Александр Ремезков: сложившиеся межбюджетные отношения несправедливы и неэффективны 16 февраля 2018 На площадке международного инвестиционного форума "Сочи-2018" представители власти и бизнеса активно обсуждали проблемы налоговой системы России и межбюджетных отношений федерального центра и регионов. Своим мнением поделился один из участников форума первый заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по бюджету и налогам, депутат фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" Александр Ремезков: В рамках деловой программы форума "Сочи-2018" прошли конференции "Налоговая система России: отвечая на вызовы" и "Региональный бюджет. Потратить нельзя сэкономить". Их модератором стал председатель бюджетного Комитета ГД Андрей Макаров эти темы сегодня постоянно находятся на повестке дня в парламенте. И очень хорошо, что здесь, в Сочи их удалось обсудить с участием самого широкого круга экспертов руководителей общественных объединений бизнеса, федеральных чиновников, губернаторов, представителей российских регионов. Сегодня мы ищем оптимальный баланс между интересами бизнеса и бюджета в налоговой политике. Верный путь к налоговому федерализму лежит между двумя крайностями устанавливать все налоги исключительно на федеральном уровне в рамках Налогового Кодекса России или дать в этом вопросе регионам "столько свободы, сколько они смогут унести". "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" не раз выступала с конструктивными предложениями по этим проблемам. Мы считаем, что необходимо отдать в ведение регионов предоставление вычетов по налогам, зачисляемым в их бюджеты. А, прежде чем устанавливать федеральные налоговые льготы, нужно просчитать, как они отразятся на доходах и без того дефицитных региональных бюджетов, как повлияют на финансовую устойчивость регионов, которые у нас сегодня почти все в долгах, как в шелках. Следует ввести обязательную экспертизу тех изменений федерального налогового законодательства, которые влияют на доходную базу региональных бюджетов, и еще до принятия федеральных законов доводить до субъектов РФ расчёты о возможных выпадающих доходах. И, конечно, вернуть регионам все, что у них было изъято за последние два года при распределении налоговых поступлений, в первую очередь – 1% налога на прибыль. На наш взгляд, сложившиеся на сегодняшний день межбюджетные отношения несправедливы и неэффективны. Их следует кардинально пересматривать и реформировать с учетом интересов регионов. К 1 января 2017 года регионам было передано 113 федеральных полномочий в 17 сферах деятельности. За эти пять лет на их исполнение из федерального бюджета передали 1,5 трлн руб., а регионы потратили еще 160 млрд руб. собственных ресурсов. Ради этого им зачастую приходилось брать коммерческие кредиты, еще глубже забираясь в долговую яму. Сегодня регионы активно переходят к "трансляции полномочий" на муниципальный уровень. И это прямой путь в тупик. Нельзя просто взять и переложить на муниципалитеты вопросы не местного, а государственного значения от этого могут серьезно пострадать наши граждане. Федеральными законами необходимо четко разграничить полномочия федерального центра, регионов и муниципалитетов, а самое главное обеспечить их реальными и стабильными финансовыми ресурсами. Думаю, дискуссии на площадках инвестиционного форума в Сочи были очень полезны именно в таких спорах рождаются оптимальные решения. Уже нынешней весной такие решения должны быть приняты и оформлены законодательно. Нам нужно выполнить задачу, поставленную Президентом России, обеспечить такую работу налоговой и бюджетной системы, которая будет стимулировать экономический рост во всей стране и в каждом из ее регионов.
|