Александр Ремезков: следует пересмотреть "Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019-2021 годы" 10 июля 2018 На парламентских слушаниях в Госдуме 9 июля обсуждались подготовленные Правительством России "Основные направлениям бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политике на 2018-2020 годы". Ключевые положения этого документа прокомментировал первый заместитель председателя комитета ГД РФ по бюджету и налогам, депутат фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" Александр Ремезков: Как и мои коллеги по фракции, считаю, что та налоговая и бюджетная политика, которую Правительство России проводит сегодня и предлагает продолжать еще три года, ведет к чрезмерной централизации налоговых доходов на федеральном уровне, лишает субъекты Федерации доходных источников и загоняет их в новый виток раскручивания государственного долга. В частности, ставка НДС повышается с 18% до 20%, при этом ставки страховых взносов не снижают, а всего лишь обещают не повышать с 2021 года. Таким образом, не только не облегчается "квазиналоговая" нагрузка на предприятия реального сектора экономики, но и увеличивается нагрузка на региональные бюджеты. Ведь регионы обязаны повышать зарплату бюджетникам в рамках реализации президентских указов в связи с увеличением МРОТ до уровня прожиточного минимума. Рост средней зарплаты уже превышает 10% с начала этого года. А прежней федеральной поддержки нет и, похоже, не будет. Так что регионам самим придется искать деньги на повышение зарплат, а значит влезать в новые долги. Правительство предлагает предоставить возможность превышения предельного объема государственного долга субъектов и муниципального долга на объем бюджетных кредитов в зависимости от уровня "дотационности". Словно забывает, что почти со всеми регионами заключены соглашения о реструктуризации бюджетных кредитов, в которых в качестве условий пролонгации до 12 лет прописано: не превышать уровень долговой нагрузки. "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" считает, что в этих соглашениях нужно предусмотреть возможность для субъектов РФ через государственные ценные бумаги привлекать целевое финансирование капитальных вложений в инфраструктуру, исключая такие заимствования из общей долговой нагрузки. Это позволит существенно увеличить инвестиции в точки роста региональных экономик. Ранее Правительство обосновывало бюджетную консолидацию снижением размера суверенных фондов, а в документе, который мы рассматривали сегодня, пытается оправдать последствия этой консолидации – существенное увеличение государственного долга и расходов на его обслуживание. Прогнозируется, что государственный долг России вырастет с 14,1 трлн рублей в 2018 году до 15,9 трлн рублей в 2019 году, расходы на обслуживание долга – с 824 млрд до почти 900 млрд рублей. И это при том, что год назад расходы на обслуживание долга планировались на уровне 550 млрд рублей. Правительство уверяет нас, что дефицит бюджета направляется на создание новых активов, на капитальные вложения, на создание и стимулирование экономики, а не на текущее потребление. Но зачем раскручивать госдолг и наращивать дефицит, если можно под эти же цели использовать рентные доходы государства? Деньги-то сейчас есть. Но "бюджетным правилом" они загоняются в объединенный Фонд национального благосостояния, а не расходуются на вложения в инфраструктуру и в человеческий капитал в здравоохранение, образование, науку. Также непонятно, для чего Правительство России планирует пролонгировать до 2024 года централизацию в федеральном бюджете доходов от одного процента ставки налога на прибыль организаций. Считается, что отобранные таким образом доходы регионов возвращаются им в виде дотаций. Но ведь очевидно, что такая политика отнимает у успешных субъектов Федерации стимулы развивать налоговый потенциал. Зачем стараться, если все дополнительные доходы забирают и потом перераспределяют из "общего котла"? Мы считаем так: прежде чем фиксировать на шесть лет налоговую систему и неналоговые платежи, необходимо снизить эту самую нагрузку. Пока что все наоборот. Правительство России повышает косвенное налогообложение (НДС), не снижает неналоговую нагрузку на фонд оплаты труда, не предлагает регионам существенных дополнительных налоговых и неналоговых доходов, не решает вопрос с прогрессивной шкалой НДФЛ. При этом на плечи граждан перекладывают заботу о пенсионном обеспечении всеми доступными Правительству способами начиная от повышения пенсионного возраста, заканчивая отказом от отмены предельной величины для начисления страховых взносов. Конечно, "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" не может поддержать такую бюджетную и налоговую политику. У нас есть альтернативные предложения, которые, в том числе, прописаны в программе партии. Мы предлагаем обеспечить перераспределение в пользу субъектов РФ части поступлений по акцизам, которые в настоящее время зачисляются в федеральный бюджет. Следует зачислять в региональные бюджеты до 50% от суммы акцизов на легковые автомобили и мотоциклы, на табачную продукцию, от суммы утилизационных сборов, а также до 80% поступлений от водного налога. Необходимо остановить дальнейшую централизацию налоговых поступлений на федеральном уровне. Предлагаем полностью отказаться от федеральной части ставки по налогу на прибыль и все 20% зачислять в региональные бюджеты. Необходимо обеспечить бюджеты субъектов РФ дополнительными доходными источниками. Ведь исполнение Указа Президента России № 204, как и реализация "майских указов" 2012 года, потребует от регионов больших финансовых ресурсов. Так что уже сегодня следует вносить серьезные коррективы в межбюджетные отношения и налоговую политику. Необходимо отказаться от действующего сейчас инструмента госпрограмм и разработать новый формат проектной работы с чёткими целями и индикаторами достижения стратегических целей, поставленных Владимиром Владимировичем Путиным в мае 2018 года. Год назад, представляя позицию "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" на подобных парламентских слушаниях, я говорил о том, что стране необходима новая идеология роста, основанная на общенациональных мегапроектах. Тогда нам не удалось убедить Правительство в том, то наши граждане готовы к этому и ждут от властей конкретных действий. Теперь Президент России определил основные национальные приоритеты на ближайшие пять лет. Прошло уже два месяца, но в представленном в парламент документе Правительством не прописаны возможности реализации этих приоритетов. Не то что принимать, даже детально обсуждать такой документ, на мой взгляд, не имеет смысла. Следует пересмотреть "Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019-2021 годы" после того, как будут разработаны паспорта национальных приоритетных проектов в соответствии с Указом Президента РФ № 204.
|