дмитрий Николаевич, ленточные боры Алтая – это уникальные леса, не имеющие аналогов в мире, тем не менее они передаются в аренду в целях заготовки древесины и де-факто служат целевой базой для лесозаготовительных компаний, что влечет их деградацию и утрату важнейших экологических свойств.

Несколько участков ленточных боров отнесены к особо охраняемым природным территориям, однако, на деле заготовка древесины в них всё равно происходит.

Поручение Президента России № 1037, данное еще в 2013 году, в части установления правового режима защитных лесов, исключающего проведение в них промышленных рубок, по сей день остается невыполненным.

Уважаемый Дмитрий Николаевич, когда возглавляемое вами министерство примет меры, исключающие целевое использование лесов, в том числе ленточных боров Алтая? И какими будут эти меры?

Спасибо большое.

Дмитрий Кобылкин:

– Спасибо за вопрос.

Ленточные боры Алтайского края в ближайшее время будут выделены в отдельную территорию, под которую мы пропишем отдельные правила игры. Это точно будет сделано. Здесь находится мой заместитель Иван Валентик (заместитель Министра – руководитель Федерального агентства лесного хозяйства – Прим. ред.).

Иван Валентик:

– Добрый день, уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты, Дмитрий Николаевич.

Действительно, мы темой ленточных боров занимаемся уже определенное время. Проблема возникла еще в 2008 году, я поднимал архивы, когда без каких-либо научных обоснований был понижен класс возраста рубки. Мы пытались найти материалы, таковых не нашли.

В конце декабря состоится расширенный НТС с приглашением ответственных, в январе месяце будет принято решение и создана отдельная зона, отдельный лесной район с особыми правилами ведения хозяйства, основанными на экологическом приоритете этой территории, а не на хозяйственном освоении, как это было в последние 10 лет.

Выступление Анатолия Грешневикова:

– Уважаемые депутаты!

Жители нашей земли используют природные ресурсы в два раза быстрее, чем природа способна их воспроизвести. Потому зададимся вопросом, а как развивается в России экологическое право, которое должно гарантировать нам экологическую безопасность?

Госдума на днях приняла закон "О бюджете...", а чуть ранее закон "Об охране озера Байкал", но главной бедой Байкала как был, так и остался кризис в экосистеме, связанный с отсутствием достаточных очистных сооружений в поселениях на берегу уникального озера. Из более чем 90 поселений обеспечено очистными сооружениями только 12, и ни одно из них не соблюдает установленные экологические требования. Идёт катастрофическое развитие несвойственных Байкалу водорослей, массовое вымирание байкальских губок, развитие токсинов, в целом бактерий, опасных для жизни. При этом только 10% финансирования проекта за 2019-2024 годы направляется на строительство и реконструкцию очистных сооружений на берегу Байкала, а в 2019-2020-х годах не планируется ни одного.

Кроме того, в текущие расходы включён проект рекультивации шламоотводов Байкальского ЦБК, при этом сам проект отсутствует, о чём представлены заключения Счётной палаты, а это шесть млрд руб. 30% – это объём средств на весь федеральный проект. Выделенные шесть млрд, видимо, уйдут обратно в бюджет.

После ужесточения Госдумой ответственности за жесткое обращение с животными сфера отношений человека и животного, к сожалению, не смягчилась, а приобрела жестокий и коммерческий характер. Теперь в метро можно встретить без намордника не только собак, но и лис с медведями, а в Приморье, в бухте Средняя, создана тюрьма под видом океанариума, где сейчас под арестом содержатся 11 касаток и 100 белуг, предназначенных для продажи в Китай. Если закон не позволяет разбрасываться биологическими ресурсами страны, тогда почему в 2016 году в Китай было продано за 700 млн руб. 13 касаток, включённых в Красную книгу Камчатки?

Коммерческий вылов касаток запрещён с 1982 года мораторием Международной китобойной комиссии.

Под давлением эколога Генпрокуратура возбудила уголовное дело о незаконной продаже касаток, но почему-то только семи, а не одиннадцати.

Госдума приняла закон о лесной амнистии, он усугубил истребление лесных массивов. Под вырубку попадают, к примеру, в подмосковном садовом товариществе "Мирный" три гектара особо ценных столетних дубов и елей. Реликтовый сосняк – зелёный щит Кузбасса – удалось спасти от вырубки под коттеджи только в Верховном Суде.

По расчётам экологов, лесозаготовительная отрасль прекратит существование в ближайшие семь лет, распродав зелёные богатства за рубеж. В один Китай вывезем кругляка на пять млрд долларов, при этом 40% – это нелегальные поставки.

Поэтому фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддерживает позицию Министра экологии о прекращении лесного экспорта в Китай. Раз коррупционеры во власти против закона о кругляке, давайте остановим его экспорт и срочно примем обещанный закон об общественных инспекторах по охране природы.

Без должного государственного внимания живёт у нас система УОПТ. Закон о заповедниках есть, а между тем, в Минприроды до сих пор отсутствуют нормативы штатной финансовой технической обеспеченности заповедников. Три года как Минприроды подготовило всю документацию по созданию заказника "Соловки", но воз и ныне там. Правительство ждёт, видимо, когда там наладят торговлю редкими белухами.

В 2013 году Минприроды подписало со Всемирным банком соглашение о займе на реализацию проекта по совершенствованию системы лесоуправления и осуществления мер борьбы с лесными пожарами на территории 25 УОПТЭ. И как только деньги пошли, и стали решаться задачи по повышению эффективности и тушения пожаров, и лесопользования, вдруг Минприроды закрывает проект. У нас что, все пожары потушены на землях заповедников?

Есть закон "Об экологической экспертизе", ни один закон так не выхолощен, как этот. Теперь олигарх из Череповца спокойно начинает строительство вредного ЦБК на берегу Рыбинского водохранилища. Зачем ему экспертиза, общественные слушания, если впереди маячат миллиардные прибыли? Ярославский губернатор обратился к Президенту с предложением остановить опасный проект. И теперь вся страна и вся ярославщина ждут, запретит Путин стройку или нет. Между тем, спасать водохранилище от ядовитой смерти должен закон "Об экологической экспертизе".

На днях в Госдуме была приостановлена на три года мусорная реформа для Москвы и Петербурга. Более 20 лет московские власти уговаривали сами себя о необходимости строительства мусороперерабатывающих заводов. Миллионы денег тратили без оглядки на совещания, командировки вместо создания отрасли и переработки вторичного сырья.

Первый закон "Об отходах производства и потребления" был принят в Госдуме в 1998 году. Он регламентировал все безопасные операции по обращению с отходами, стимулировал утилизацию отходов. Бездействие Правительства привело ситуацию с отходами в стране к критической точке и вынудило Госдуму принять в 2004 году уже другой закон, в котором полномочия в области обращения с отходами отдали органам местного самоуправления.

Безденежье муниципалитетов и неконтролируемое накопление отходов привели к тому, что в 2014 году был принят ещё один закон об отходах. В числе ключевых новаций значилось введение утилизационного сбора с импортёров товаров, а также появление региональных операторов. Уже в 2015 году бизнес должен был создать свои законы по утилизации отходов, либо платить взнос в федеральный утилизационный фонд.

Однако в 2015 году и регионы, и сама Москва не выполнили закон. Таким образом, преступное бездействие, экологическая безответственность чиновников привели к тому, что, начиная с 1990 года по нынешний 2018 год, а это 20 потерянных лет, в стране наступил мусорный коллапс, а накопленные 100 млрд тонн отходов стали отравлять и убивать население.

Когда Москва ещё не вывозила свои отходы в Ярославль и Калугу, её правительство приняло 22 апреля 2008 года постановление 313 "О развитии технической базы городской системы обращения с коммунальными отходами", согласно которому в столице к 2015 году должны были появиться шесть новых мусоросжигающих заводов, были уже разработаны инвестиционные программы и выделены деньги. Авторы недавнего закона о замораживании мусорной реформы в Москве говорят, что у них нельзя строить мусорозаводы, а в 2008 году можно было, жители столицы подняли бунт, и мэрия для успокоения общественности отменила и слушания, и постановление о стройках.

В центре Вены построен мусоросжигающий завод, в каждом районе Токио тоже по заводу, лишь Москва саботирует решение мусорной проблемы.

Чтобы в России сдвинуть с места мусорную реформу и привить людям культуру обращения с отходами, мало принять один закон. По мнению депутатов "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ", нужно организовать госконтроль за утилизацией отходов и борьбу со свалками. Нужно иметь инфраструктуру из мусороперерабатывающих комплексов, отрегулировать логистику и сменить систему управления, самое главное, надо централизованно, в рамках национальной кампании и принятия закона об экологическом образовании обучить население, как правильно обходиться с бытовыми отходами. И надо начать убирать мусор с Москвы. Спасибо.

Официальный сайт Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2025