Николай Рыжак о ситуации в правоохранительной сфере страны 20 ноября 2018 На пленарном заседании Государственной Думы 20 ноября от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" с десятиминутным заявлением по актуальным социально-экономическим, политическим и иным вопросам выступил Николай Рыжак: Уважаемый Вячеслав Викторович (Володин, Председатель ГД – Прим. ред.), уважаемые депутаты Государственной Думы! Прошедшие в стране выборы не только выявили рост протестного потенциала, но и рост гражданского самосознания наших граждан. Несмотря на нелёгкие условия жизни, о которых Сергей Михайлович Пантелеев (депутат фракции КПРФ – Прим. ред.) нам доложил, людей по-прежнему волнуют такие категории, как борьба с преступностью, с коррупцией, с законностью в стране. Они понимают и, видимо, на интуитивном уровне ощущают, что без решения этих проблем нам никогда не удастся создать морально-нравственную обстановку, консолидировать наш многонациональный народ и успешно выполнить те задачи, о которых говорил Президент, в условиях небывалого внешнего давления. Если говорить о состоянии борьбы с преступностью, то надо сказать, что здесь мы ещё не достигли соответствующих успехов. После распада Советского Союза был утрачен комплексный системный подход в организации общей профилактики, особенно ранней профилактики, и это с учётом наличия в стране такой важной темы, как детская беспризорность. Я не буду вас утомлять цифрами, но они действительно впечатляющие и где-то сопоставимы с данными гражданской войны, это серьёзная тема. Второй вопрос и очень важный. Мы где-то упивались тезисом о преимущественном положении личности в государстве и пошли на поводу у тех, кто заявляет, что интересы личности превыше всего: превыше интересов общества, превыше интересов государства. Мы убрали из Конституции понятие идеологии, мы убрали понятие воспитательных функций государства. Мы забыли идеи Бердяева и, что удивительно, Солженицына, а также философа Александра Зиновьева, которые говорили, что если институт государства ослабевает, то говорить о каких-то правах личности бессмысленно. Всё это превращается в обыкновенный фарс. Мы отчётливо видим, что происходит на Западе с личностью. Посмотрите, сейчас представительный орган Конгресса, кто только туда не попал, что это за личности и что будут творить эти личности в будущем. Я не буду говорить, вы сами видели и отчётливо понимаете, о чём я говорю. Третья позиция – реформы правоохранительной сферы. Мы ожидали этих реформ. Но кадровая чехарда, утрата многих функций, которые принадлежат исключительно определённым ведомствам, передача одних другим, отход от понятия объектового и линейного прикрытия важнейших объектов, оперативного прикрытия. Можно сколько угодно говорить относительно режимных мер, относительно административных мер, но было такое понятие, как оперативное прикрытие, линейное. Случай в Керчи – это конкретный пример. Учащийся техникума, который стрелял, принадлежал к секте "Свидетелей Иеговы". Это глубоко законспирированные клерикальные ячейки. Если бабули ждут конца света, то молодые люди становятся сразу же объектом заинтересованности определённых структур. И нельзя было не прослеживать эволюцию этого человека. Когда он покупал оружие – это уже был сигнал. Я постоянно говорю, что важнейшие объекты жизнеобеспечения, объекты с массовым скоплением людей нуждаются в серьезном оперативном прикрытии, нельзя разрывать оперативное единое пространство и единое информационное пространство, есть над чем подумать. Вот почему у нас сейчас многие уголовные дела, их расследования затягиваются на долгие годы. 70% уголовных материалов рассматриваются у нас в судебном порядке в упрощенном порядке, где не нужно проявлять высокий профессионализм и заниматься кропотливым сбором доказательств. В итоге число оправдательных приговоров достигло у нас сейчас почти нулевой отметки 0,36%. Напомню, что даже в сложные 1937-й и 1941-й года эта цифра колебалась от 7% до 13%. Нам могут возразить, сейчас другая система следствия, я с этим согласен, но все же часть третья 123-й статьи Конституции о чем говорит? О том, что судопроизводство должно осуществляться на основе состязательности и равноправия сторон. Важнейший тезис. Четвертое. 210-я статья. Организация преступного сообщества. По данным судебного департамента Верховного Суда России, за последние семь лет число осужденных по этой статье выросло в 2,5 раза. Некоторые представители правоохранительного блока сообразили, что на сулит карьерный рост, а эта статья в то же время требует тщательного расследования, поэтому люди, которые проходят по этим статьям, длительное время находятся в следственных изоляторах. И все же главная причина – это утрата прокурором тех полномочий, которые он имел на стадии предварительного расследования, это очень важный момент. Прокурор сейчас, утверждая обвинительное заключение, не имеет возможности вносить в него какие-то содержательные поправки, он даже не влияет на меру пресечения в виде содержания под стражей. И много других новелл, которые несуразным образом дали основание известному юристу Божьеву как-то сказать: "Прокурор сейчас медленно превратился в фигуру депутата с совещательным голосом". С этим надо заканчивать. А ведь генеральный прокурор неоднократно поднимал эти вопросы, в том числе на совещаниях в Совете Федерации. Надо обратить на это внимание и выслушать эту сторону. Как выслушать и другую сторону – Следственный комитет, который действительно испытывает сейчас серьёзные кадровые проблемы. И это дало возможность генеральному прокурору прямо заявить, что следствие деградирует у нас на глазах. И в заключение. С момента принятия нового Уголовного кодекса и УПК в них внесено более 1500 противоречивых изменений. Во многом из-за этого мы можем констатировать, что сама система следствия и в целом уголовная юстиция находятся в глубоком кризисе. Нужны основы государственной политики в области противодействия преступности, где бы все звенья составляли единый механизм, где бы стратегические цели государства совпадали с планами и чаяниями гражданского общества. Указ, который объявлял основы государственной политики, был в своё время подготовлен. Его завизировали в то время директор ФСБ Владимир Путин, министр юстиции Крашенинников (наш коллега), министр МВД Степашин. Но либерально настроенная администрация Президента Бориса Ельцина заблокировала эти основы. То есть во всех важнейших сферах государства есть основные направления, а в области борьбы с преступностью они отсутствуют. Сейчас Комитет по безопасности и противодействию коррупции нарабатывает эти моменты, эти важнейшие условия на круглых столах, проводя парламентские слушания. Мы понимаем, что по-другому жить и дальше развиваться уже нельзя. Я призываю и другие профильные комитеты уделить этому вопросу серьёзнейшее внимание. Но мы не можем это реализовать, не возвратив себе полноценные функции парламентского контроля, которые мы реализуем в вопросах бюджетной сферы. Мы должны содержательно вникать в работу правоохранительных органов, видеть, улавливать положительные и отрицательные тенденции. Я думаю, что только так мы сможем в полной мере ответить на вопрос о том, что такое право. Право – это выраженная в законе воля господствующего класса. Мне хотелось бы вам заявить, и я хотел бы верить, что право – это должна быть выраженная в законе воля нашего народа, единственного носителя наших исконных, традиционных духовных и моральных ценностей. Спасибо за внимание.
|