Александр Ремезков об исполнении федерального бюджета за 2017 год 27 сентября 2018 О том, как результаты бюджетной политики Правительства России повлияли на жизнь граждан и социально-экономическое развитие регионов страны, рассказал первый заместитель председателя комитета ГД по бюджету и налогам, депутат фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" Александр Ремезков: К сожалению, федеральное Правительство в налогово-бюджетной политике из года в год наступает на одни и те же грабли, повторяет одни и те же ошибки, на которые постоянно указывает "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Вот и в 2017 году получилось ровно то, о чем наша фракция предупреждала еще при рассмотрении отчета об исполнении бюджета за 2016 год. Мы вновь увидели подгонку показателей под желаемый результат, низкую эффективность реализации госпрограмм, снижение реальных доходов населения. Исполнение бюджета-2017 проходило в условиях укрепления рубля, роста цен на нефть, роста ВВП на полтора процента, снижения инфляции, которая впервые с 1991 года составила 2,5%. Но консервативный макроэкономический прогноз так и не был изменен. Зато Правительство за счет применения "бюджетного правила", занижения прогнозной цены на нефть и курса рубля к концу 2017 года сформировало огромную "заначку" в 6190,6 млрд рублей. Остатки федерального бюджета на 1 января 2018 года по сравнению с 2016 годом увеличились на 633,6 млрд рублей. К сожалению, некоторые позитивные сдвиги в экономике не привели к росту благосостояния наших граждан. В 2017 году реально располагаемые доходы населения снизились на 1,7%. Снижение продолжается четыре года подряд, так что в целом за этот период уровень жизни в России упал на 11%. Чтобы выжить, россияне все больше влезают в долговую кабалу объем кредитов физическим лицам вырос в 2017 году на 13,2% в сравнении с 2016 годом. На наш взгляд, высокая закредитованность населения – это неоправданно дорогое обеспечение роста внутреннего потребительского спроса. Доходы федерального бюджета в 2017 году увеличились на 2,5%, по сравнению с теми, что были установлены федеральным законом, а расходы при этом сократились на 1,8% – получилось плюс 388 млрд рублей доходов и минус 308 млрд рублей расходов. Зато дефицит федерального бюджета сократился на 677 млрд рублей по сравнению с утвержденным изначально объемом в 2 008 млрд рублей. Дефицит, конечно, нужно сокращать, но такая "арифметика" не годится для развития нашей страны. В поисках дополнительных источников доходов Правительство увеличивало неналоговую нагрузку, пыталось повысить качество администрирования налогов, искало новые способы отъёма доходных источников у субъектов РФ. Реформа межбюджетных отношений вновь была отложена. При этом в результате предоставления различных льгот по уплате налоговых и таможенных платежей в 2017 году в бюджетную систему не поступило 11 069,6 млрд рублей доходов. Но поскольку до сих пор нет единого подхода к оценке эффективности применения льгот, невозможно объективно оценить, какие льготы пора отменить, какие модифицировать и сохранить. Что касается расходов, то главная проблема даже не в объеме, а в том, какой они дают результат. Из года в год "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" говорит о низкой эффективности госпрограмм, на это же постоянно указывает Счетная палата. Большинство экспертов считает, что давно пора менять этот инструмент бюджетной политики. Но Правительство не предпринимало и не предпринимает никаких решительных шагов. По состоянию на 1 января 2018 года расходы на реализацию госпрограмм исполнены на 96,8% и превысили 8 трлн рублей. По оценке Счетной палаты, средний уровень эффективности установлен по 20 госпрограммам, низкий уровень эффективности – по 8 госпрограммам. В ФАИП был включен 141 объект без необходимой документации. В результате объем неисполнения этих расходов составил 62,7 млрд рублей, а объем незавершенного строительства на конец 2017 года 2 482,8 млрд рублей, то есть на 13,6% больше, чем по итогам 2016 года. И это еще не полная статистика отдельные министерства в 2017 году буквально сбросили с себя эти проблемы, передав объекты незавершенного строительства в собственность регионов и муниципалитетов. Очевидно, что не выполняется главный заявленный принцип программного бюджета – привязка выделяемых средств к конкретным результатам. В августе 2015 года Президент Российской Федерации утвердил перечень поручений по повышению эффективности использования бюджетных средств, принято соответствующее распоряжение Правительства, была утверждена Программа повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года. Но воз и ныне там. "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" неоднократно заявляла, что необходимо заменить действующую бюджетную политику моделью роста государственных расходов на социальную сферу, поддержки регионов и реального сектора экономики. Мы считаем, что пора разработать новый формат проектного бюджета с чёткими индикаторами достижения стратегических целей, поставленных Президентом России. А для исполнения нового майского указа №204 необходимо обеспечить бюджеты субъектов РФ дополнительными доходными источниками, внести серьезные коррективы в межбюджетные отношения и налоговую политику.
|