Олег Шеин: повышение пенсионного возраста – это путь к социальной катастрофе 10 мая 2018 На пленарном заседании Государственной Думы 10 мая от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" с десятиминутным заявлением по актуальным социально-экономическим, политическим и иным вопросам выступил Олег Шеин: Владимир Путин в майском указе 2018 года заявил о необходимости уменьшить бедность в стране, сократить ее вдвое в ближайшие шесть лет. Но что мы видим на деле от Правительства? Буквально несколько дней назад в этом зале Дмитрий Медведев заявил о том, что необходимо рассматривать закон о повышении пенсионного возраста в Российской Федерации. Что называется, сбылись надежды Кудрина. Я напомню, как Алексей Леонидович предлагал поднять пенсионный возраст для мужчин до 65 лет, а для женщин – до 63. Мы хорошо понимаем, что если предложение о повышении пенсионного возраста анонсировано было еще в начале мая месяца, то есть до голосования по кандидатуре премьер-министра, то в Правительстве текст этого законопроекта уже есть, вноситься он будет в ближайшее время и скорее всего до конца мая текущего года с тем, чтобы рассмотреть его в течение летних месяцев, пока граждане будут находиться в отпусках. Мы хорошо понимаем, как будет выглядеть этот законопроект, исходя из логики принятия таких же законопроектов в Италии при Берлускони или законопроекта о повышении пенсионного возраста для государственных служащих. То есть не сразу, а по методике бравого солдата Швейка, который рекомендовал купировать хвост собаке по частям, чтобы она привыкла, и ей не было так больно, чтобы пенсионный возраст был повышен не сразу на пять лет для мужчин и восемь лет для женщин, а таким образом, чтобы он повышался каждые полгода на полгода. Это означает, что мужчины, родившиеся в 1963 году, женщины, родившиеся в 1968-м и позже, уже столкнутся с существенным повышением пенсионного возраста, которое затронет их не позднее, чем в 2023 году, причем в лучшем случае на пять и восемь лет. Я напомню, что несколько лет назад был принят уже федеральный закон об изменении самой системы начисления пенсии, о переходе к балльной модели. В этом году, чтобы человек мог просто выйти на пенсию в положенный срок, ему необходимо иметь 13,8 балла, а в 2023 году будет необходимо иметь 26 баллов, и один балл, как известно, дается в случае, если человек легально, официально отработал при минимальной заработной плате один год. То есть фактически для того, чтобы просто выйти на пенсию, необходимо будет иметь порядка 20 лет официального стажа. Если же у человека такого стажа не будет, уже в 2023 году для него пенсионный возраст будет составлять: для мужчин 70 лет, для женщин – 68. Я напомню, к слову, недавнее выступление руководителя актуарного отдела Пенсионного фонда Российской Федерации господина Соловьева, который сказал, что среднесписочная численность наемных работников в Российской Федерации 43 миллиона человек, то есть это число тех людей, кто регулярно осуществляет отчисления в Пенсионный фонд. А число наемных работников в Российской Федерации 77 миллионов, то есть 43 миллиона платят взносы из 77, 30 миллионов человек – это люди, у кого стаж не начисляется вообще, и это не их вина, это их беда, потому что прибыль получают работодатели, а эти люди в результате имеют ситуации, при которых в любое время могут выгнать с работы без объяснения причин. Так вот в отношении этих людей фактически предлагается решение, их дополнительно наказывающее. Государство лишило их права на профсоюз, государство лишило их права на забастовку, государство лишило их права на самозащиту, и при этом государство этих людей загоняет в ситуацию, когда реально они будут выходить на пенсию не в 65 и 63, а в 70 и 68. Где эти люди будут работать? Мы хорошо понимаем, что сегодня человек, которому уже за 50, работу найти не может. Очевидно, что человек в возрасте 62, 63, 64 лет не нужен на рынке. Очевидно, что в условиях отсутствия переподготовки кадров мы имеем массу низкоквалифицированных работников, и автоматизация производства сметает эти профессии с рынка труда. И там, где сегодня у нас есть ещё профессии водителей, продавцов, вахтёров, их не будет, равно как на текущий момент у нас нет больше профессий печников, секретарей-машинисток или фасовщиков, потому что происходит процесс автоматизации производства. Вот о чём этот закон. Есть ли демографические причины, его оправдывающие? На самом деле их нет. Когда нам говорят про демографическую нагрузку, это неправда, демографическая нагрузка никогда не рассчитывается как соотношение между работающими пенсионерами. Демографическая нагрузка всегда рассчитывалась как соотношение между работающими и неработающими, а неработающие – это не только пенсионеры, это дети, это подростки, это инвалиды. Но стараниями Минтруда Российской Федерации число людей, выходящих на инвалидность, ежегодно сокращается. Если в 2010 году инвалидность получал миллион человек, то в 2016-м – 700 тысяч. Из-за демографического кризиса сокращается и количество детей, и в прошлом году рождаемость сократилась на 200 тысяч, поэтому и демографическая нагрузка тоже по ряду категорий людей снижается. Поэтому, если в 1970 году на тысячу работников в Союзе приходилось 780 неработников, в 1990 году – 750, то в 2015 году – 713. Нет никакого демографического кризиса, предполагающего оправданность повышения пенсионного возраста, его не существует, и об этом надо говорить. Ситуация ухудшается, но говорить о демографическом кризисе, предполагающем рукотворный социальный кризис, нельзя. Может быть, есть бюджетный кризис? Да, понятно, что он есть. Но напомню его предпосылки. Если бы не раздавались в этом зале пачками льготы корпорациям, доходы федерального бюджета составляли бы 25 триллионов рублей, а они составляют 15 трлн, потому что ежегодно 10 триллионов рублей раздаётся в качестве налоговых льгот крупному бизнесу, и буквально две недели назад очередные 35 миллиардов отданы нефтяным компаниям. Теневой фонд оплаты труда. Тот же самый крупный капитал, который получает пачками налоговые льготы, 30 миллионов работников России держит в сфере неофициальной занятости. Отсюда теневой фонд заработной платы в 10 триллионов и выпадающие доходы Пенсионного фонда порядка 2,5 триллионов рублей в год. "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" внесла законопроект очень простого и понятного характера: отсечь от государственных налоговых льгот, от государственных заказов и подрядов компании, использующие неофициальный труд, компании, использующие демпинг, компании, убегающие из-под налогов, компании, подрывающие Пенсионный фонд и провоцирующие повышение пенсионного возраста. Запретить им участие в государственных заказах и подрядах, отсечь их от государственных налоговых льгот. И мы требуем, чтобы наш законопроект рассматривался в тот же день, когда и законопроект Дмитрия Медведева о повышении пенсионного возраста. Это проекты на самом деле об одном и том же, это разные методы решения одного и того же вопроса в Российской Федерации. Далее. Правительство Российской Федерации озабочено тем, что мало работников в стране, так не надо экономить на медицине и на образовании. Я напомню, что Россия занимает 50-е место по экономике в расчёте на душу населения, но только 91-е место по расходам к ВВП на здравоохранение и 98-е – на образование. Есть замечательный учёный Борис Коробицын, он и его коллеги, используя метод математического анализа, доказали, что российские работники только из-за сердечно-сосудистых заболеваний уходят из жизни раньше срока на восемь лет, чем их европейские коллеги, из-за этой самой экономии. Но ведь это же в том числе и повышение демографической нагрузки, это в том числе и ежегодное выпадение из национальной экономики 15 триллионов рублей из-за падения производительности труда. А образование? Последние исследования Высшей школы экономики показали, что работники, имеющие высшее образование, прошедшие высшую школу, в среднем получают на 70% более высокую заработную плату, чем те работники, которые не имеют образования. Более того, было исследование, в ходе которого посмотрели более двух миллионов историй людей, ушедших из жизни, и выяснилось, что люди, имеющие высшее образование (мужчины), в среднем уходят на 17 лет позже, то есть они работают, соответственно, больше и сохраняются как работники, кстати, по достижении пенсионного возраста, многие востребованы на рынке. Вот это реальные методы решения демографической проблемы, пенсионной проблемы в Российской Федерации, а не повышение пенсионного возраста. Последний отчёт Росстата Российской Федерации показал: из 85 регионов в 62 мужчины не доживают до 65 лет, а в трёх регионах и до 60. То есть законопроект Дмитрия Медведева – это законопроект фактически о том, чтобы работники работали по гроб жизни, а точнее, это закон о нищих, бедных стариках, которые не получат ни работы, поскольку не будут востребованы на рынке, ни пенсии. Это законопроект о социальной катастрофе. Повышение пенсионного возраста, которое анонсировано сейчас, сразу, ещё фактически до назначения кабинета министров – это не просто антисоциальный законопроект, это преступный закон, который предполагает выброс в нищету десятков миллионов наших сограждан. СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, как социалистическая партия, естественно, выступает категорически против принятия данного решения, и мы требуем честной, открытой, публичной дискуссии и на центральном телевидении, и в этом зале. Платить за кризис должны не обычные работники, получающие нищую заработную плату, а состоятельный крупный капитал. Это наша позиция и мы будем на ней настаивать.
|