Николай Рыжак о проблемах системы МВД 08 ноября 2017 8 ноября в Государственной Думе в ходе "правительственного часа" с информацией выступил Министр внутренних дел Российской Федерации Владимир Колокольцев. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" выступил Николай Рыжак: Уважаемый Вячеслав Викторович (Володин, Председатель ГД – Прим. ред.), уважаемый Владимир Александрович, уважаемые депутаты Государственной Думы, приглашенные! Сразу же оговорюсь, что как и предполагалось, наша дискуссия далеко вышла за рамки заявленной темы. Поэтому этот разговор является экзаменом, политическим и профессиональным, для всех, кто присутствует сегодня в зале. Мы действительно с большим уважением относимся к людям в погонах. Об этом хорошо сказал и настроил нас на рабочий лад спикер парламента. Но я хотел бы сказать, что если мы сейчас не будем говорить о недостатках, а будем говорить о достижениях, то мы будем или лицемерно подходить к обсуждаемой теме, или же действительно не вскрывать те проблемы, которые ещё существуют. Итак, всё-таки начну с проблем. Степень вызовов и угроз для национальной безопасности России сейчас такова, что на длительное время невыверенные до конца решения снижают уровень безопасности государства, серьёзным образом ущемляют права и свободы наших граждан, затрудняют их консолидацию на патриотической идейной основе. Об этом убедительно говорил Президент государства Путин Владимир Владимирович на одном из мероприятий в Сочи. Давайте вместе порассуждаем, какие же трансформации пережило ведомство за последние 25 лет, и что они принесли, эти трансформации, ведомству и всем нам. На мой взгляд, наша недальновидность и не всегда прогнозируемое следование так называемым западным приоритетам во многом способствовали тому, что мы из системы МВД первоначально в Минюст передали службу исполнения наказаний, в МЧС пожарную службу, с образованием Росгвардии передали во вневедомственную охрану и разрешительную систему, а также силовые подразделения. Замечу, что эти самостоятельные структуры не являются субъектами оперативно-розыскной деятельности. В результате было сильно, я не скажу, что до конца, но разорвано единое оперативное пространство. И сколько бы мы не говорили об уровне межведомственного взаимодействия, но управленческий процесс, единый замысел, единые подходы были серьёзным образом подорваны. Наша вневедомственная охрана считалась одной из лучших в мире и хвалённая американская вполовину не дотягивала по эффективности до нашей вневедомственной охраны. Она органическим образом впитывалась как раз в борьбу с уличной преступностью, об этом прекрасно знает Владимир Александрович, который долгое время сам был одним из руководителей в структуре Уголовного розыска и понимает, о чём я говорю. Теперь другая крайность, я имею в виду решение о передаче МВД двух ведомств: ФСКН и ФМС, которое было принято в 2016 году, и только в этом году распоряжением премьер-министра этот переходный период удлинился до 1 июля 2018 года. Причины переноса сроков ликвидации двух ведомств в документе этом не указываются. Это явно свидетельствует о том, что вопрос о самой передаче, о структуре был не продуман достаточным образом. В Общественную палату и к нам, депутатам Государственной Думы, поступили многочисленные обращения сотрудников органов наркоконтроля, о которых сегодня уже говорилось. Несколько тысяч людей не получают зарплату, никакого денежного довольствия. Мало того, оперативная база, уникальные экспертизы фоноскопические на этнических, редких этнических языках не востребованы вашим ведомством. Ко мне подходила руководитель Голощапова, мы её представляли в своё время к государственной награде за это достижение, они не внедрены до сих пор в систему МВД. Уникальная аппаратура тоже не востребована. И социальные вопросы в полном объёме нескольких тысяч сотрудников до сих пор не урегулированы, а это предусматривалось соответствующим указом Президента. Это вызывает и социальную напряжённость, и я вам скажу, здесь есть и политические оттенки. Конечно, тема борьбы с преступностью, с наркопреступностью постепенно сошла с экранов наших телевизионных передач и средств массовой информации. И это совершенно неслучайно. Но это не говорит о том, что мы решили эту проблему. Конечно, в этом есть и наша вина. Я всегда говорю, что институты парламентского контроля надо задействовать не только в процессе контроля за бюджетным нашим процессом, а это касается всех сфер деятельности наших институтов власти, это атрибутивная черта любого демократического государства. И нам, я еще раз обращаю внимание, к своим коллегам, к руководству Государственной Думы, рано или поздно мы всё же будем развивать тему парламентского контроля, потому что если бы мы заметили эти перекосы, если мы возвысили свой голос, то я думаю, что и Президент страны бы прислушался на определенном этапе к нашей позиции. Второе. Нет нужды лишний раз говорить, сколько нареканий у наших избирателей накопилось в адрес следственных подразделений МВД. Дело дошло до того, что возвышает свой голос Генеральная прокуратура и предлагает свои услуги по контролю за теми материалами, которые серьезно ограничивают конституционные права наших граждан. Вы понимаете, казалось бы, сотрудники Генпрокуратуры как никто разбираются во всех нюансах нашей Конституции, и то они понимают, что дальше нельзя терпеть такое положение. Это подтвердил и руководитель следственного департамента МВД генерал Романов. На это неоднократно указывал и генеральный прокурор Чайка. Мы сегодня рассматриваем тему борьбы с нелегальной миграцией. Это, конечно, важный, актуальный вопрос, однако, более глобальной, на наш взгляд, является проблема борьбы в целом с организованной преступностью, от которой зависит не только общий уровень преступности в обществе, но и духовно-нравственная обстановка в стране, и безопасность государства в целом. Напомню, что с середины 90-х годов до начала 2000-х наша организованная преступность только нащупывала нити проникновения в зарубежные криминальные сети, а сейчас она властно взаимодействует и сотрудничает с отдельными представителями властных структур, крупного бизнеса, и, к сожалению, к нашему стыду, с правоохранительными структурами. К сожалению, именно в этот период в 2008 году состоялся указ Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева об упразднении Управления по борьбе с организованной преступностью в структуре МВД. В результате функции борьбы были переданы департаменту уголовного розыска. Объективности ради хочу доложить, что в 2012 году руководство МВД ставило вопрос о восстановлении этой структуры. Но в инстанциях посчитали, что надо дождаться окончания реформ. Реформам не видно конца, но эффективной работы по противодействию организованной преступности тоже не видно конца. Не в этом ли одна из причин, что мы до сих пор не можем сформировать эффективное антикоррупционное законодательство? И вывести в отдельный самостоятельный вид такую позицию, такой институт, как конфискация незаконно нажитого имущества у преступников. Давайте задумаемся и над этой проблемой. Владимир Александрович, вы являлись, я уже говорил, одним из руководителей. Действительно, УБОП была силой, той силой, которая отстояла в 90-е годы интересы большинства населения, и которая нанесла сокрушительный удар по бандитизму, и спасибо вам за это. Люди охотно шли работать в эти структуры. Но сейчас наши контакты, обращения руководителей и сотрудников, и ветеранов заставляют спросить – почему уравниловка настигла и вашу систему? И почему люди сейчас не в уголовный розыск идут, а идут в обеспечивающие подразделения? Потому что примерно одна шкала материального довольствия. Об этом надо подумать вам. Устранять неформальные показатели работы, обратить внимание на нижайшее звено – на наших участковых. Нет Анискиных, нет хозяина тайги в исполнении Золотухина, ушёл он из тайги. И вот поднимают вопрос о создании муниципальной милиции. И это совершенно неслучайно. Спасибо за внимание.
|