Депутаты фракции "СР" о внесении изменений в федеральный бюджет-2017 18 октября 2017 18 октября Государственная Дума рассмотрела и приняла в первом чтении проект федерального закона № 278888-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов". С докладом по данному законопроекту выступил официальный представитель Правительства Российской Федерации, Министр финансов Антон Силуанов. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" вопросы министру задали Валерий Гартунг, Олег Николаев, Михаил Емельянов, выступил Александр Ремезков. Валерий Гартунг: Уважаемый Антон Германович, вопрос такой: когда появятся в бюджете средства для того, чтобы вернуть недоплаченную индексацию пенсионерам, которым мы недоплатили в прошлом году 8,9%, и теперь каждый месяц средний пенсионер, получающий среднюю пенсию по стране 13 тыс., недополучает примерно 1 100 руб. в месяц. Мы прекратили индексировать пенсии работающим пенсионерам, если взять на среднюю пенсию по стране это примерно 2,5 тысячи рублей в месяц, и сельским пенсионерам, отработавшим более 30 лет в селе мы недоплачиваем фиксированную надбавку. Когда мы эти деньги вернём пенсионерам? Спасибо. Антон Силуанов: Уважаемый Валерий Карлович, уважаемые депутаты, действительно мы немного отклонились от действующего законодательства при индексации пенсий в сложный период, в 2016 году. Тем не менее, мы в текущем году учли дополнительные объёмы поддержки пенсионерам в виде единовременной разовой выплаты 5 тыс. рублей. Эта сумма целому ряду пенсионеров, особенно тем, которые имеют невысокие пенсии, позволила компенсировать недоиндексации, которые произошли в 2016 году. Кроме того, работающие пенсионеры дополнительно получают в этом году доходы от основного места работы, и мы видим, что в целом заработная плата растёт выше инфляции в реальном выражении на сумму более 4%. Кроме того, работающим пенсионерам будет пересчитана пенсия с учётом того дополнительного стажа, который возникает в ходе работы уже в пенсионном возрасте, именно так закон у нас составлен. Поэтому мы считаем, что, действительно, 2016 год был очень сложным для страны, очень сложным для бюджета, тем не менее, в 2017 году мы приняли с вами решение о разовой выплате и в следующем году у нас предусмотрена индексация пенсий на уровень выше, чем ожидаемая инфляция в текущем году. Напомню, что это 3,7% против 3,2%, которую мы ожидаем в текущем году. Спасибо. Олег Николаев: Уважаемый Антон Германович, в прошлом году всеми нами было принято решение, в целях повышения эффективности собираемости страховых взносов, о передаче администрирования Федеральной налоговой службе. Из многочисленных обращений коммерческих и бюджетных организаций следует, что сложилась такая ситуация: вследствие передачи некорректных данных по сальдовым показателям платежей от фондов в Федеральную налоговую службу, предприятия в течение года получают (хотя они ранее уплатили эти страховые взносы) дополнительные требования по уплате, как основной части, так и по пеням и штрафам. У меня вопрос: известна ли вам такая ситуация? Если да, то что делается? Если не известна, просьба взять эту ситуацию под контроль. Спасибо. Антон Силуанов: Уважаемый Олег Алексеевич, уважаемые депутаты! Действительно, в ходе передачи администрирования от Пенсионного фонда к налоговой службе страховых взносов возникли вопросы и с той, так называемой недоимкой, которая возникала в ходе администрирования страховых взносов. И вопрос как раз такой недоимки сейчас выверяется. По разным оценкам разные объёмы около 200 миллиардов рублей такая недоимка составляет, и в текущем году налоговая служба как раз усиливает администрирование, в том числе и по погашению этой недоимки. По оценкам налоговой службы, 94 миллиарда рублей в текущем году уже привлечено за счёт погашения той старой задолженности организаций, учреждений, которые не были исполнены в полном объёме. Налоговая служба имеет, конечно, более широкий арсенал инструментов для администрирования. И мы уверены в том, что эта передача позволит нам увеличить объёмы страховых взносов, привлекаемых в государственные внебюджетные фонды. Спасибо. Михаил Емельянов: Уважаемый Антон Германович, не могу с вами согласиться, что данные поправки носят технический характер, всё-таки сутью любого бюджета являются основные параметры, а они меняются очень существенно. Если сравнить не с июлем, а с первоначальным вариантом бюджета 2016 года, который мы принимали в 2016 году в этом зале, то расходная часть меняется на триллион 300 миллионов, если я не ошибаюсь, не менее серьёзно меняются расходы, показатели дефицита бюджета, ВВП и так далее. В связи с этим вопрос. Скажите, Правительство не владеет инструментарием для более точного социально-экономического прогноза и, соответственно, формирования бюджета или просто играет с правами в кошки-мышки, сознательно занижая доходную часть для того, чтобы потом иметь возможности для бюджетного манёвра? Такие игры небезобидны, ведь понятно, что в четвёртом квартале эти деньги в массе своей освоены не будут и куда они дальше пойдут (Правительство может ими распорядиться)? Один из вариантов это направить их в Резервный фонд, они что теперь тоже на Запад утекут, как и предыдущие деньги? Нельзя ли более точно прогнозировать параметры бюджета и не менять бюджет два раза в год? Спасибо. Антон Силуанов: Уважаемый Михаил Васильевич, уважаемые депутаты! Не могу согласиться с вашим утверждением о том, что мы планируем каким-то образом специально, занижая свои собственные планы. При подготовке прогнозов на 2017 год, ещё больше года назад, никто не ожидал того, что мы сможем так быстро преодолеть кризис и вырасти в текущем году на 2,1%. Никто не ожидал, что у нас будет самая низкая в истории Российской Федерации инфляция, никто не ожидал, что у нас будет расти экономика, инвестиции и реальные доходы, так как они растут в текущем году. Мы же с вами говорили, что это как раз следствие тех правильных решений, в том числе в области бюджета, который мы приняли на 2017 год, поэтому год назад наши прогнозы социально-экономического развития на 2017 год коренным образом отличались от того, что мы видим сейчас. Мы сделали поправки в первой половине текущего года и уточнили бюджет, который практически полностью сейчас исполняем, практически полностью совпадает с нашей сегодняшней оценкой, то есть уже через полгода после уточнения этого бюджета. Но, тем не менее, я хочу сказать, что у нас дополнительные не нефтегазовые доходы возросли по сравнению с первоначальным бюджетом на 487 миллиардов рублей, что связано, в первую очередь, конечно, с ростом экономики. А нефтегазовые доходы возросли, исходя из новых оценок курса и стоимости нефти на мировых рынках. Поэтому, безусловно, мы зависим от ситуации на внешних рынках, с одной стороны. И изменение макропрогноза в лучшую сторону позволило нам улучшить и параметры бюджета в текущем году и, соответственно, увеличить дополнительные средства на наши приоритеты. Ведь было бы гораздо хуже, если бы мы наоборот с вами делали: запланировали по оптимистичному сценарию и нам пришлось бы в ходе исполнения бюджета сокращать и резать наши программы. Мне кажется, такой подход неприемлем. А что касается дополнительных расходов, которые мы предусматриваем в текущем году в результате лучшего макропрогноза, то мы выходим в Думу, обсуждаем, предлагаем и, безусловно, это проходит публично и обязательно с участием парламента. Именно такой подход предусматривается и реализуется у нас в текущем году. Спасибо. Выступление Александра Ремезкова: Добрый день, уважаемый Вячеслав Викторович (Володин, Председатель Государственной Думы VII созыва Прим. ред.)! Уважаемые коллеги! "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" тоже не будет голосовать за этот проект закона и вот почему. Недавно, буквально летом, в июле, мы этот законопроект уже рассматривали и также вносили в него изменения. "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" тогда уже высказала свои претензии к этому документу и свои предложения. Сегодня снова мы рассматриваем очередные изменения в этот же закон о бюджете. Несмотря на то, что это было уже в июле, это ещё раз подтверждает утверждение "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" о низком качестве и уровне бюджетного планирования и занижении прогнозов макроэкономических показателей изначально. В очередной раз в проекте изменены практически все макроэкономические показатели на 2017 год. Тем не менее, эти новые изменения опять же подверглись критике Счётной палаты, которая считает, что сохраняется риск не достичь прогнозного значения ВВП в 2017 году ввиду завышения отдельных макроэкономических показателей. Конечно, положительным фактором является снижение законопроектом до 3,2% инфляции. Мы очень рассчитываем, что это даст какие-то плоды, то есть Центральный банк отреагирует и снизит процентные ставки по кредитам, о чём мы всегда говорили. По доходам я не хотел повторяться, но повторюсь. Из 41,5 млрд рублей основной прирост дают 25,7 это нефть и газ, и это предсказуемо, потому что заранее цены в этих параметрах были занижены. Также был взят пессимистический курс рубля к доллару. Счётная палата и в этом случае в заключении пишет о том, что всё-таки 14,4 млрд можно было бы добрать в этом бюджете, а это почти 30%. Получается опять заначка в одну треть, как каждый год, и об этом тоже не раз говорила "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". У нас есть претензии к работе по дивидендной политике в Правительстве, потому что при запланированных 483,6 млрд по дивидендам от госучастия мы недополучаем около 250. В чём вопрос? Вопрос в том, что компания не платит. Представьте себе, вы собственник и ваш генеральный менеджер не выполняет ваши планы и недодает прибыль. Что вы с ним сделаете? Вы его просто уволите или смените. Почему же здесь у нас не оптимизируются резервы расходов госкорпораций, и нет анализа, как увеличить отдачу от этих госактивов? Счётная палата в очередной раз отмечает, что значительные средства, представленные госкорпорацией госкомпаниям в прошлые годы, используются не в полном объеме и размещаются на депозитах и счетах кредитных организаций, по которым госкорпорации и госкомпании получают проценты. Какие же это средства? На 1 января 2016 года 130 млрд, 2017 года – 140 млрд, на 1 января и на 1 сентября 2017 года 164 млрд. Совокупно за все время получено доходов этими госкорпорациями около 20 млрд рублей, вот такие факты. Несмотря на это, мы снова в этом проекте предлагаем внести ассигнования на текущий год на представление девяти имущественных взносов Российской Федерации в сумме 170 млрд рублей, а на реальный сектор и на социалку у нас денег не хватает. А как же забота о людях? Антон Германович в своем первоначальном докладе говорил о том, что бюджет и его задача это забота о людях, об их благосостоянии. Поясню как это отражается в данном документе, мои коллеги уже об этом говорили, теперь я повторю. На 6,5 млрд снижение расхода на поддержку граждан, которые в трудной жизненной ситуации оказались с ипотечными кредитами, 10,4 млрд на образование, 9,3 млрд на высокотехнологичную, в том числе, медицинскую помощь, и 30 млрд рублей на пенсионное обеспечение. Как видим, снова Правительство экономит на гражданах. На госкорпорации средств хватает, а здесь, видите ли, надо экономить, при этом себя не забывает, потому что Резервный фонд Правительства в очередной раз увеличивается на 11,6 млрд рублей. "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" неоднократно говорила о том, что он и так раздут и к тому же абсолютно не предусмотрен его контроль через парламент. Счётная палата говорила о том, что эти 11 млрд требуют особого обоснования, непонятно зачем они там. Таким образом, изменения вносятся практически в 40 программ, это еще раз говорит о низком качестве их подготовки, и мы об этом уже который год говорим. С ФАИПами та же песня. Даже в этом проекте по тем объектам, на которые нет документации, приостановлено финансирование в сумме 69 млрд рублей. Мы понимаем, что не так легко все эти недостатки устранить. Если говорить о межбюджетных отношениях, мы не раз вносили предложения о том, что и как можно сделать. И те 36 млрд, которые сегодня вносятся, это просто капля в море. Конечно же, надо предоставлять долгосрочные инвестиционные трансферты, надо вернуть 1% по налогу на прибыль. Нужно дать реальные налоговые источники регионам, а не коммерческие кредиты для исполнения своих обязательств, и списать региональные долги. Надеемся, что при рассмотрении и обсуждении уже этого трёхлетнего бюджета на следующий трёхлетний период мы всё-таки найдём возможности с Минфином обсудить все эти позиции. Это и вопросы индексации пенсий работающих пенсионеров, это индексация маткапитала, который уже несколько лет не индексируется, это реальная индексация в целом пенсий. Конечно же, и в налоговой политике отмена льгот экспортёрам сырья, прогрессивная шкала подоходного налога, что в целом даст источники для того, чтобы эти расходы профинансировать. В заключение хотел бы сказать, что практически ни одно из предложений нашей фракции не было учтено. Мы по-прежнему видим в главном бюджетном документе страны неэффективность расходования бюджетных средств, поддержку госкорпораций, госкомпаний именно за счёт экономии и сокращения расходов, самых главных расходов на выполнение социальных обязательств государства перед населением. Учитывая всё вышеизложенное, и то, что сказали наши коллеги, наша фракция будет по данному законопроекту голосовать против, а в трёхлетнем бюджете при его рассмотрении мы хотели бы, чтобы Правительство учло наши предложения. Спасибо.
|