Алексей Чепа: государство должно стать гарантом соблюдения прав и интересов граждан в эпоху цифровых перемен 20 февраля 2018 Заместитель председателя Комитета ГД по международным делам, заместитель руководителя фракции "СР" Алексей Чепа 20 февраля выступил на парламентских слушаниях на тему "Формирование правовых условий финансирования и развития цифровой экономики": Уважаемые коллеги! Принятая в минувшем году государственная программа "Цифровая экономика Российской Федерации" несомненно укрепит информационный суверенитет и экономические позиции России в мире. В Программе отражено большинство направлений развития IT отраслей, искусственного интеллекта, цифровых платформ и систем коммуникаций. Все более активно граждане используют интернет для получения госуслуг, цифровые и телекоммуникационные технологии. Цифровые технологии успешно применяются в медицине и образовании. Бурное развитие получили криптотехнологии. Свою задачу я вижу в том, чтобы привлечь внимание к социальным последствиям и рискам внедрения цифровых технологий, с тем чтобы учесть их в законодательстве. Зачастую сетевые инициативы значительно опережают государственное правовое регулирование. Принимаемые государством решения часто запаздывают, а еще чаще – в принципе, технологически нереализуемы. Цифровые технологии могут дать мощный импульс экономическому развитию. Но мне хотелось бы предостеречь от чрезмерно оптимистического взгляда на них. Цифровизация не решит проблему неэффективности многих существующих институтов. Несмотря на активное внедрение цифровых технологий в системе государственного управления и в банковской сфере, продвижение в реальном секторе экономики происходит гораздо медленнее. Если не будет широкомасштабного внедрения цифровых технологий именно в производство, наша промышленность не приобретет конкурентоспособность. Теперь непосредственно о социальных проблемах цифровизации. Первое. Охват населения цифровыми технологиями у нас соответствует уровню развитых стран. Однако цифровая грамотность населения остается на довольно низком уровне. Такое положение нужно срочно менять. Второе. Цифровая экономика неизбежно приведет к переформатированию рынка труда и трудовых правоотношений. Исследователи уже говорят о формировании особого класса нестандартно занятых людей – прекариате. В сфере традиционной занятости высвобождается значительное число специалистов трудоспособного возраста. Однако не у кого нет сомнений, что права всех работников в условиях цифровой экономики должны быть надежно защищены. Правовая база нестандартной занятости должна быть существенно расширена. С цифровой экономикой связана возможность гибкого использования трудовых ресурсов, но обратной стороной этого процесса является углублением социального неравенства. Без тщательно выверенного и продуманного плана по предотвращению технологической безработицы цифровизация создаст больше социальных проблем, чем решит. И последнее: о цифровой безопасности. Возрастают как возможности, так и риски цифровых технологий. Существует реальная угроза информационной безопасности граждан, конфиденциальности их частной жизни. Считаю, что некоторые исключительно чувствительные данные при переводе в цифровой формат требуют особой защиты и ответственности. Особенно, если речь идет о биометрических данных. Государство должно взять на себя роль гаранта соблюдения законных прав и интересов граждан в эпоху цифровых перемен. Однако государство не должно ограничиться одними запретами, оно должно создавать стимул к поступательному развитию. Переход на цифровую экономику – это технологически сложный и капиталоемкий процесс. Задача государства не ограничиться формальным контролем, но адаптировать цифровизацию под потребности простых людей, сделать преимущества цифровой экономики доступными для всех граждан. Государству необходимо твердо заявить о том, что конечная цель цифровой экономики заключается в повышении комфорта и улучшении качества жизни наших людей.
|