Депутаты фракции "СР" о реформе системы утилизации отходов 20 ноября 2018 20 ноября Государственная Дума рассмотрела и приняла в первом чтении проект федерального закона № 581681-7 "О внесении изменения в статью 291 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" (в части уточнения отдельных положений). От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" по данному законопроекту выступили Анатолий Грешневиков, Дмитрий Ионин и Олег Шеин. Анатолий Грешневиков: Уважаемые коллеги, уважаемый президиум! С этой трибуны неоднократно звучали при осуждении закона "Об отходах производства и потребления" заверения о том, что мусорная реформа никогда ни для кого не будет остановлена. Сегодня и закон показывает, что есть преференция для Москвы, она остановлена, это значит, не следует верить, что на три года Москва будет утилизировать свой мусор сама, и будет готовиться к этой утилизации. С этой трибуны неоднократно звучали с гордостью слова о том, что в законе прописана статья о том, что без обсуждения с населением, без разрешения, без общественного мнения ни один полигон строиться не будет, что будет учитываться общественное мнение при завозе мусора. Что мы видим? Я уже сказал, что Москва сегодня очищается за счёт того, что загаживает Ярославскую область. "Скоково" в два раза перегружено, днём и ночью возят, рядом – четыре километра река Волга. Господин Гончар (депутат фракции "Единая Россия" – Прим. ред.) сказал, что регион получает за московский мусор не 15, а 50 миллионов. Ярославская область, Николай Николаевич, в числе лидирующих по онкологическим заболеваниям. И стоимость одной онкологической операции даже не 50 миллионов, здоровье важнее. Кто учитывал мнение ярославской общественности, которая неоднократно выходила на митинги? Никто. Областного депутата Воробьева трижды по судам таскали. А что творится в Архангельске? Строится полигон "Шиес", пять тыс. гектаров отведено, 90 эшелонов будет, 90 вагонов будут привозится 20 лет подряд. Вырубили леса, сегодня уголовное дело заведено. Население пяти городов, пяти поселений выходит на митинги. Плюют в душу людям, вытравливают чувство патриотизма, не хотят, чтобы люди были совестливыми. Губернатор перед выборами заявляет: нет, полигон не строится, будет строиться производство стройматериалов. Выборы закончились: да, будет полигон для Москвы. Вы знаете, конечно, полигоны Москве сегодня выгодно строить и выгодно возить почему-то железнодорожными составами. Сейчас в Москве строятся три перегрузочные станции, будут упаковывать мусор и везти в пять регионов. А где в тариф заложено, ведь перевозка – это огромные суммы? Поэтому, конечно, это коррупционный закон. В городе Волоколамске население выступило против вместе с мэром. И что же? Тут же уголовное дело, сперва пришли с обысками силовики, а потом криминал. Мэр написал заявление и ушёл. А токсичным газом 50 детей там было отравлено. Никто общественного мнения не слышит. Поэтому данный законопроект не нужно принимать. Нужно обязать Москву не плитками заниматься, а строить предприятия. Я недавно был на Московском радиотехническом заводе. Технологию шикарную сделали по плазменной газификации ТБО на основе использования СВЧ-разряда. В течение года можно использовать и сделать шикарное производство, где и переработку, и сжигание, всё наладить. Но Москва настроена на то, чтобы вывозить весь мусор, свою грязь в регионы. С этим я, конечно, согласиться не могу и категорически прошу депутатов, особенно от регионов: не нужно поддаваться на это. Москва сегодня, изображая из себя федеральный центр в глазах общественности, ведёт себя безнравственно. Когда я начинал свою депутатскую деятельность, Ярославская область была донором, сегодня мы дотационные. 70% Москва забирает, и ещё и везут мусор, загаживают. А сейчас ещё собираются построить на Рыбинском водохранилище ЦБК. Я думаю, что все поползновения Москвы неуважительны по отношению к регионам. За данный законопроект фракция голосовать не будет. Дмитрий Ионин: - Уважаемые коллеги! В рамках обсуждения этого законопроекта я задал простой вопрос: помимо указанных уважаемых трех регионов готовы ли другие регионы к мусорной реформе? Я его задал авторам законопроекта и к сожалению ответа на простой вопрос "да" или "нет" я не получил. Но, собственно, мы его получаем самим этим законопроектом, который откровенно нам говорит, что сегодня мусорная реформа не готова, но почему-то отдельно выделяют три привилегированных субъекта Федерации, ссылаясь на особенности законодательства по ним, и как бы отдельно их выводят за рамки, создавая этакий мусорный сепаратизм в других регионах, которые начинают спрашивать, подождите, а мы как же, мы тоже не готовы. Другие регионы на сегодня не готовы. Можно посмотреть пример тех пилотных, которые вперед паровоза побежали, когда главы регионов говорили мы хотим первые быть, у нас все замечательно, все готово, хотя я напомню, что 458-й федеральный закон говорит о том, что до 1 января ещё есть время. Что случилось? Буквально сегодня в Чувашии, которая одна из первых пошла на эту реформу, и в которой в восемь раз вырос тариф в свое время, сегодня Чувашия сказала, что нет, всё-таки мы поторопились, мы дождемся 1 января – предельного срока, то есть они отказались. Потому что, ещё раз говорю, в восемь раз вырос тариф, я напомню, неоднократно у нас Президент говорил о предельных индексах роста платы за коммунальные и за жилищные услуги, но как-то наплевали, простите за выражение, и повысили в восемь раз. Второе – по Чувашии, как конкретный пример, ничего не вывозилось, особенно в сельской местности, где людям просто начали приходить квитанции, ничего не поменялось, не появилось ни контейнерных площадок, ни другой инфраструктуры для вывоза мусора, а просто пришли квитанции. Правильно коллеги до этого говорили, квитанции сумасшедшие, потому что в сельской территории, во-первых, раньше они не выставлялись, во-вторых, там действительно в домах прописано большое количество людей, и если считать по этой системе, которую предполагает мусорная реформа и связана с расчётом на конкретного человека, то получаются сумасшедшие суммы – тысяча рублей, 1,2 тыс. руб. на конкретное домохозяйство получается. Это запредельный рост, в восемь раз рост по Чувашии это я вам в среднем привёл, а по конкретным сельским территориям просто катастрофа, и сегодня они её отматывают обратно. В принципе, честные главы регионов сегодня говорят о том, что мы не готовы к мусорной реформе, необходим мораторий, необходимо ещё раз перенести 458-й федеральный закон. Например, 1 ноября это прозвучало у нас в Уральском федеральном округе на совещании в полпредстве, об этом говорили руководители регионов Уральского федерального округа, но им сказали: нет, Москва требует, чтобы быстрее было. Мы прекрасно понимаем, что будет хуже, чем реформа по капитальному ремонту, потому что, когда они не вывезут мусор и народ начнёт в этом мусоре утопать, будет очень плохо. "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" не будет поддерживать данный законопроект, ещё раз говорю, мы провоцируем таким образом мусорный сепаратизм в регионах. Этого нельзя делать, необходимо переносить мусорную реформу для всех регионов без исключения. Олег Шеин: Единственные три региона, которые на самом деле логично могут вписаться в эту реформу, от неё отклоняются. Но реформа обращена ко всем тем территориям, в которых она реализоваться не сможет и по очень простой причине. В чём смысл реформы. На бумаге всё выглядит очень хорошо, как в Швейцарии, то есть мусор должен обязательно быть перевезён на сортировочный завод, а дальше то, что нельзя отсортировать, то есть пластик, металл, бумагу и стекло – должно быть обязательно уничтожено. Проблема только в одном заключается, что плотность населения в России и в Швейцарии несколько отличается. Плотность населения в Воронежской области и в Италии – один к пяти, плотность населения в Вологодской области и в Белоруссии – один к десяти, ну а уж плотность населения в Якутии и любой другой страны европейского континента сравнивать просто бессмысленно. Соответственно, эта плотность влияет и на себестоимость, потому что, понятно, когда мы говорим про решение, которое предполагает, что с острова Врангеля необходимо перевезти на мусороперерабатывающий завод в обязательном порядке этот самый мусор, а в противном случае возникают санкции, такой бессмысленный закон реализовываться, понятно, не будет. И в тех регионах, которые к нему уже приступают, все эти проблемы бросаются в глаза самым очевидным образом. Коллега Бурматов (депутат фракции "Единая Россия" – Прим. ред.) не далее как месяц назад говорил о том, что для реализации такого закона необходимо поднять плату за вывоз в Коми в пять раз, в Курской области в восемь раз, в Ингушетии в 19 раз, а в Ямало-Ненецком автономном округе в 33 раза. И, скорее всего, этот размер ещё выглядит достаточно скромным. Смысл закона реально только в одном монополизация рынка, обогащение компаний, которые не имеют никаких ограничений к открытию офшорных пространств за рубежом и перекачиванию денег туда, при этом, естественно, количество свалок будет только возрастать, потому что монополию проконтролировать крайне сложно, ибо с ней очень сложно разорвать любой договор. Ну, а для столиц, где, действительно, возможны серьёзные социальные выступления, предполагается перенос этого закона несколько позже, до времени, когда пройдут уже крупные избирательные кампании. Поэтому, какие решения необходимо принимать? Во-первых, очевидно по экономике не может быть равных решений для московской агломерации и для Якутии. Соответственно, необходимо дифференцированное решение без попытки всю страну подогнать под одну гребёнку. Второе. Из-под действия монопольного законодательства необходимо уводить вывоз мусора, потому что если утилизация, действительно, есть предмет монополии, то вывоз мусора есть предмет конкуренции. А 70% тарифа складываются именно в вывозе мусора. И, конечно, нет никаких сложностей оборудовать системами ГЛОНАСС эти самые мусороперевозящие машины, чтобы ТБО вывозились не в пустыни, не в леса и не в степь, а именно на полигоны. "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" не голосует за данный закон, потому что это просто политиканская попытка уйти от решения глобальной проблемы через её локализацию самым странным образом. Спасибо.
|