Олег Николаев об ограничении размера фиксированных страховых взносов для самозанятых граждан 23 ноября 2017 23 ноября Государственная Дума в первом чтении отклонила законодательную инициативу "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" проект федерального закона № 269308-7 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части ограничения размера фиксированных страховых взносов". С докладом по данному законопроекту выступил один из его авторов Олег Николаев: - Уважаемый Иван Иванович (Мельников, Первый заместитель Председателя ГД – Прим. ред.)! Уважаемые коллеги! Добрый день! Законопроект, который представлен на ваше рассмотрение, на взгляд авторов, направлен на реализацию положений Послания Президента страны от 1 декабря 2016 года, где говорится о том, чтобы дать самозанятым чёткий правовой статус и не мешать им работать. Данным законопроектом предлагается установить более справедливые налоговые ставки индивидуальным предпринимателям. Почему такое решение предлагается? Потому что в силу специфики действующего законодательства индивидуальные предприниматели, которые сегодня получают менее 500 тысяч рублей, на наш взгляд, во-первых, это люди являются теми самыми самозанятыми, потому что они сами выполняют те функции, которые у них предусмотрены свидетельствами о регистрации, во-вторых, они не используют наемный труд. У индивидуальных предпринимателей, которые получают доходы 300 тысяч и менее, мы недавно как раз об этом много говорили, принимая, в том числе, бюджет и Пенсионного фонда, и основной бюджет страны, у них ситуация еще более усугубляется. То есть, чем ниже доход, тем больше налоговых отчислений и отчислений в виде фиксированных страховых платежей от дохода эти предприниматели отчисляют. И доходят эти отчисления, если взята сумма около 100 тысяч рублей, до 30% от их доходов. К сожалению, есть предприниматели, которые такие доходы получают в регионах и их достаточно много. Для справки. У нас на 1 января 2017 года индивидуальных предпринимателей зарегистрировано около 3,7 миллиона человек. При этом есть еще пара цифр, если взять за 2016 год, то есть на одного зарегистрированного нового индивидуального предпринимателя приходится шесть человек, которые прекратили свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя. Если в цифрах 92, 4 тысячи человек зарегистрировалось и 623,7 тысячи человек прекратили свою деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей. Мы с вами прекрасно понимаем, эти люди, которые получают такие маленькие доходы, никак не пользуются теми инструментами, теми институтами, механизмами, которые мы создаем с вами, в том числе, законодательно для поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. То есть они не участвуют в поставках для государственных нужд, они не пользуются услугами бизнес-инкубаторов и технопарков, они не пользуются и иными механизмами просто в силу своей мизерности и неспособности. При этом, почему речь идёт о поддержке самозанятых? Мы с вами все прекрасно знаем статистику, которая говорит, что на сегодняшний день, по разным оценкам, от 15 до 30 миллионов человек находится в серой зоне экономики. Наша задача, конечно же, этих людей вовлекать в легальный сектор экономики. Здесь, очевидно, главным фактором, драйвером этого движения, вовлечения этих людей в легальный сектор экономики должно стать доверие. Доверие, прежде всего, государству, тем законам и, самое главное, практике исполнения, статистике исполнения этих законов, которые принимаются, в том числе, здесь нами. Конечно же, это законодательство должно быть простым, удобным и не обременительным для этих людей. Тогда эти самозанятые, которые на сегодняшний день находятся в тени, поверят и пойдут. Для справки я вам хочу привести несколько фактов. Тема самозанятых у нас за последние три года достаточно активно обсуждается. Если быть более конкретными, в 2015 году говорилось об этом в первый раз очень широко на расширенной коллегии Министерства финансов Российской Федерации, когда были конкретные возможные подходы обозначены. Это обговаривалось уже в октябре 2017 года при обсуждении налоговой политики на 2016 год. Однако, к сожалению, в 2015 году ничего в этом направлении не было сделано. Через год, в 2016 году были приняты две нормы, которые дали возможность самозанятым зарегистрироваться как таковым, и предоставили так называемые налоговые каникулы, но при этом очень жёстко ограничили круг возможных получателей этих налоговых каникул. То есть это репетиторы, няни и сиделки по уходу за детьми и престарелыми старше 80 лет. И, конечно, все это вызвало полное непонимание. Самое главное, мы с вами видим статистику это около 600 человек, которые поверили этому законодательству и назвали себя самозанятыми и соответствующим образом прошли регистрацию. В связи с этим нам видится достаточно справедливым, понятным и логичным то предложение, та концепция, которая приложена данным законопроектом, когда люди платят, находясь в режиме упрощенной системы налогообложения, платят именно ту заявленную цифру, которая обозначена – 6%. При этом фиксированную сумму оплачивая в Фонд обязательного медицинского страхования, с тем, чтобы эта система функционировала без проблем. Потому что на сегодняшний день именно здесь у нас много вопросов возникает во взаимоотношениях региональных бюджетов и федерального бюджета, потому что регионы платят за неработающих граждан для того, чтобы обеспечивать обязательное медицинское страхование. Таким образом, мы с вами сделаем шаг к преодолению того барьера, который на сегодняшний день существует для индивидуальных предпринимателей. То есть, если человек получает доходы, как я сказал до этого, ниже 500 тысяч или 300 тысяч рублей, то в принципе ему уже экономически невыгодно, обременительно, а, самое главное, достаточно муторно для того, чтобы этим заниматься, проще находиться в сером секторе экономики. Поэтому прошу поддержать данный законопроект. Спасибо.
|