Ольга Епифанова: гарантия качественного образования это живое общение преподавателя и ученика 27 сентября 2017 27 сентября в Государственной Думе в ходе "правительственного часа" с информацией выступила Министр образования и науки Российской Федерации Ольга Васильева. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" выступила Заместитель Председателя Государственной Думы Ольга Епифанова: Уважаемый Вячеслав Викторович (Володин, Председатель ГД – Прим. ред.), уважаемые коллеги! С Министерством образования и науки все последние годы у фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" складывались очень непростые отношения. Точнее, непростые отношения у нас складывались с предыдущим руководством министерства. Решения, которые тогда принимались, вызывали у нас, как говорится, смешанные чувства: от недоумения, непонимания до подозрения в сознательном развале образовательной системы, которая признавалась когда-то одной из лучших в мире. Мы критиковали деятельность министерства не просто ради демонстрации нашей оппозиционности, мы видели, что принимаемые решения только ухудшают и без того неблагополучную ситуацию. Она и сейчас не хороша. Многолетнее реформирование системы образования, бесконечные оптимизации, слияния, аккредитации ни на йоту не улучшили её качество. Майские указы Президента в части повышения зарплаты учителей до конца не выполнены. Система образования обезличена стандартами, полузадушена тестами ЕГЭ. Эти шаблоны обезличивают не только учеников, но и самих учителей стригут под общую гребёнку. Труд учителя лёгким не был никогда, но сейчас он не только не лёгок. Ужасно то, что престиж профессии невысок, конкурс в педагогические вузы невелик, талантливые ребята не очень мотивированы к поступлению в них. Правда, в последнее время конкурс как будто бы подрастает. Коллеги, гарантия качественного образования это живое общение преподавателя и ученика. На выходе должно получаться: жажда постигать мир, желание учиться и уметь делать это. Напомню старую истину: ученик это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь, а зажечь факел может лишь только тот, кто сам горит. Взять, к примеру, всё тот же пресловутый ЕГЭ. Он не только факел не зажигает, но даже сосуд не наполняет. Сейчас пытаются как-то доработать систему ЕГЭ, уверяю вас, это безнадёжно. Сухая безжизненная почва ЕГЭ не оживёт, сколько не вкладывай в неё труда и таланта. На разработку и реализацию системы ЕГЭ затрачены огромные усилия, время и немалые деньги, а деградацию знаний по русскому языку и математике они не остановили. Мы не спорим, система образования должна отвечать требованиям современности, она должна дотягиваться до самых отдаленных уголков нашей необъятной родины и обеспечивать одинаковое общее образование и одинаковые возможности для получения высшего образования, если дети к этому стремятся. Но система ЕГЭ вызовам времени не отвечает, поэтому она может быть полезной только как вспомогательное средство и не более того. Именно поэтому наша фракция настаивает на добровольности ЕГЭ. В этих условиях спасительным средством формирования личности ученика могло бы выступить дополнительное образование в школе. Для организации системы дополнительного образования необходима материальная база кабинеты и литература, инвентарь, однако не все организации обладают достаточными ресурсами для внеклассных занятий, углубленного изучения предметов. Поэтому, как нетрудно догадаться, в школах организуют платное дополнительное образование. Для прикрытия слова "платное" разрабатываются разные лукавые варианты, например, условно бесплатное внеклассное обучение. Это старо как мир и просто как апельсин: с родителей собирают деньги для приобретения оборудования, литературы, инвентаря, получается условно бесплатное. Гениально. Далее вузы. Вопреки обещаниям количество бюджетных мест в вузах сокращается, специальные квоты на обучение для нуждающихся граждан практически отсутствуют. Сегодня квота при поступлении предусмотрена только для детей-сирот и инвалидов, а это всего около 10%. Есть у нашей фракции мечта увеличить число бюджетных мест в вузах и ввести дополнительные квоты для детей из неполных семей, а также для жителей сел и малых городов, потому что именно бюджетные места в вузах являются гарантией доступности высшего образования. Ещё одна беда. Вся система образования буквально задыхается от бумаг, бюрократических отчетов, учебно-методических комплексов и тому подобного, мало связанного с реальным учебным процессом и в большинстве своем никому не нужного. Ну и вишенка на торте. Учебный процесс контролирует целая армия чиновников, зачастую некомпетентных, не представляющих, как должно быть организовано обучение. Всё это нужно прекращать. Мы не можем также не высказать нашу позицию относительно укрупнения образовательных учреждений и организаций. Процесс охватил высшее образование, среднее профессиональное и общее образование, при этом каких-либо научных подтверждений целесообразности укрупнения образовательных организаций не было и нет. Ладно, если бы это привело к росту числа умных и образованных людей, но за последние годы количество студентов в государственных и частных вузах сократилось и сократилось очень ощутимо, не добавила эффекта и передача ряда средних профессиональных учебных заведений из отраслевого подчинения Минобразования. И затеяли это гиблое дело для укрупнения в то время, когда наука и образование должны быть главным двигателем экономики, культуры, качества жизни. Мы не можем закрывать глаза на такие печальные результаты. Коллеги, известно, что бескультурный человек не жалуется на недостаток культуры и подобное рождает подобное, на скудной почве невежества и бескультурия не вырастает ничего, кроме невежества и бескультурия, и когда новые поколения войдут во взрослую жизнь, яма будет пострашнее демографической. И последнее. Двухуровневая система высшего образования это ещё один пример слепого подражания западноевропейским образцам, там такая система складывалась веками и только 18 лет назад к 1999 году завершилась принятием Болонской декларации. В чем ее цель? Ее цель в создании в Европе единой зоны высшего образования, чтобы обеспечить мобильность жителей европейских стран для их трудоустройства. Такая задача перед нашей страной никогда не стояла и, насколько я понимаю, в ближайшей перспективе ее нет. Так куда же мы вдруг так заторопились? И что, в итоге, лучше стало, знания стали более предметными и глубокими или стали более полно учитываться интересы экономики? Нет, наоборот, перекосы на каждом шагу, там, где надо нехватка специалистов, где не надо переизбыток. 30% выпускников вузов и 40% специалистов со средним профессиональным образованием работают не по профессии, это потому что объемы структуры подготовки не в полной мере соответствуют потребностям экономики, уровень безработицы среди выпускников с профессиональным образованием превышает средний показатель по стране, причем он все время растет. К примеру, в июле 2016 года безработных выпускников вузов стало на 80% больше, чем в том же месяце 2015 года. И наоборот, развивается кадровый голод среди технических специальностей, что не раз отмечалось как представителями частного сектора, так и государственными корпорациями. Конечно, не все здесь напрямую связано с Министерством образования, многие проблемы это застарелые беды всего нашего общества: что-то по-прежнему вязнет в болоте, что-то наоборот потихоньку выправляется. Появляется оптимистическая информация о росте международных рейтингов российских университетов. Несмотря на то, что наша фракция всегда скептически относилась к этим ритуальным пляскам вокруг костра под названием рейтинги, всё равно приятно. Первые обнадёживающие результаты появляются также в приоритетном проекте "Рабочие кадры для передовых технологий". В прошлом году более 40% выпускников девятых классов пошли в колледжи и в техникумы, нынешним летом уже 60%. Однако многие работодатели остаются недовольны качеством подготовки в таких учебных заведениях, средняя оценка уровня профессиональных навыков и знаний выпускников системы среднего профессионального образования 3,7 балла, по 5-балльной системе. Это ещё раз возвращает нас к проблеме качества обучения. Коллеги, мы фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", поэтому справедливости ради следует сказать, что после того, как министерство возглавила Ольга Юрьевна, наметились определённые подвижки, о некоторых из них я сказала. Но главное то, что мы видим с ее стороны полное понимание проблем и искреннее желание наладить дело. Это ровно то, чего не хватало предыдущему руководству министерства. Мы приветствуем ваши начинания, уважаемая Ольга Юрьевна, и хотим верить, что и надежды, которые мы связываем с вашим руководством, сбудутся, и здесь вы всегда найдёте нашу поддержку, не сомневайтесь.
|