Александр Ремезков: принципы программного бюджета не выполняются, пора разработать проектный бюджет 28 сентября 2018 Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" проголосовала против правительственного законопроекта об исполнении федерального бюджета за 2017 год. Депутат фракции, первый заместитель председателя Комитета ГД по бюджету и налогам Александр Ремезков аргументированно обосновал это решение, рассказав об основных болевых точках прошлогоднего бюджета и ключевых проблемах правительственной бюджетной политики: – Рассмотрение законопроекта об исполнении федерального бюджета – это не столько утверждение исполнения показателей бюджета на 2017 год, сколько подведение итогов проводимой бюджетной политики, реализация задач в области социальной политики, обеспечения сбалансированности региональных бюджетов, эффективности используемых "бюджетных правил", инструментов бюджетного проектирования и повышения эффективности бюджетных средств. Несмотря на представленный в докладе Правительства подробный перечень достигнутых целей и решенных задач, на наш взгляд, остается целый комплекс вопросов, к решению которых Правительство "подбирается", но они по-прежнему остаются нерешенными. Это конечно, традиционно, вопросы точности прогноза макроэкономических показателей, снижения инфляции, предсказуемости курса рубля, стабильность налоговой политики. Мы не раз говорили, что путем уточнения методик расчета ВВП и промышленного производства, многократного внесения точечных уточнений в госпрограммы происходит лишь подгонка значений показателей под желаемый результат, но не решение назревших проблем. Даже после двух внесений изменений в прогноз на 2017 год по ряду макроэкономических параметров и основных показателей бюджета сохранились значимые отклонения от фактических результатов. Это подробно отражено в заключении Счетной палаты. Недооценка внешних (цена на нефть и курс рубля) и внутренних факторов в 2017 году привела к формированию некоторой "заначки", которая используется в 2018 году. Размер "заначки" огромен. Так, в условиях применения "бюджетных правил" остатки федерального бюджета на 1 января 2018 года составили 6 190,6 млрд рублей и по сравнению с 2016 годом увеличились на 633,6 млрд рублей или на 1,4%. В качестве положительного фактора необходимо отметить рост ВВП и удержание инфляции, которые должны были привести к росту зарплат и благосостояния населения. Однако в 2017 году реально располагаемые доходы населения все-таки снизились на 1,7%, хотя в разных вариантах прогнозов ожидался их рост от 0,2% до 1,3%. Это уже четвертый год, когда идет снижение реальных доходов населения в нашей стране. За четыре года уровень жизни в нашей стране понизился на 11%. Снижение реальных доходов россияне частично компенсируют наращиванием объема покупок в кредит. Объем кредитов физическим лицам вырос в 2017 году на 13,2% в сравнении с 2016 годом. Реальный размер назначенных пенсий без учета единовременной выплаты в январе 2017 года начал расти только во втором полугодии. Напомню, что в последнем уточнении расходов из 362 млрд рублей половина пошла на закрытые статьи бюджета, 97 млрд рублей – на непрограммную часть бюджета, которая никак не влияет на стимулирование экономического роста, и только 96,5 млрд рублей распределяются по госпрограммам. Сегодня, пожалуй, трудно найти эксперта, который бы положительно оценивал этот инструмент бюджетной политики. И, тем не менее, бюджет продолжает формироваться в разрезе госпрограмм, оставаясь инструментом повышения эффективности расходов. По состоянию на 1 января 2018 года расходы на реализацию госпрограмм исполнены в сумме 8 022,6 млрд рублей или на 96,8%. Согласно заключению Счетной палаты, цели многих госпрограмм неконкретны, содержат нечеткие формулировки, недостаточно согласованы их цели и задачи. Значения отдельных показателей на период реализации госпрограмм остаются неизменными либо имеют слабовыраженную динамику. По результатам оценки Счетной палаты, средний уровень эффективности установлен по 20 госпрограммам, низкий уровень эффективности – по 8 госпрограммам. Не подлежали оценке эффективности 11 госпрограмм, у которых доля показателей, не имевших фактического значения, в общем объеме показателей превышает 10%. В ситуации, когда перераспределение значительных объемов средств внутри госпрограмм не приводит к изменению целевых значений показателей госпрограмм, не выполняется главный заявленный принцип программного бюджета – привязка выделяемых средств к конкретным результатам. Необходимо отказаться от действующего сейчас инструмента госпрограмм и разработать новый формат проектной работы с чёткими целями и индикаторами достижения стратегических целей, поставленных Президентом Владимиром Путиным в мае 2018 года. Теперь о ФАИПах. Объем средств, направленных на их реализацию в 2017 году, составил 738 541,3 млн рублей. В ФАИП был включен 141 объект без наличия необходимой документации. В результате объем неисполнения этих расходов составил 62,7 млрд рублей. Объем незавершенного строительства на конец 2017 года составил 2 482,8 млрд рублей, что на 13,6% больше, чем по итогам 2016 года, что говорит об утрате контроля за вводом в эксплуатацию объектов капитального строительства. В 2017 году в целях снижения количества объектов незавершенного строительства отдельными министерствами осуществлялась передача объектов незавершенного строительства в собственность субъектов либо в муниципальную собственность. Общий объем временно свободных средств государственных корпораций и государственной компании по состоянию на 1 января 2018 года составил порядка 155 млрд рублей (на 1 января 2017 года – порядка 140 млрд рублей). При этом доходы государственных корпораций и государственной компании от инвестирования временно свободных средств за 2017 год составили около 7 млрд рублей (за 2016 год – порядка 7,6 млрд рублей). Отсутствие смены модели экономического роста, отсутствие конкретных мер по внедрению проектного подхода к формированию бюджета, "мораторий" на перераспределение налоговой нагрузки вынуждают Правительство искать дополнительные доходные источники только за счет повышения качества администрирования налогов, увеличения неналоговой нагрузки и отъёма доходных источников у субъектов Российской Федерации. При этом в результате предоставления различного рода преференций от уплаты налоговых и таможенных платежей в бюджетную систему в 2017 году не поступило доходов на общую сумму 11 069,6 млрд рублей, в том числе налоговых платежей – на сумму 10 649,7 млрд рублей, таможенных платежей – 419,9 млрд рублей. Отсутствие единых подходов к оценке эффективности применения льгот не позволяет осуществлять комплексный анализ последствий их применения, оценить целесообразность их сохранения, отмены или модификации. Также остается нереализованной реформа межбюджетных отношений. Оценка состояния долговой устойчивости регионов показывает значительный объем накопленных обязательств, приближающийся у отдельных регионов к объему их годовых доходов, высокую текущую долговую нагрузку на региональные бюджеты. На 1 января 2017 г. Российской Федерацией переданы регионам 113 полномочий в 17 сферах деятельности. Рост числа переданных полномочий только относительно 2012 года составил 82,3%. В осуществлении переданных полномочий участвуют 1060 органов исполнительной власти регионов и 7429 органов местного самоуправления и иных организаций. Очевидна сформировавшаяся в регионах устойчивая тенденция "трансляции" этих полномочий на муниципальный уровень. Такой объем делегирования полномочий на муниципальный уровень приводит к потере прозрачности переданных полномочий, особенно в части регулирования движения бюджетных средств. Всего из федерального бюджета в виде субвенций регионам за 2012-2016 годы передано более 1,5 трлн рублей при ежегодном выделении средств на делегирование полномочий порядка 330 млрд руб. Объем субвенций из федерального бюджета на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации недостаточен для их исполнения и в ряде случаев влечет за собой дополнительные расходы субъектов, по сути на то, что должно обеспечиваться федеральным бюджетом. Необходимо обеспечить бюджеты субъектов РФ дополнительными доходными источниками. Ведь исполнение Указа Президента России № 204, как и реализация "майских указов" 2012 года, потребует от регионов больших финансовых ресурсов. Так что уже сегодня следует вносить серьезные коррективы в межбюджетные отношения и налоговую политику. В августе 2015 года Президент Российской Федерации утвердил перечень поручений по повышению эффективности использования бюджетных средств, принято соответствующее распоряжение Правительства, была утверждена Программа повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года, ежегодно составляются доклады о выполнении госпрограмм, ставятся в развитие ранее принятых дополнительные задачи по управлению государственными финансами. При этом ежегодно при обсуждении вопросов федерального бюджета в заключениях Счетной палаты, профильных комитетов парламента выявляются одни и те же недостатки, замечания в части реализации госпрограмм, приоритетных проектов, ФАИПов, роста объемов незавершенного строительства, взносов в уставные капиталы госкорпораций, увеличения остатков средств федерального бюджета на конец года, нарушения при осуществлении государственных закупок и проблемы межбюджетных отношений. Эти же вопросы обсуждаются на парламентских слушаниях и международных экономическим форумах. В чем причина такой "стабильности" ежегодно выявляемых недостатков, какие меры необходимы для решения этих проблем, кем они должны быть разработаны? "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" неоднократно заявляла, что настаивает на необходимости замены действующей модели бюджетной политики на модель роста государственных расходов, которые будут направляться непосредственно на социальные расходы, в первую очередь субъектам Российской Федерации, на расширение доступа к кредитным ресурсам реального сектора экономики.
|