Анатолий Аксаков и Олег Нилов о защите прав потребителей финансовых услуг 08 ноября 2017 8 ноября Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона № 237568-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" и Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (в части совершенствования правового регулирования в сфере потребительского кредитования и защиты прав потребителей финансовых услуг). С докладом по данному законопроекту выступил председатель Комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" выступил Олег Нилов. Анатолий Аксаков: Уважаемый Александр Дмитриевич (Жуков, Первый заместитель Председателя ГД – Прим. ред.), уважаемые коллеги! Данный законопроект направлен на защиту прав заёмщиков, которые получают займы от различных кредиторов, прежде всего, микрофинансовых организаций. Я думаю, что и в ваш адрес, в адрес Комитета по финансовому рынку очень много поступает обращений от граждан, которые получили в своё время займы от различных лиц, и эти долги, которые у них накапливаются по этим займам, часто значительно превышают сумму предоставленного кредита. Частенько бывает так, что те, кто не занимается профессиональной деятельностью по предоставлению займов, и по закону это не имеет права делать, тем не менее, используя лакуны в законодательстве, осуществляют выдачу соответствующих займов, и потом "кошмарят" людей, которые эти займы от них получили. Самое интересное, что по действующему законодательству, не имея права предоставить этот заем, они, тем не менее, имеют право на судебную защиту. Если заем не возвращается, то потом с помощью суда взыскивается долг со стороны заёмщиков, в том числе, зачастую довольно крупные суммы, а иногда и крупное имущество, включая жильё. Для того, чтобы навести порядок на этом рынке, предлагается соответствующий законопроект. Он более чётко определяет профессиональную деятельность по предоставлению займов для того, чтобы исключить всякие лакуны, которые могли бы использовать лица, не занимающиеся профессиональной деятельностью по предоставлению потребительских займов, далее ограничивает сумму набежавших процентов, пени, штрафов по предоставленному займу. По действующему законодательству такое ограничение составляет 200%, то есть может в три раза превышать сумму набежавших процентов, пени, штрафов по предоставленному займу. Мы предлагаем ограничить 50% соответствующей нормы. Далее. Часто поступают жалобы на то, что переуступка долга, и это по закону, к сожалению, возможно, осуществляется не только специализированными организациями, имеющими соответствующую лицензию, либо находящимися в реестре Центрального банка, и организациями, которые занимаются профессиональной деятельностью по взысканию задолженности, но и иным третьим лицам. И в результате автозаправки, какие-то иные организации получают право требования по взысканию долга и опять же начинают "кошмарить" наших граждан, взыскивая эти долги. Мы как раз устанавливаем в этом законопроекте более четко нормы, которые ограничивают и определяют круг лиц, которым может переуступаться право требования по кредиту или займу. Это как раз профессиональные организации и те организации, которые занимаются профессионально взысканием просроченной задолженности. Те нормы, которые прописаны в этом законопроекте, как видите, направлены на защиту прав заемщиков. Прошу вас поддержать законопроект. Он поддержан и Правительством, и Центральным банком. Там есть замечания, мы их готовы рассмотреть. Кстати, не со всеми замечаниями Правительства и Центрального банка я лично согласен. Будем дискутировать. Если вы поддержите в первом чтении, то ко второму чтению, я уверен, мы выдадим ещё более совершенный документ. Спасибо за внимание. Олег Нилов: Уважаемые коллеги! Уважаемый Александр Дмитриевич (Жуков, Первый заместитель Председателя ГД – Прим. ред.)! Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" уже не раз выступала с инициативой, и закон в очередной раз находится на рассмотрении Государственной Думы, к сожалению, не рассмотрен сегодня в качестве возможного альтернативного законопроекта, поэтому мы категорически настаиваем на том, чтобы деятельность микрофинансовых организаций вообще не выделялась из ряда предоставления банковских услуг и кредитов. Должен быть один порядок в стране, не разделяя на каких-то особенных таких банкиров и банкирчиков, которым почему-то предоставляется право 200% накручивать на свои услуги, в данном случае до 50% ограничиваем. Мы считаем, что микрофинансовую деятельность вообще нужно запретить как какой-то отдельный, особенный вид. И все кредитные организации и банки, в том числе, и главное банки, должны работать по тем законам, по тем условиям, по тем ставкам кредитным, которые определяются Центральным банком, а лучше Государственной Думой в виде отдельных законопроектов. Поэтому наша позиция сохраняется по-прежнему, мы считаем, что это издевательство над людьми, а пугать тем, что уйдут в тень эти ростовщики это расписываться в полной своей несостоятельности управлять в стране этими важнейшими процессами, осуществлять власть, в конце концов, наводить порядок с теми, кто не хочет жить по закону, а хочет получать сверхдоходы и сверхбарыши. На это у нас есть мощные силовые структуры, пусть они ответят тогда, если кто-то уходит в тень и продолжает свою ростовщическую и коллекторскую деятельность по беспределу, извините за выражение. Поэтому, уважаемые коллеги, я считаю, что концепция, вроде бы как во благо, но, с другой стороны, она легитимизирует и создаёт условия для продолжения грабежа самых незащищённых людей, которые до зарплаты дожить не могут и занимают по ставке в шесть раз больше, чем ставка рефинансирования ЦБ. С этим мы, конечно, не согласимся и внесем те поправки, которые должны быть едиными для любого вида банковской деятельности.
|