Александр Ремезков об очередных корректировках Бюджетного кодекса 13 декабря 2017 Госдума рассмотрела 13 декабря в первом чтении правительственный законопроект "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Позицию фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" по данному законопроекту представил первый заместитель председателя Комитета ГД РФ по бюджету и налогам Александр Ремезков: Авторы законопроекта утверждают, что предложенные изменения необходимы, чтобы привести отдельные положения БК РФ в соответствие с федеральными законами и международными договорами, а также создать надлежащие правовые условия для формирования и исполнения бюджетов бюджетной системы РФ. По поводу этих благих намерений у нас есть три основных претензии: по распределению налога и акцизов между федеральным и региональными бюджетами, по резервированию федеральных субсидий и по учету налоговых расходов регионов при определении межбюджетных трансфертов. С налогами и акцизами Правительство бежит то впереди, то позади паровоза. Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья еще не введен, даже закон по нему не принят, а нам уже предлагают в Бюджетном кодексе распределить его зачисления по уровням бюджетной системы. Зато нормативы зачисления по акцизам на средние дистилляты в федеральный и региональный бюджеты предлагается принять в БК РФ "задним числом". Ведь конструкция 50 на 50% учтена в федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019-2020 годов, который уже принят, подписан Президентом РФ и опубликован. При этом расширив подакцизную базу средних дистиллятов, Правительство фактически в два раза увеличивает поступления по акцизам. Но в абсолютных цифрах, то есть в рублях, в бюджетах субъектов остается та же самая сумма поступлений по акцизам. Зато плюс столько же зачисляется в федеральный бюджет. Так что фактически Правительство отобрало у субъектов РФ дополнительные поступления по средним дистиллятам. Для федерального бюджета дополнительные 16,5 млрд рублей – это незначительная сумма. Но для региональных бюджетов, особенно дотационных, которых, напомню, у нас две трети, существенна потеря даже двухсот миллионов рублей. Следует подумать о том, чтобы полностью зачислять акцизы на дистилляты в региональные бюджеты. Серьезные проблемы возникают и с распределением субсидий. Так, законопроектом предлагается предоставить министерствам и ведомствам право резервировать до 10% объема субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов и распределять эти зарезервированные средства вплоть до 1 октября текущего финансового года. А все, что не успеют распределить до этого времени, будет зачисляться в Резервный фонд Правительства РФ. Сегодня согласно Бюджетному кодексу распределение субсидий должно рассматриваться на трехсторонней комиссии с участием комитетов Госдумы, утверждаться законом о бюджете. А нам без объяснения причин предлагают отдать десятую часть этих решений на откуп министерствам. При этом остатки средств поступят в резервный фонд, в распределении которого парламент не принимает участия. Общий объем субсидий бюджетам субъектов в 2018 году предусмотрен в сумме 408,5 млрд рублей. Получается, что более 40 млрд рублей из них попросту выводится из-под парламентского контроля. А самое главное, регионы рискуют получить столь необходимые им средства лишь в конце финансового года. Как они успеют их освоить? К тому же в общем объеме велика доля субсидий Минсельхоза, которые жизненно необходимы нашим аграриям уже ранней весной. Похоже, таким образом Правительство просто продолжает политику консолидации, то есть сокращения федеральных расходов. Законопроектом предлагается включить в Бюджетный кодекс новую статью "Перечень и оценка эффективности налоговых расходов". Согласно этой статье Правительством России, региональными и местными администрациями, их финансовыми органами формируются соответствующие перечни налоговых льгот, оценки прогнозного объема налоговых расходов и ежегодные оценки их эффективности. То есть органы исполнительной власти сами прогнозируют, формируют перечень и предоставляют льготы и сами же оценивают налоговые расходы на каждом из бюджетных уровней. При таком подходе полностью исключается роль парламента в оценке эффективности предоставленных льгот. Одновременно возникают проблемы с реализацией реформы межбюджетных отношений, с применением одного из ее главных инструментов "модельных бюджетов" регионов России, а также новых принципов распределения дотаций и субсидий на основе оценки их расходных полномочий. Похоже, что новой статьей в БК РФ Правительство попыталось к концу года закрыть исполнение поручений Президента России. Но попытка вышла неудачной. Ведь глава государства поручил при определении размера дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъекта делать расчёт налогового потенциала субъекта с учётом налоговых льгот, предоставляемых налогоплательщикам, которые реализуют инвестпроекты, создают рабочие места, а также оказывают социальные услуги населению. При этом нужно проводить оценку темпов прироста в 2018–2019 годах налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ, включая доходы, не полученные в связи с предоставлением налоговых льгот. Очевидно, что предлагаемые изменения в БК РФ не обеспечивают выполнения этих задач. Составить перечень налоговых льгот, предоставляемых на федеральном уровне, несложно, а вот по субъектам и муниципалам нет даже приблизительного перечня, не говоря уже об оценке эффективности. Не разработаны даже общие подходы к оценке эффективности налоговых и неналоговых расходов. Льготы, установленные федеральными законами в отношении региональных и местных налогов, сегодня в совокупности приводят к выпадающим доходам региональных и местных бюджетов в сумме 73 млрд рублей. Об этом на "правительственном часе" в Госдуме говорил вице-премьер Дмитрий Николаевич Козак. Однако до сих пор в парламент не внесен обещанный Правительством законопроект, согласно которому при установлении федеральных налоговых льгот выпадающие доходы региональных и местных бюджетов в обязательном порядке и напрямую будут компенсироваться из федерального бюджета. Думаю, прежде чем предоставлять новые федеральные льготы, нужно оценить социально-экономический эффект от тех, что были предоставлены раньше. А то ведь как получается: ввели в 2015 году льготы на пригородных перевозках пассажиров железнодорожным транспортом, а в результате здесь не только сократились объемы перевозки и пассажирооборота, но и тарифы выросли гораздо больше, чем на автомобильном транспорте, где таких льгот для перевозчиков не было. Так что и бюджетные доходы выпали, и граждане не получили услуги в нужном объеме по приемлемой цене. В заключении Счетной палаты РФ по федеральному бюджету на 2018-2020 годы указано, что в результате предоставления различного рода освобождений от уплаты налоговых и таможенных платежей в бюджетную систему Российской Федерации в 2016 году не поступило около 9,4 трлн рублей доходов. Очевидно, что сокращение неэффективных налоговых льгот и освобождений один из резервов дополнительных доходов бюджета. Предложенные федеральным Правительством изменения в Бюджетный кодекс не решают ни эту, ни другие задачи по обеспечению экономического роста в российских регионах, роста доходов и расходов региональных бюджетов. Поэтому наша фракция голосует против законопроекта.
|