Депутаты фракции "СР" о расширении полномочий федеральной инспекции труда 18 сентября 2018 18 сентября Государственная Дума отклонила в первом чтении проект федерального закона № 269898-7 "О внесении изменений в статьи 356 и 357 Трудового кодекса Российской Федерации" (о расширении полномочий федеральной инспекции труда). От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" по данному законопроекту выступили Валерий Гартунг, Дмитрий Ионин и Олег Шеин. Валерий Гартунг: Уважаемый Александр Дмитриевич (Жуков, Первый заместитель Председателя ГД – Прим. ред.)! Уважаемые коллеги! Я буду краток. На самом деле доводы уже были высказаны. Я просто хочу сказать, что такие полномочия у прокуратуры есть обращаться в суд с иском в пользу неопределенного круга лиц, но вы должны понимать, что речь идет об общих полномочиях прокуратуры. Здесь же специальная норма, есть даже Трудовой кодекс – это специальный раздел законодательства, и есть специальный государственный уполномоченный орган, который следит за соблюдением этого законодательства. У них больше компетенций, больше полномочий, мало того, у них достаточно много превентивных мер, и как самая последняя, крайняя мера – полномочия по обращению в суд. Я заостряю на этом внимание. Если есть полномочия, то фактически они должны их использовать, а если их не используют, то они нарушают закон, и тогда уже включается прокуратура. Я считаю, что это нормальное положение, мы его должны принять, и я всячески это поддерживаю. Спасибо. Дмитрий Ионин: Уважаемые коллеги, мы подняли очень серьёзную проблему, связанную с защитой трудовых прав граждан, давайте посмотрим, необходимо ли усиливать роль трудовой инспекции. В рамках работы Центров защиты прав граждан СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ мы видим существенное увеличение количества обращений граждан по вопросам защиты своих трудовых прав, в первую очередь в вопросе невыплаты заработной платы. Что бы нам ни говорили представители Правительства (недавно было заявление, что снижается процент невыплаченной заработной платы и так далее), мы видим, что на сегодня в некоторых наших приёмных в регионах процент обратившихся с вопросами невыплаты заработной платы уже больше, чем процент обратившихся по вопросам ЖКХ – традиционно самой наболевшей темы, по которой было больше всего обращений. На прошлой неделе в рамках региональной недели в Екатеринбурге, наконец, удалось завершить годовую эпопею с невыплатой зарплаты работникам Уральской картографической фабрики. В моём родном городе год нам понадобился. Кто-то говорит про прокуратуру, про трудовую инспекцию, то есть всё было просто: люди приходили в районную прокуратуру, районная прокуратура дважды их отправляла с этим вопросом в трудовую инспекцию, трудовая инспекция дважды проводила проверку и выносила по административному правонарушению протокол по 5.27 КоАП, всё. Пришлось подключаться, депутатам лично приезжать, пришлось проводить совещания с прокуратурой, прокуратура, спасибо, вышла в суд, всё, наконец людям погасили задолженность. Другой яркий пример: завод НТЗТИ в Нижнем Тагиле. В прошлом году стал знаменитым на всю страну после заявления Владимира Владимировича Путина о борзом директоре этого завода. До того, как Президент лично этот вопрос поднял летом прошлого года, мы полгода занимались судами вместе с работниками этого завода. Да, дошли, получили исполнительные листы, но трудовая инспекция не делала там ровным счётом ничего по обращениям жителей. Нам пришлось лично идти и в ручном режиме с ними судиться. А потом им пришлось обратиться к Президенту, и ему пришлось вмешаться, чтобы людям по этим исполнительным листам выплатили заработную плату. То есть, такой у нас ручной режим управления, такая у нас система при том, что есть отдельный специальный орган – трудовая инспекция, которая должна этими вопросами заниматься сама и не только этими вопросами, но и рядом других. Коллега Олег Шеин в рамках обсуждения пенсионной реформы не раз показывал, что более 30 млн человек у нас сегодня в сером секторе занятости и, по сути, этим тоже должна заниматься трудовая инспекция. Да, наверное, можно всё спихнуть на прокуратуру, но мы прекрасно понимаем, что есть отдельный специальный орган и ни один из выступающих сейчас, ни защитников этого закона, ни оппонентов, не сказал, что этот орган нормально работает, все признали, что он работает плохо. И нам надо заставить этот орган работать нормально, чтобы ни депутатам, ни уж тем более Президенту не приходилось в ручном режиме решать вопросы выплаты заработной платы. Предлагаем начать с поддержки данного законопроекта. Спасибо. Олег Шеин: Несколько моментов. Во-первых, конечно, любое решение, которое позволяет расширить право работника на защиту – это решение правильное. Но при этом мы, конечно, должны посмотреть, насколько данная дискуссия является ключевой с точки зрения понимания происходящего на рынке труда? Три млрд рублей задолженности по заработной плате – это много или мало? Если это сравнивать с заработной платой в отдельно взятом регионе, наверное, это много. А если посмотреть, что фонд оплаты труда в Российской Федерации в белом сегменте экономики составляет 20 трлн рублей, то задолженность составляет на сегодняшний момент 0,016% от общего объёма. То есть это небольшая величина, хотя понятно, что долги по заработной плате болезненны. Но где эти долги возникают в первую очередь? Они возникают как раз там, где нет официального оформления трудовых отношений, поскольку три млрд – это чисто белый сегмент. Где нет официального оформления трудовых отношений, то это не считается подчас долгом по заработной плате, в принципе людям говорят: а у нас гражданско-правовые отношения, а вы докажите, что вы вообще здесь работали. И у меня был случай два года назад. Я помогал морякам, которым задолжали деньги, они официально были оформлены на минимальную заработную плату, кто-то не был оформлен вообще. И я выходил на контакт непосредственно с Чайкой, встречался с ним, Генеральная прокуратура проводила проверки. Но если реальная заработная плата людям, в конвертах, была порядка 100 тысяч рублей, то прокуратура смогла в итоге им отбить только восемь – минимальный размер оплаты на тот период. Главная проблема, конечно, заключается в другом – в чёрной занятости. Что касается взаимоотношений прокуратура-инспекция. Мы знаем стандартный механизм переписки. Человек обращается в прокуратуру, прокуратура говорит, это не наша работа, переправляет в инспекцию по труду, инспекция вносит представление и на это уходит время. Применительно к долгам по заработной плате, очевидно, что здесь логично, раз уж это перепоручено инспекции, чтобы инспекция, как конечное звено этой переписки, имела возможность подать самостоятельно заявление в суд, а не проводить обратный документооборот с органами прокурорского надзора, хотя, в принципе, в этих заявлениях нет ничего сложного, их легко скачать в интернете, и заявления на выдачу судебного приказа, они являются достаточно простыми. А содержательно надо менять другое. Надо возвращать права работникам, надо резко сокращать зону срочных контрактов, наказывать компании, использующие чёрную занятость, в том числе, увеличивая, наверное, налоговые ставки по отношению к этим компаниям, возвращать права профсоюзам, возвращать право на гарантию от увольнений для профсоюзных активистов, и возвращать право всем профсоюзам на ведение переговоров, и тогда ситуация с долгами по заработной плате перестанет быть предметом дискуссии.
|