Федот Тумусов об экологических проблемах в Республике Саха (Якутия) 06 ноября 2018 6 ноября на пленарном заседании Государственной Думы от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" с десятиминутным заявлением по актуальным социально-экономическим, политическим и иным вопросам выступил Федот Тумусов: Уважаемый Вячеслав Викторович (Володин, Председатель ГД – Прим. ред.)! Уважаемые депутаты Государственной Думы! На прошлой неделе в России произошло важное для всей добывающей промышленности страны событие. Страна в режиме онлайн видела запуск в эксплуатацию Верхне-Мунского месторождения алмазов в Оленёкском улусе в Республике Саха (Якутия). Давая разрешение на пуск в эксплуатацию месторождения, Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин сказал: одно из важнейших направлений при реализации проекта подобного рода – это, конечно, сохранение природы. Он знал, что проведены все экспертизы, но, тем не менее, в процессе эксплуатации попросил обратить на это обстоятельство особое внимание, так же как и на вопрос охраны здоровья, охраны труда всех, кто работает и будет в будущем работать на этом предприятии. Эти слова особенно актуальны для всех жителей алмазной провинции Якутии. Дело в том, что летом этого года произошла экологическая катастрофа в бассейне реки Вилюй, связанная с прорывом дамбы разных полигонов, что привело к загрязнению рек Ирелях, Малая Ботуобуя и Вилюй. Поясню с цифрами в руках. Воду из загрязнённых рек я сам привозил на анализы в Москву, прозрачной её нельзя было назвать: мутная смесь, в которую и палец погрузить страшно. Превышение по алюминию в 27 раз, по марганцу в 26 раз, по железу – в 23 раза, по аммонию – в пять раз, по меди – в 32 раза. Это, конечно, ещё не полная таблица Менделеева, но понятно, что пить такую воду без последствий для здоровья невозможно. А, между тем, первые дни и даже недели о ситуации предпочитали молчать, перекладывая ответственность: и дамба ничейная, и всё не так страшно. Вот только пить совсем нестрашную воду никто из авторов обнадёживающего заявления не хотел и понятно почему. Даже пробы воды изначально брали в самой верней точке, тогда как в центре катастрофы эти пробы никто не брал, и даже там, где я взял, видите, лабораторный результат, который я вам только что привел. В итоге министерство экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) недавно озвучило предварительный расчет ущерба – 26 млрд 767 млн рублей. Точная сумма будет определяться Арбитражным судом. Хотя очень сложно представить, чтобы у нас в России компания, обладающая мощной административной поддержкой, с огромными финансовыми ресурсами проиграла суд министерству какого-либо субъекта Федерации. Но по этому поводу свою позицию высказал Глава Республики Саха (Якутия) Алексей Николаев: "Если собака сорвалась с цепи и покусала человека, то несет за это ответственность хозяин". Справедливости ради надо сказать, что при строительстве технологической дороги до Верхне-Мунского месторождения алмазов длиной 150 км были учтены особенности животного мира Якутии. Так, были предусмотрены пять переходов через автодорогу для обеспечения беспрепятственной миграции животных. Если спросить любого недропользователя о том, соблюдает ли он природоохранное законодательство, в ответ мы получили тысячу заверений и кучу отчетов. Но что тогда произошло на реке Вилюй? Существует три версии причин случившегося. Первая якобы все произошло из-за осадков, каких не было за всю столетнюю историю метеонаблюдений, из-за которых прорвало дамбы. Вторая версия была необходимость передвижения драг на новое место для добычи алмазов, а для этого надо было перекрыть реку, поднять уровень воды, но что-то недорассчитали и дамбу снесло. Третья якобы прорвало незаконно построенные дамбы дачников, а далее снесло и промышленные дамбы. Как часто бывает в таких случаях, самых разных версий, гипотез, слухов ходит множество. Надеюсь, что правоохранительные органы разберутся в истинных причинах произошедшей катастрофы. Но одно совершенно ясно – имела место преступная халатность надзорных органов. При этом федеральные надзорные органы якобы не замечали нарушений природоохранного законодательства, а региональные боялись превышения должностных полномочий, поскольку просто этих полномочий не имели. Здесь налицо несогласованность действий различных природоохранных ведомств, а порой и их полная неспособность решать поставленные задачи. Так, в Ростехнадзоре заявили, что дамбы акционерной компании "Алроса" на Ирелях и Малой Ботуобуи не были поставлены на государственный учёт как гидротехнические сооружения, и, следовательно, Ростехнадзор не имел полномочий для мониторинга их состояния. Результат известен: дамбы не выдержали критического напора. Если бы надзорные органы контролировали их состояние, возможно, были бы своевременно выявлены нарушения в эксплуатации гидротехнических сооружений и экологическое бедствие удалось бы предотвратить. Надо отметить, что если раньше экологические нарушения не вызывали резонанса в широких масштабах, то сегодня это уже не так. Используя социальные сети и другие интернет-ресурсы, информация очень быстро распространяется и получает общественный резонанс. Например, возмущение вызвали нарушения на реках Чульман, Алдан, Элькон, Нижняя Амунакта, Рэдэрга, произошедшие этим летом на территории Республики Саха (Якутия). Первое. В июле 2018 года по заявлению жителей Иенгринского эвенкийского национального наслега Нерюнгринского района природоохранная прокуратура провела проверку деятельности ООО "Артель старателей "Новая" на участке реки Нижняя Амунакта. Артель получила лицензию в Роснедрах в марте 2018 года. Было установлено, что даже в полукилометре вниз по течению от участка золотодобычи превышены предельно допустимые концентрации взвешенных веществ. Также было установлено, что "Новая" не получила разрешения на использование водного объекта и незаконно проводила вырубку леса. Руководству предприятия было выписано два штрафа на общую сумму 370 тыс. руб., однако деятельность артели не была приостановлена. Золотодобывающий участок находится на территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера. Старательские разработки начали вести в десятках метров от базы оленеводов, однако находиться с оленями, охотиться и рыбачить в грязной воде по соседству с круглосуточно грохочущей тяжелой техникой невозможно. Оленевод вынужден был покинуть это место. Никакой компенсации ни он, ни другие жители Иенгринского наслега от "Новой" не получили. Второй пример. В конце июля жители города Томмот Алданского района Якутии заявили о том, что в реке Эльконка течет мутная вода с сильным химическим запахом. Проведенная природоохранными структурами проверка установила, что произошел прорыв технической дамбы на прииске ООО "Норд Голд" на реке Рэдэрга, которая впадает в Эльконку. Согласно проведенной экспертизе, в начале августа предельно допустимая концентрация взвешенных веществ была превышена во много раз. На фоне такой серии экологических бедствий, произошедших этим летом в республике, вновь избранный глава Республики Саха (Якутия) свой первый указ посвятил решению вопросов экологического благополучия. Предстоит гигантская работа. По некоторым данным, в республике ежегодно производится 267 млн тонн отходов. Из них 99% производят добывающие отрасли. Это почти 280 тыс. тонн на каждого жителя республики, не считая накопленных отходов, миллиардов тонн хвостов обогащения вскрышных пород. Уважаемые коллеги, нам на федеральном уровне надо принять меры по совершенствованию природоохранного законодательства. И, на мой взгляд, эти изменения должны иметь следующее содержание. Первое. Усиление полномочий субъектов Федерации в части разрешения надзора за дополнительной деятельностью недропользователей. Второе. Вернуть правило двух ключей при выдаче лицензий недропользователям. Третье. По майскому указу нашего Президента Владимира Владимировича Путина должно быть создано 24 особо охраняемых природных территорий в Российской Федерации. Исходя из этого, предлагаю рассмотреть возможность создания особо охраняемой природной территории – бассейн реки Лена. Четвертое. Обязать недропользователей платить за нанесенный экологический ущерб не только в бюджеты разных уровней, но и конкретным людям жителям районов, которым нанесен ущерб. Пятое. Создавать в субъектах Федерации страховые фонды от экологических рисков, предусмотреть возможность перечисления в эти фонды до одного процента от выручки недропользователей. Убежден, что предлагаемые меры будут работать на улучшение экологической ситуации на местах. Спасибо за внимание.
|