Автобусные споры: найдём в себе мужество отказаться от "хотелок"! 06 сентября 2017 В очередной раз мы пытаемся решить проблему с автобусными перевозками в Архангельске. Пассажиры жалуются на водителей "ПАЗиков": говорят, что они хамят, курят и разговаривают по мобильнику за рулем, устраивают гонки на дороге. Водители и кондукторы, в свою очередь, жалуются на "зайцев", пробки, низкий ресурс отечественных автомобилей... Мы и их понимаем: зарплата зависит от количества перевезенных пассажиров. Перевозчики, они же владельцы автобусов, жалуются на городскую власть, на "нелегалов". Тариф маленький, возить нерентабельно, парк автобусов старый, денег на приобретение новых нет... Ну что тут скажешь? Плох тот предприниматель, который не стремится занять доминирующее положение на рынке. Власти города недовольны перевозчиками: отдают маршруты, так сказать, на субподряд, не хотят улучшать качество обслуживания... Раньше еще жаловались на несовершенство федерального законодательства. Вот оно в 2016 году изменилось. И что изменилось у нас? Ничего! Почему? А потому, что ни власть, ни бизнес пока не могут работать по-новому. Не научились еще. В 2016-м произошло кардинальное изменение отношений в этой сфере: вместо административных они стали гражданско-правовыми. В старом варианте работают указания, приказы, письма, предупреждения, штрафы, запреты, разрыв отношений. Сейчас Гражданский кодекс напоминает о равенстве сторон в рамках договора. Тут-то и кроется корень проблемы. Мы не умеем договариваться. В итоге власть, зная о предстоящих изменениях закона, предложила, а бизнес согласился провести торги по старой схеме. И сейчас мы в патовой ситуации. Маршруты распределены по результатам конкурсов, договоры будут действовать еще несколько лет. Попытки администрации по старинке надавить на бизнес и расторгнуть договор не работают, т. к. любой суд будет на стороне предпринимателя. Да и сами предприниматели только сейчас, пожалуй, осознали, что долгосрочные договоры им ни к чему – ведь в них зафиксирован тариф. Вот такой гордиев узел. Как раз такие узлы и должны распутывать органы местного самоуправления. Выход из ситуации есть. Давайте следовать новому закону все: и власть, и бизнес. Какие-то требования признаем, приведем доводы в подтверждение необоснованности других требований. Найдем в себе мужество отказаться от несущественных "хотелок". Город должен утвердить паспорта маршрутов с регулируемым тарифом, провести аукционы по отбору перевозчиков и заключить с ними договоры. Область, устанавливающая тариф, должна субсидировать перевозчика до уровня прибыльности на маршруте. Нужны низкопольные автобусы – пожалуйста. Но тот, кто устанавливает цену билета, обязан включить в расчет и расходы на покупку новых машин, равно как и валидаторов. Необходимо поздно вечером возить пассажиров – пожалуйста. График перевозок утверждается в паспорте, учитывается в тарифе и субсидии. И жестко контролируется возможным сокращением субсидии, а если не поможет – быстрой сменой перевозчика. Если предприниматели хотят продолжать возить пассажиров по маршрутам, которые город не считает необходимыми, можно по ним сделать паспорта нерегулируемых маршрутов, отобрать по конкурсу перевозчиков, выдать им свидетельства, и пусть сами установят цену билета. Будут ли по такой цене ездить пассажиры – решится опытным путем. Но я не исключаю, что в ряде случаев перевозчик сделает стоимость билета ниже тарифа, установленного областью. Город может влиять на цену билета, обеспечивая этому перевозчику бюджетную дотацию на льготников или на иные цели. Только понимание собственных ошибок при организации пассажирских перевозок поможет нам перестроиться, перестать вновь и вновь говорить на отвлекающие темы, замалчивая собственные огрехи. Выход из сложившейся ситуации только один – действовать в строгом соответствии с федеральным законодательством. Источник: Бизнес-класс Архангельск
|