Валерий Газзаев: современный спорт не может существовать вне общей правовой системы 05 апреля 2018 Депутат фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", заместитель председателя Комитета ГД по физической культуре, спорту, туризму и делам молодёжи Валерий Газзаев 5 апреля выступил с докладом на Международной научно-практической конференции "Россия в мировом спортивном движении: новые правовые вызовы": Уважаемые коллеги! Тема нашего сегодняшнего разговора, на мой взгляд, актуальна не только для российского спорта, но и для всего спортивного мирового сообщества. Борьба с допингом – это общемировая проблема и только совместными усилиями мы можем продвинуться в этом направлении! За последние два года благодаря усилиям наших, так называемых, партнёров и различных международных спортивных организаций, были предприняты беспрецедентные попытки по дискредитации и дискриминации российского олимпийского движения, да и всего российского спорта. При этом эти господа предпочитают умалчивать, что именно в России на сегодняшний день принято наиболее жёсткое антидопинговое законодательство. Именно в России создана национальная система контроля над применением запрещенных препаратов. Именно в России принят закон об уголовной ответственности за склонение и применение допинга и других запрещенных препаратов. Также не могу не отметить, что мы всегда подчёркивали свою открытость для диалога и готовность принять участие в решении любых проблем, связанных с применение допинга и правового аспекта этой проблемы. По распоряжению российского Президента была создана комиссия по взаимодействию с МОК и WADA. Не буду отдельно останавливаться на очевидной политической ангажированности всей этой компании, связанной с отстранением нашей страны от Олимпийских игр. Мы много говорили об этом, и, думаю, необходимые выводы сделаны. На мой взгляд, пора от слов переходить к делу. Создаётся такое впечатление, что мы всё время немного запаздываем и начинаем бороться уже с последствиями принятия явно несправедливых и политических ангажированных решений. Первое. На мой взгляд, необходимо пересмотреть свои отношения с рядом международных спортивных организаций, чья деятельность явно направлена против объективного рассмотрения и решения проблемы борьбы с допингом, как общемировой задачи. В первую очередь это МОК и WADA. Думаю, что не открою Америку, если напомню, что Россия второй по размеру финансовых вложений инвестор этих организации. Так что думаю, что у нас есть рычаги воздействия не только юридического и финансового характера. Второе. И на сегодняшний день, думаю, главное. Нам необходимо создать юридический, адвокатский пул, состоящий из лучших специалистов по международному спортивному праву. Нужно заранее быть готовыми к возможным обвинениям и провокациям, которые, безусловно, будут ещё возникать при проведении Чемпионата мира по футболу, а также других крупных международных соревнований. На мой взгляд, это должна быть своеобразная "скорая помощь", готовая защитить интересы российского спорта и наших атлетов, как в международном арбитражном суде, так и судах общей юрисдикции. Говоря о правовых аспектах проведения крупных международных соревнований в нашей стране, естественно необходимо учитывать, что совсем скоро мы станем хозяевами Чемпионата мира по футболу 2018. И тут, на мой взгляд, на первый план выходят проблемы обеспечения безопасности спортсменов, болельщиков и всех, кто в эти дни приедет в Россию, чтобы стать участниками этого прекрасного спортивного праздника. Основой правового регулирования этих вопросов в российском законодательстве является Статья 3 Федерального закона N 329 от 04.12.2007 "О физической культуре и спорте в Российской Федерации". Среди основных это принцип обеспечения безопасности жизни и здоровья лиц, занимающихся физической культурой и спортом, а также участников и зрителей физкультурных и спортивных мероприятий. За последнее десятилетие наша страна неоднократно становилась организатором крупнейших международных соревнований. Достаточно вспомнить Универсиаду "Казань – 2013", Чемпионат мира по легкой атлетике 2013 года в Москве, ну и, конечно, проведение Олимпийских игр в Сочи. Без всякой ложной скромности могу сказать, что практически все эти соревнования были проведены на самом высоком уровне обеспечения безопасности. Более того, уверен, что у нас существует уникальная правовая система, позволяющая эффективно разрабатывать необходимые меры правоохранительного характера. Она заключается в следующем: Во-первых, нормативно-правовая проработка вопросов, связанных с усилением акцента на безопасность при проектировании, строительстве и оборудовании спортивных сооружений и других спортивных объектов; Во-вторых, нормативно-правовое решение проблем, связанных с обеспечением безопасности и правопорядка на спортивных соревнованиях, исключающее возможность хулиганского поведения болельщиков, проявления жестокости и насилия, а также других антиобщественных действий, оказывающих негативное влияние на организацию и проведение спортивных мероприятий; В-третьих: четкие и продуманные действия организационных комитетов по подготовке и проведению соревнований, в том числе действия, направленные на обеспечение безопасности и комфортных условий для болельщиков на стадионе. У нас разработана целостная система безопасности проведения столь масштабных соревнований, как Чемпионат мира по футболу. Она уже прошла проверку на Кубке Конфедераций и отлично себя зарекомендовала. Конечно, и сама федерация, и соответствующие правоохранительные структуры заблаговременно провели профилактическую работу с болельщиками. Думаю, здесь главное – работать на опережение и достигать договорённостей на этапе подготовки Чемпионата. Разработаны специальные паспорта болельщиков, которые также отлично себя зарекомендовали на Кубке Конфедераций. Как отметили ведущие футбольные специалисты, вся необходимая инфраструктура подготовлена на должном уровне. Высокую готовности страны к проведению Чемпионата дал президент ФИФА Джанни Инфантино. И вновь хочу напомнить – опыт проведения целого ряда крупных международных соревнований показал: в России умеют быть гостеприимными, и умеют обеспечивать безопасность, как для спортсменов, так и для болельщиков. Следующая проблема кому-то может показаться сугубо специфической и профессиональной, интересной разве что спортивным юристам. Думаю, это не совсем так. Современный спорт, если он стремится к дальнейшему прогрессивному развитию, не может существовать вне общей правовой системы. Давно прошли те времена, когда в области спорта было достаточно использовать "внутренний порядок, внутренние правила", выполнение которых обеспечивалось спортивными судьями, спортивными арбитрами непосредственно во время проведения международных соревнований. Основные принципы права, действующие во всех сферах общественной жизни, применимы и в области спорта и все шире в ней распространяются. Это право каждого на рассмотрение дела в суде, право на то, чтобы дело было заслушано беспристрастно и в разумные сроки, право на презумпцию невиновности, право на защиту. Насколько важно применение этих принципов не только на словах, но и в международной правовой практике, мы могли убедиться на собственном опыте. Спортивные организации различного уровня сегодня создали успешно функционирующие спортивные арбитражные суды: Международный спортивный арбитражный суд в Лозанне, спортивные арбитражные комиссии (суды) в Бельгии, Германии, Испании, Италии, Люксембурге, Франции и других странах мира. Подобный третейский суд Спортивный арбитраж был образован при Торгово-промышленной палате Российской Федерации в октябре 2003 года. Он является постоянно действующим третейским судом, осуществляющим свою деятельность в соответствии с Федеральным законом "О третейских судах в Российской Федерации" и, несомненно, имеет все объективные преимущества третейского разрешения споров. Спортивный арбитраж разрешает споры субъектов спортивной деятельности. Споры, вытекающие из Уставов, Положений, Правил, Регламентов и иных документов, регулирующих правила проведения чемпионатов, первенств и иных соревнований на территории Российской Федерации. Споры, связанные с определением статуса и порядка переходов игроков. Споры, вытекающие из агентской деятельности. Споры, возникающие из спонсорских контрактов. Споры, связанные с правами на телетрансляцию спортивных мероприятий, а также любые иные споры, возникающие из договорных и других гражданских правоотношений в сфере физической культуры и спорта, если иное не установлено федеральным законом. Согласитесь, навести порядок в этой важнейшей сфере спортивной юридической деятельности именно сегодня, накануне проведения домашнего Чемпионата мира по футболу чрезвычайно важно. Международная практика применения третейских судов за последние 15 лет претерпела значительные изменения. Целый ряд вопросов, в частности, проблематика применения допинга и наказания за его применение требует постоянно "держать руку на пульсе" и соответствовать мировой правоприменительной системе. В этом контексте реформы, происходящие сегодня в так называемых третейских спортивных судах, для нас особенно актуальны. И ещё один важнейший момент – проблемы и перспективы взаимоотношений российского спорта с Courtof Arbitration for Sport (CAS), филиалы которого сегодня работают в Бельгии, Германии, Испании, Италии, Люксембурге, Франции и других странах мира. Заметьте, как это ни печально, сотрудничество CAS с российским спортивным арбитражным судом до сегодняшнего дня имеет лишь декларативные результаты и высказывания о совместных благих намерениях. Кто в этом виноват, и почему мы вновь вынуждены догонять уходящий поезд, предмет для отдельного разговора. Немного истории. Идея создания международного Спортивного арбитражного суда, принадлежавшая президенту Международного олимпийского комитета Хуану Антонио Самаранчу, была изложена им на сессии МОК в Баден-Бадене. В 1981 году МОК принял решение о создании специализированного органа для разрешения спортивных споров. В 1982 году рабочей группой МОК был подготовлен Устав Спортивного арбитражного суда (САС), который был утвержден в 1983 году и вступил в силу 30 июня 1984 года. Вместе с Уставом был принят и первый Регламент суда. Важнейший момент. В 1991 году в деятельности Спортивного арбитражного суда появилось еще одно направление рассмотрение апелляций, поданных на решения, принятые различными дисциплинарными органами спортивных организаций. В начале 1990-х годов ХХ века назрела необходимость пересмотра статуса суда, поскольку под вопрос были поставлены независимость и беспристрастность САС в силу его тесной организационной и финансовой связи с МОК. Итогом реорганизации суда стало принятие в 1994 году Кодекса международного спортивного арбитража и Договора о создании Международного совета по спортивному арбитражу. Намерено вспоминаю столь подробно о принципах, на которых создавался CAS, потому что у всех на памяти то беспрецедентное давление, которое было оказано на международный спортивный арбитражный суд со стороны WADA и МОК во время последних Олимпийских Игр в Пхенчхане. То есть было нарушено сразу несколько базовых юридических норм. В связи с этим не могу не вспомнить слова нашего Президента: "Недальновидные политиканы не оставляют в покое и спорт, хотя спорт призван сглаживать имеющиеся противоречия между странами". Для всех, кто действительно думает о воспитательной роли большого спорта, очевиден тот вред, который наносится всему Олимпийскому движению этими непродуманными решениями. Спасибо за внимание!
|