Михаил Емельянов и Валерий Гартунг об установлении ответственности представителей интересов РФ в органах управления юридических лиц 12 апреля 2018 12 апреля Государственная Дума рассмотрела и приняла в первом чтении проект федерального закона № 371545-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности представителей интересов Российской Федерации в органах управления юридических лиц". С докладом по данному законопроекту выступил официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель Министра экономического развития Российской Федерации – руководитель Федерального агентства по управлению государственным имуществом Дмитрий Пристансков. С содокладом выступил первый заместитель председателя Комитета по государственному строительству и законодательству Михаил Емельянов. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ задал вопрос и выступил Валерий Гартунг. Уважаемый Александр Дмитриевич (Жуков, Первый заместитель Председателя ГД – Прим. ред.), уважаемые коллеги! Докладчик подробно рассказал концепцию законопроекта. Сразу скажу, что Комитет её поддерживает, наши замечания лежат в юридико-технической плоскости, о некоторых из них докладчик уже упомянул, и он согласился, что их надо исправить. Сказано также было насчёт дисквалификации и административного штрафа как основного и дополнительного наказания, и оба эти наказания могут быть только основными в соответствии с общей частью Кодекса об административных правонарушениях. В этой части мы доработаем законопроект. В юридико-технической плоскости лежат терминологические замечания, потому что "федеральная государственная должность" – закон такого термина не знает, закон о системе государственной службы Российской Федерации использует другие термины для обозначения данной должности. Кроме того, вызывает возражение упоминание в диспозиции статьи 7.36 о муниципальных учреждениях. С одной стороны, я согласен с тем, что большинство проблем с представительством возникает именно на муниципальном уровне, когда представитель голосует не в соответствии с директивами, которые дает соответствующий муниципальный орган. Но, с другой стороны, как известно, по Конституции органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, и соответствующим образом государственные представители не могут быть в муниципальных учреждениях. Все эти проблемы решаются ко второму чтению, я думаю, что мы найдем общий язык с авторами законопроекта, а в целом Комитет рекомендует законопроект поддержать. Спасибо. Вопрос Валерия Гартунга: Понятно, что должна быть ответственность представителей государства за голосование в советах директоров, но, мне кажется, все-таки ответственность, которую вы предлагаете, не соизмерима с масштабами ущерба, который может быть нанесен неправильным голосованием, если взять, например, компании, которые управляют собственностью на триллионы рублей, а у нас таких компаний достаточно много. Вы не рассматривали более серьезные меры, кроме административных, которые могло бы применять государство к этим лицам по возмещению ущерба? Спасибо. Дмитрий Пристансков: Сейчас закон "Об акционерных обществах" и Гражданский кодекс уже предусматривают возможность, и есть соответствующие нормы о предъявлении исков о возмещении ущербов, причиненных неправильным голосованием, и причинение ущерба, соответственно, самому обществу, помимо этого никто не исключал и уголовную ответственность. В данном случае мы ограничиваем ответственность административную и указываем, что за исключением, если отсутствуют признаки уголовного правового деяния. Выступление Валерия Гартунга: Уважаемый Александр Дмитриевич (Жуков, Первый заместитель Председателя ГД – Прим. ред.), уважаемые коллеги! Мы, безусловно, поддерживаем этот законопроект. Вместе с тем я вышел на трибуну для того, чтобы сказать, что, к сожалению, мера, которую вы предлагаете, мера ответственности, она зачастую несоизмерима с теми последствиями, которые мы можем иметь в результате нарушения директивы государства по голосованию в советах директоров. Вы сказали, что, да, есть еще Уголовный кодекс, это, безусловно, так; есть Гражданский кодекс, но, к сожалению, мы недавно здесь обсуждали вопрос о возмещении ущерба, скажем так, компенсации, если в результате действий чиновников был нанесен ущерб каким-то гражданам, и казна заплатила за это, то у нас нет процедуры возмещения со стороны должностных лиц, она не работает сегодня. Если вы посмотрите практику, она не работает. В этих случаях может та же самая правовая коллизия возникнуть, что представители государства в советах директоров проголосовали в нарушение инструкции, нанесли ущерб, и даже с учетом того, что казне нанесен ущерб, нет процедуры взыскания этого ущерба с должностного лица, которое этот ущерб допустило. Я бы хотел, чтобы вы прокомментировали, как вы эту часть собираетесь доводить до конца, потому что на самом деле часто мы с этим сталкивались в случаях, когда по гражданским делам возникают такие ситуации и в отношении граждан нарушаются права. Здесь же речь идет об акционерных обществах, и масштаб ущерба может быть существенным и достигать даже и триллионов рублей, что весьма существенно для бюджета Российской Федерации. Поэтому хотелось бы, чтобы вы как-то пояснили позицию Правительства, может быть, ко второму чтению дали свои предложения, каким образом вы доведете до конца именно возмещение материального вреда. Что касается административной ответственности, то это достаточно узкая сфера применения этого закона, мы её, естественно, поддерживаем, но хотелось бы, чтобы вы всё-таки пошли дальше, и проблему возмещения ущерба мы каким-то образом тоже урегулировали. Спасибо.
|