Елена Драпеко о положении творческих работников и работников культуры в РФ 10 июля 2018 На пленарном заседании Государственной Думы 10 июля от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" с десятиминутным заявлением по актуальным социально-экономическим, политическим и иным вопросам выступила Елена Драпеко: -Уважаемый Вячеслав Викторович (Володин, Председатель ГД – Прим. ред.), уважаемые коллеги! Я хочу поговорить сегодня о локальной проблеме, которая на слуху у каждого депутата Государственной Думы, о положении творческих работников и работников культуры в Российской Федерации. Согласно решению Государственной Думы и закону, который мы приняли, каждый год Правительство Российской Федерации должно представлять в ГД государственный доклад о состоянии культуры. В составе этого доклада есть раздел, который касается заработной платы и социальной защиты работников культуры. Но, к сожалению, последние два года нам никак не удается обсудить на палате тот доклад, который нам представляют. Поэтому сегодня я буду пользоваться последними данными, которые у нас есть, такая книга называется "Статистика культуры". И в этой "Статистике культуры", к сожалению, отражается тоже не вся культура Российской Федерации. Хочу сказать, что благодаря множеству усилий Правительства, нашего депутатского корпуса и, безусловно, Президента Российской Федерации положение и заработная плата деятелей культуры за последние годы выросли. Конечно, путем оптимизации учреждений, сокращения численности, но всё-таки поползла вверх шкала заработной платы, но очень неравномерно. И эта "Статистика культуры" говорит нам о том, что у нас есть регионы, в которых заработная плата средняя по региону в шесть раз больше или меньше. Например, у нас, конечно, самая большая заработная плата в Ямало-Ненецком автономном округе – там 64 тыс. руб., в Москве – 58, на Чукотке, но там 400 человек работников культуры, – 57 тыс. А самая низкая заработная плата, средняя, ещё раз говорю, по региону, – это 11 тыс. 940 руб. в Северной Осетии, в Алтайском крае – 12 тыс., в Калмыкии – 13 тыс. То есть это практически равно минимальной оплате труда, и это средняя заработная плата. Но мы с вами знаем, что в сельских территориях, в поселках есть случаи, когда у нас работники культуры работают на полставки, а иногда и на четверть ставки, что равняется четверти минимальной оплаты труда. А какая пенсия будет у людей при такой средней заработной плате? Поэтому сегодня вопрос пенсионного обеспечения работников культуры тоже встает для нас и оборачивается своей другой стороной: работники культуры не хотят уходить на пенсию, потому что они тогда получают хотя бы минимальный оклад и ещё хоть какую-то минимальную пенсию. По телевизору всё время показывают заслуженных работников культуры, артистов в основном, которые умирают в нищете, в одиночестве – это относится и к народным артистам, и к народным художникам. Извините. Мною четыре раза подавался проект закона о том, чтобы обеспечить дополнительным пенсионным обеспечением хотя бы народных артистов Российской Федерации и народных художников Российской Федерации, и четыре раза мы получали отрицательное заключение Правительства. Хотя хочу напомнить вам, что звание "Народного артиста" и "Народного художника" присваивается указом Президента Российской Федерации и не меньше. Сегодня дополнительное пенсионное обеспечение у нас положено олимпийским чемпионам, кавалерам ордена "За заслуги перед Отечеством" и Героям Труда. Но народные артисты и народные художники уходят на обычную пенсию. В Москве, если у них есть государственная премия, а государственная премия – это тоже разовое достижение, человек получает эту надбавку. Но, представьте себе, в Костроме, в Вологде, в Сибири, на Урале в театрах, в филармониях работают люди всю жизнь и всю жизнь зарабатывают звание "Народного артиста" и это звание совсем ничего не даёт им к пенсии. У нас Министерство культуры, как они говорят, из внутренних ресурсов изыскало деньги, которые они выделяют в виде грантов, через творческие союзы для народных артистов и то не всем народным артистам, а только по списку, который представляет творческий союз. А здесь уже, как мне представляется, тоже мы не можем полностью доверять правлениям творческих союзов, у них тоже есть любимчики и нелюбимчики. Мало того, практически все эти гранты остаются в Москве и в Санкт-Петербурге и не доходят до глубинки, до тех самых тружеников культуры, которые всю свою жизнь посвятили служению культуре. Я считаю, что мы должны вернуться к этой теме и рассмотреть ее еще раз. Мы готовы, у нас готов проект закона, мы готовы его внести, мне хотелось, чтобы палата нас поддержала. У нас есть работники культуры, которые служат в учреждениях, а есть так называемые свободные художники – поэты, композиторы, писатели, те же самые художники, которые работают, фрилансеры, они у нас сегодня вообще никак не защищены. В прошлый созыв Государственной Думы была создана специальная комиссия под руководством вице-спикера, которая изучала эту проблему и обнаружилось, что ни одно из авторских обществ, несмотря на то, что в законе о пенсионном обеспечении есть обязанность перечислять социальные выплаты за авторов, такого не делало в течение шести лет. Мы это обнаружили, написали письмо в Генеральную прокуратуру, Генеральная прокуратура стала их обязывать, но, по сегодняшним сведениям, так до сих пор и не отчисляют. А это значит, что ни один из авторов, которые получают гонорары, не получит эту самую трудовую пенсию, у них будет минимальная социальная пенсия. И наше законодательство тоже не предполагает, как они могут добровольно обеспечивать, как бы перечислять эти проценты. Я считаю, что Комитет по труду и социальной защите, и я уже к нему обращалась, мог бы рассмотреть такую категорию наших трудящихся, творческих работников, как фрилансеры или самозанятые. Давайте подумаем об этом, мы готовы порассуждать. Хотя сегодня нам министерства профильные говорят: а пусть оформляются, как индивидуальные предприниматели. Ну, чем скульптор лучше, чем зубной техник? Тоже что-то лепит, тоже индивидуально. Но хочу напомнить, что творческий труд и предпринимательство – это две совершенно разные категории труда, они просто по определению разные. Поэтому сегодня, обращаясь к палате, я хочу попросить, во-первых, Совет Государственной Думы возобновить работу этой комиссии, потому что, к сожалению, наш Комитет по культуре Государственной Думы выполнил свою обязанность, все социальные положения мы изучили. А вот правовое положение, Павел Владимирович (Крашенинников, депутат фракции "Единая Россия" – Прим. ред.), я к вам обращаюсь, как вы и помните, это ваш гигантский долг. Мало того, в вашем Комитете, как в братской могиле, хранятся проекты законов, которые касаются авторского права. Я хочу напомнить, что работа над законом об авторском праве началась ещё в конце 80-х годов. Мы тогда с Евгением Жариковым, народным артистом, за две бутылки коньяка выкупили Бернскую конвенцию из международного отдела профсоюза работников культуры. Она была на французском языке, поэтому мы оплатили 10 руб. переводчику (тогда это были большие деньги), и он нам перевёл Бернскую конвенцию. Мы ошалели, какие, оказывается, права есть не только у авторов, но и у исполнителей, и как это в Европе всё делается. И вот тогда, в конце 80-х годов, мы начали работу над законом об авторском праве. Нам тогда говорили: ребята, кто вам разрешит? Но закон принят. Сегодня он находится в "гробнице" Гражданского кодекса. Отдайте нам обратно эти законы. Вы будете соисполнителями, а мы доведём их до ума. Вот это мои просьбы к палате, к Совету Государственной Думы и мои конкретные предложения. Спасибо.
|