Олег Нилов и Валерий Гартунг о госрегулировании цен на товары первой необходимости 17 ноября 2017 17 ноября Государственная Дума рассмотрела проект федерального закона № 206370-7 "О внесении изменений в Федеральный закон от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (о введении государственного регулирования цен на продовольственные товары первой необходимости). От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" по данному законопроекту выступили Олег Нилов и Валерий Гартунг. Олег Нилов: Уважаемый Иван Иванович (Мельников, Первый заместитель Председателя ГД – Прим. ред.)! Уважаемые коллеги! Возможно, это не лучшее предложение, для того чтобы и в соответствии с рыночными законами, и с другими законами, с Конституцией сдерживать рост цен, ограничивать это влияние монопольных структур, спекулятивных сетей, набивать свои карманы за счёт граждан. Все бы хорошо, но только проходят десятилетия, а, видите, результата нет. Не работает, как следует, антимонопольная служба, она слишком добрая. Иначе мы увидели бы многомиллиардные и в рублях, а, может быть, и в долларах штрафы, как это существует в мировой практике. Мировая практика существует, российской практики такой нет. Поэтому либо слишком сильные монополисты у нас, либо слишком добрая антимонопольная служба. В этом вопрос. Давайте, попробуйте тогда такими способами наводить порядок. И самое главное. Налоговые службы, почему они не берут соответствующий налог со сверхприбылей? Огромные сверхприбыли. Посмотрите, что не отрасль, фармацевтика сотни процентов, та же самая недавно упомянутая икра и рыба сотни процентов накрутки. Тогда должны деньги поступать в бюджет от налогов, а они не поступают, уводятся, обсчитываются и как-то там закрываются глаза по предварительному, я уверен, сговору. Поэтому, уважаемые коллеги, не работают рыночные механизмы, не работают те, которые вы считаете, как говорите, конституционными. Тогда мы вынуждены, и мы предлагали не один раз законопроект с подобными темами, сейчас коллеги из КПРФ предлагают простые способы обеспечения главного конституционного права граждан быть сытыми и здоровыми. Если бы вы смогли предложить увязку этого пресловутого прожиточного минимума, минимальной зарплаты с ценами, давайте так сделаем – эту модель завяжем одно на другое: повысились цены в магазинах – повышаются автоматически зарплаты сразу же на тот самый процент, давайте создадим такую демократичную и конституционную модель. Но вы-то этого не предлагаете, вы говорите: пусть оно будет, как будет. Нас это не устраивает. Поэтому не нравится этот вариант, другого вы не предлагаете. Мы будем поддерживать сегодняшний, такой простой, не революционный, но такой коммунистический. Будем поддерживать. И ждём ваших предложений. Спасибо. Валерий Гартунг: Уважаемый Иван Иванович (Мельников, Первый заместитель Председателя ГД – Прим. ред.), уважаемые коллеги! Наша фракция поддерживает этот законопроект и вот почему. Понятно, что введение ограничений по рентабельности на разных переделах проблему не решит. Я приведу пример, как только что коллега от ЛДПР сказал: давайте введём предельный уровень рентабельности, напоминаю, у нас такая норма действует в формировании цены на продукцию ВПК, так вот цены там самые высокие по сравнению с гражданскими аналогами, а они превышают гражданские аналоги в разы. Поэтому если мы эту норму введём, то мы прямо противоположные результаты получим. С другой стороны, почему появляются такого рода законопроекты по ограничению надбавок? Да потому что рост благосостояния граждан не успевает за ростом цен. И в 2004 году, как коллега сказал, такой закон был внесён, и сейчас он внесён, и дальше будет вноситься, если Правительство не будет предпринимать мер по сокращению расслоения граждан и по ограничению роста цен по сравнению с ростом доходов населения. На заседании комитета мы задавали вопросы Правительству: а что Правительству мешает, чтобы решить эту проблему? Правительство признаёт эту проблему? Признаёт. Какие меры предполагается предпринимать? Введение продовольственных субсидий, в виде продовольственных карточек, которые действуют, (мы сегодня уже приводили примеры), в США. Это бы решило проблему во многом и для тех слабозащищённых слоёв населения, имеющих доходы на уровне прожиточного минимума и чуть выше. Второе. Здесь много говорилось о том, что конкуренция это плохо. Но честно скажу, когда развивается конкуренция, это приводит всегда к падению цен. Как правильно было сказано, у нас за рынок сегодня выдаётся, я не буду повторять, что коллега сказал, каким это словом он обозначил, но у нас сегодня рынка нет. Что такое идеальный рынок? Это когда все участники рынка имеют всю информацию обо всём, что происходит на рынке, кто производит, почём и какая себестоимость. У нас этого идеального рынка нет. Для того, чтобы он появился, нужно развивать конкуренцию и конкуренцию не только в торговле. Проблема не только в том, что федеральные сети захватили рынок и доминируют на рынке, проблема ещё в другом. У нас есть ещё и отсутствие конкуренции на уровне производителей. На нашем заседании комитета присутствовал представитель ассоциации хлебопёков, и он привёл примеры, что крупнейшие заводы они, фактически, монополизировали производство и маленьким пекарням просто нет рынка, нет места. Открывается тысяча пекарен и 1200 закрывается. Поэтому нужно предпринимать меры для того, чтобы развивать конкуренцию и на уровне продажи и на уровне производства. Делает в достаточном объёме Правительство такие шаги? Нет, не делает, именно поэтому и возникают такие законопроекты. Теперь о самом законопроекте. Решит он все проблемы? Нет, не решит. Можно его доработать во втором чтении, внести поправки? Можно. Мы еще не такие законопроекты дорабатывали ко второму чтению. Я вам скажу, что у нас, я уже приводил пример с этой трибуны, что мы вносили законопроекты на двух листах, а во втором чтении поправок на двухстах листах вносили и мы принимали правительственные законопроекты. Поэтому мы предлагаем поддержать концептуально в первом чтении, потому что в первом чтении мы голосуем за концепцию законопроекта. Надо нам ограничивать рост цен? Надо. Каким способом делать? Это дискуссионный вопрос, во втором чтении можно и решить. Поэтому мы предлагаем проголосовать за это, но мы считаем, что, если бы Правительство предпринимало достаточно мер по демонополизации рынка, по ограничению роста цен и по введению продовольственных субсидий для малообеспеченных граждан на покупку продовольствия, о чем оно уже на протяжении года заявляет, то я думаю, что такого рода законопроекты перестали бы появляться, потому что фактически ситуация бы в стране изменилась. Спасибо за внимание.
|