ГлавноеСобытияПартияПрограммаДепутатыФракция в ГД
Лента новостейОфициальноАнонсыСМИФотоВидеоАудиоEnglish

Александр Макаревич: "северная" политика не может быть ни региональной, ни местечковой, она должна быть только государственной

20 ноября 2017

С 16 по 18 ноября в Сургуте состоялась международная конференция, в ходе которой обсуждались вопросы социально-экономического развития северных территорий, оплаты труда, сохранения льгот и гарантий.

Организатором мероприятия стал Общероссийский профессиональный союз работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства ("Нефтегазстройпрофсоюз") совместно с Международной организацией труда и Общероссийским отраслевым объединением работодателей нефтяной и газовой промышленности.

В конференции приняли участие представители федеральных и региональных органов власти, нефтегазовых компаний, объединений работодателей и профсоюзных структур, а также научного сообщества и ряда международных организаций. Обсуждались вопросы касающиеся, в частности, особенностей оплаты труда работников организаций в северных регионах, а также государственных гарантий для лиц, работающих и проживающих на Севере.

В рамках обсуждения темы "Оценка эффективности и достаточности действующих льгот и гарантий для работников на Севере" с докладом выступил депутат фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в Мурманской областной думе, председатель комитета по труду, вопросам миграции и занятости населения Александр Макаревич. Он задал тон дискуссии, начав свое выступление с констатации уже практически всеми признаваемого факта – после распада СССР у России отсутствует внятная, осмысленная государственная северная политика. Прямым следствием этого стали угрожающие темпы сокращения численности населения на северных территориях и, прежде всего, в Арктических регионах.

В качестве примера Александр Макаревич привел Мурманскую область, которая за последние 26 лет потеряла 37% населения, а средняя заработная плата в регионе лишь на 25% выше среднероссийской. Поэтому о былой привлекательности работы и жизни на Севере говорить не приходится. Парламентарий отметил, что последним значимым актом проявления государственной воли в правовом регулировании особенностей оплаты труда и жизни на Севере было принятие в 1993 году Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях". Его появление на свет стало результатом исполнения постановления Совета Министров РСФСР "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию Севера" № 76 от 04.02.1991 г., которое поручало различным ведомствам в числе других мер разработать проекты законодательных актов РСФСР, регулирующих вопросы гарантий и компенсаций для работников, проживающих в районах Севера.

По мнению Александра Макаревича, это постановление "силаевского правительства" в части содержащихся в нем идей и подходов во многом сохраняет свой актуальный потенциал и сегодня, особенно с учетом того, что ревизия системы северных льгот и социальных гарантий, начавшаяся с середины 90-х годов, привела к тому, что из 36 статей закона "о северах" на сегодняшний день действует только 12.

Уже тогда авторы документа отлично понимали, что в рыночных условиях эта система не может действовать вопреки экономической логике и законам рынка. Депутат подчеркнул, что сегодня бремя предоставления льгот и гарантий более-менее могут нести крупные предприятия, но это не под силу среднему и малому бизнесу, который в северных регионах сокращается быстрыми темпами. Он заявил, что необходимо принять ряд мер по снижению финансовой и налоговой нагрузки на бизнес, в числе которых меры налогового, таможенного характера, предоставление льготных кредитов, меры по регулированию межбюджетных отношений и др.

Далее парламентарий озвучил предложения по устранению правовых коллизий в отношении проезда к месту отдыха и обратно неработающих пенсионеров путем закрепления в законе "о северах" их права на предоставление компенсации расходов в случае выезда за переделы РФ, по аналогии со ст. 325 ТК РФ, определяющей порядок компенсации стоимости проезда к месту отдыха работающих граждан. Также Александр Макаревич внес предложения о начислении дополнительных пенсионных баллов, льготном исчислении трудового стажа для северных пенсионеров и индексации пенсий для работающих пенсионеров, доля которых в северных регионах гораздо выше, чем в других субъектах Федерации.

Еще одно предложение касается урегулирования вопроса о структуре минимального размера оплаты труда с учетом районного коэффициента и северных надбавок. Под МРОТ понимался устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. При этом традиционно (до действующей редакции Трудового кодекса) в величину МРОТ не включались компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. Как пояснил Александр Макаревич, изъятие из Трудового кодекса определения МРОТ на практике достаточно быстро привело к тому, что северные надбавки стали включаться в структуру МРОТ, что неизбежно привело к снижению гарантированного государством уровня оплаты труда.

Также Александр Макаревич отметил, что было бы правильным рассмотреть возможность принятия законодательной новеллы о бинарном (двухкомпонентном) подходе к определению величины региональной минимальной заработной платы: для граждан, которые еще не имеют трудового стажа, дающего право на надбавки, размер минимально зарплаты мог бы устанавливаться в ныне действующем порядке; а для тех, кто имеет процентные надбавки в полном объеме, размер МЗП мог бы определяться по формуле: федеральный МРОТ + районный коэффициент + процентная надбавка. По его мнению, такой подход устранил бы существующую ныне "уравниловку" в оплате труда работающих граждан, имеющих разный трудовой стаж в районах Крайнего Севера, когда ее размер регулируется минимальной заработной платой, установленной в регионе.

Кроме этого депутат считает необходимым законодательно урегулировать зарплату работников федеральных и региональных организаций, работающих на Севере в части формирования оплаты труда, распространив действие ст. 133.1 ТК РФ в том числе на работников организаций, финансируемых из федерального бюджета. В числе предложений – вопрос о возвращении нормы закона, согласно которой листы временной нетрудоспособности оплачивались северянам в размере 100% среднего заработка вне зависимости от стажа.

Говоря о масштабах оттока молодежи из районов Крайнего Севера, Александр Макаревич отметил необходимость нормативно закрепить за молодыми людьми (в возрасте до 30-35 лет), прожившими в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пяти лет, право на получение максимального размера процентной надбавки с первого дня работы.

Подводя итог своего выступления, депутат отметил, что основным постулатом "северной доктрины" России должна быть мысль, что главная ценность Севера – человек. Надо востребовать имеющийся опыт работы бывшего Государственного комитета РФ по социально-экономическому развитию Севера, для чего должен быть создан федеральный орган исполнительной власти по аналогии с Министерством РФ по развитию Дальнего Востока.

Александр Макаревич заявил, что "северная" политика не может быть ни региональной, ни местечковой, она должна быть только государственной. Он предложил направить рекомендации конференции не только в профильные министерства, но и в адрес председателей Правительства РФ и палат Федерального Собрания, а также общими усилиями добиваться рассмотрения северной проблематики на специальном заседании Госсовета РФ или его Президиума под председательством Президента РФ.

Организаторы и участники мероприятия поддержали многие предложения мурманского депутата.

Официальный сайт Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2024