ГлавноеСобытияПартияПрограммаДепутатыФракция в ГД
Лента новостейОфициальноАнонсыСМИФотоВидеоАудиоEnglish

Валерий Гартунг о таможенном тарифе на сырую нефть

03 апреля 2018

3 апреля Государственная Дума рассмотрела и приняла в первом чтении проект федерального закона № 325232-7 "О внесении изменений в статьи 31 и 35 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" (об освобождении в отдельных случаях от вывозных таможенных пошлин нефти сырой, нефтегазоконденсатной смеси и об уточнении применения предельной ставки вывозной таможенной пошлины на нефть сырую). С докладом по данному законопроекту выступил официальный представитель Правительства РФ заместитель Министра финансов Российской Федерации Илья Трунин. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" задал вопрос и выступил Валерий Гартунг.

Вопрос

Валерий Гартунг:

Илья Вячеславович, я понимаю, что решение уже было принято ранее по таможенной льготе для месторождений первой и второй группы, о которой сейчас идёт речь. Но, тем не менее, рассматривали ли вы варианты всё-таки как альтернативу: не освобождать от таможенной пошлины, а всё-таки снижать НДПИ таким образом, чтобы изъятие дохода происходило при экспорте, а при переработке внутри страны этого не происходило? В чём как принципиальная разница. Вы сравнивали два подхода? И какие у вас результаты? Спасибо.

Илья Трунин:

Валерий Карлович, эти два подхода полностью используются в рассматриваемом пакете законопроектов. Помимо того, что рассматриваемым сейчас законопроектом предлагается освободить от экспортной пошлины экспортируемое сырьё, только что одобренный проект федерального закона предусматривает для месторождений первой группы понижающий коэффициент к НДПИ в размере 0,4. Соответственно, и то, и другое используется. Это примерно эквивалентно тому механизму, который действует сейчас. То есть каникулы по НДПИ плюс освобождение на определённый объём от экспортной пошлины.

Напомню также, что одобренный в первом чтении законопроект впоследствии предусматривает вычет суммы экспортной пошлины из суммы НДПИ. Соответственно, эти два механизма используются в комплексе.

Единственное, что хотел бы сказать, что установление экспортной пошлины приводит к уменьшению доходов не только при экспорте, но и при продаже нефти внутри страны, поскольку принцип равнодоходности, используемый в регулировании и ценообразовании, подразумевает, что продажа нефти внутри страны не должна быть более доходной, чем продажа на экспорт. Поэтому существование экспортной пошлины – это и является основной причиной для наших предложений о налоговом манёвре и снижает доходы от продажи не только экспорт, но и внутри. Спасибо.

Выступление Валерия Гартунга от фракции:

-Уважаемые коллеги, уважаемый Иван Иванович (Мельников, Первый заместитель Председателя ГД – Прим. ред.)!

Наша фракция не будет голосовать за этот законопроект вот почему.

Мы принципиально считаем, что неправильно освобождать экспортеров сырья от экспортной пошлины, при этом им еще возвращать НДС, который собирается внутри страны.

Во-первых, это вредно потому, что тяжесть налоговой нагрузки ложится на внутреннего потребителя, и экспорт освобождается. Илья Вячеславович сказал, что применяется механизм равной доходности, но я считаю, что можно было от этого и отказаться.

Фактически для того чтобы у нас развивалась переработка сырья, нефтегазового сырья здесь, внутри страны, мы должны сделать так, чтобы доходность при реализации внутри страны была выше, чем при реализации на экспорт, мы же понимаем, капиталы идут туда, и инвестиции идут туда, где выше доходность. Если у вас внутри страны доходность не выше, вы никогда нефтепереработку не разовьете внутри Российской Федерации, именно это и происходит сейчас у нас в стране.

Что мы делаем? Благодаря такой налоговой политике, которую проводит Правительство, что у нас происходит? Мы тянем нефтепровод на границу с Китаем, по той стороне границы строится нефтеперерабатывающий завод, а обратно потом нефтепродукты получаем. И кого мы развиваем? Китайскую экономику? Да они и без нас хорошо развиваются. Или кого мы развиваем? Западную Европу? Может быть, себя будем развивать. Поэтому мы считаем, что нужно кардинально пересмотреть подходы в налогообложении в нефтяной отрасли. Нужно посмотреть там льготы на инвестиционной фазе развития, разработки месторождений, нужно решать проблему с месторождениями, на которых уже трудноизвлекаемые запасы, но ни в коем случае не давать им льготы экспортные. Пожалуйста, добывайте, перерабатывайте внутри страны, развивайте переработку, и тогда уже, может быть, отрегулировать экспортными пошлинами, разницей экспортных пошлин на нефтепродукты и на нефть. У нас же всё наоборот происходит, у нас невыгодно экспортировать нефтепродукты, а более выгодно экспортировать нефть. Это разве нормально? Любое государство, если оно заботится о собственной экономике, об увеличении добавленной стоимости, создаваемой на своей территории, оно всё будет делать для того, чтобы было выгодней у себя перерабатывать и вывозит уже готовый продукт, а не наоборот, как у нас. Это первое.

Второе. Безусловно, нефтегазовый комплекс очень важен для страны. Но, коллеги, давайте мы послушаем, что сказал Президент в Послании: мы должны увеличивать добавленную стоимость в Российской Федерации. Эти законы, которые вы вносите, они помогают это делать? Нет. Они помогают увеличивать экспорт нефтепродуктов, экспорт сырья, экспорт высокотехнологичной продукции, эти законы никак не стимулируют. Тогда где те законы, которые стимулируют увеличение продукции, рост объёмов производства продукции с высокой добавленной стоимости? Мы их не видим от Правительства Российской Федерации.

В этом зале неоднократно наша фракция предлагала, давайте рассмотрим вариант отмены возврата НДС экспортёрам сырья, тогда всё встанет на свои места, ведь вы не забывайте, коллеги, что мы даём экспортные пошлины, льготу по экспортным пошлинам, только что приняли решение о том, чтобы уйти заменить изъятие через НДПИ и налог на прибыль заменили единым налогом на вменённый доход.

Напоминаю, что налог на вменённый доход, мы его вводим, мы им заменяем два налога – НДПИ федеральный налог и налог на прибыль. Если вы вместо налога на прибыль НДД платите, налог на прибыль же вы не платите, правильно. Если вы платите налог на прибыль, вы из 20 процентов – 18 в региональный бюджет отдаете. А, если НДД платите, вы все отдаете в федеральный бюджет. Или я не прав? Поэтому это еще одна причина, почему за это нельзя голосовать.

И самое главное хочу сказать. Мы принципиально против того, чтобы мы давали льготы экспортерам сырья. Если мы будем идти по этому пути, никогда мы не изменим сырьевой характер развития экономики. И те цели, которые поставил Президент в своем Послании и, я надеюсь, они будут реализованы в указах Президента, мы их не достигнем никогда, если мы не поменяем подход Правительства к налогообложению.

Мы должны сделать все для того, чтобы перерабатывать продукцию, любую продукцию внутри страны было выгоднее, чем вывозить сырье за рубеж. Только при этом условии мы изменим сырьевой характер развития экономики. В данной ситуации этот принцип равной доходности, который вы используете, он не годится. При переработке внутри страны переработчики нефтепродуктов должны зарабатывать больше, чем при экспорте. Всё, это точка, это единственное условие, больше ничего не нужно. Тогда они сами начнут строить заводы не на границе с Китаем, а здесь, в России.

Поэтому, коллеги, наша фракция не поддерживает этот законопроект и предлагает вам занять ту же самую позицию, что и мы.

Спасибо.

Официальный сайт Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2024