ГлавноеСобытияПартияПрограммаДепутатыФракция в ГД
Лента новостейОфициальноАнонсыСМИФотоВидеоАудиоEnglish

Олег Шеин: было понятно, что готовится рукотворная катастрофа

09 августа 2017

Сетевое издание Astrakhan.Site не раз уделяло внимание сложностям, которые возникли в регионе с приходом "ЭкоЦентра", однако интересы жителей Астрахани и Астраханской области мало кто отстаивает. Пока заместитель председателя правительства Астраханской области Василий Корнильев сообщает в Москву, что в настоящее время ситуация с вывозом ТКО нормализована, а горадминистрация утверждает практически обратное, депутат Государственной Думы Российской Федерации Олег Шеин озвучил нашему изданию свое видение этих проблем и возможные пути их решения, а также рассказал, сколько вообще "варится" денег в "мусорном котле"...

– Здравствуйте, Олег Васильевич. Известно, что в городе сложилась непростая ситуация с вывозом мусора после того, как эту функцию взяла на себя волгоградская компания "ЭкоЦентр". Отметим, что согласно Федеральному закону, с 2019 года каждый субъект федерации должен определиться с региональным оператором в сфере обращения с ТКО, и не совсем понятно, зачем правительство нашего региона решило провести такой "опыт" над местными жителями. Однако давайте начнем с истоков – кто вообще предложил принять такой закон и внес его в Госдуму? Так, обычному гражданину может даже показаться, что он нарушает Конституцию, а именно статью 34, часть 2 – "Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию"...

– Начнем с предыстории. Она намного интереснее, чем дело о вывозе мусора. Мусорный монополизм оказался частной производной. Изначально замысел был в том, чтобы взыскивать экологический сбор с импорта товаров в Россию. Основание было простым: товары имеют обыкновение выходить их строя, их надо утилизировать, поэтому пусть платят те, кто ввозит. Объем импорта, для понимания, 200 миллиардов долларов или 12 триллионов рублей в год. Разумеется, этот экологический сбор должен был поступать не в бюджет, а некоему частному региональному оператору, который бы начал строить мусороперерабатывающие заводы по всей стране. На примере ПЛАТОНа несложно понять, как бы все это выглядело, и кто бы занялся столь ответственной работой.

История с монополизацией рынка вывоза мусора в регионах оказалась производной, так сказать, мелочной частной деталью, так как весь объем рынка ТБО по стране не превышает 0,15 трлн руб. Но его решили тоже заодно переделить. В апреле прошлого года я вернулся в Госдуму и одной из ключевых задач для меня стало торможение такого закона. Тема импортеров для меня далека, но я всегда поддерживал малые частные фирмы, занимавшиеся перевозками, потому что я за конкуренцию что в политике, что на рынке.

Я внес законопроект о переносе сроков введения монополизации. Это обычный инструмент в российском парламенте, применяемый очень часто. Он простой. Какой-то закон притормаживается, а за это время в него вносятся содержательные изменения.

Мне было интересно отметить, что предложение поддержали ряд депутатов, в том числе из "Единой России", а также ряд ведомств в правительстве. Умным людям было понятно, что готовится рукотворная катастрофа. Вдобавок, в Астрахани, Химках и Махачкале в октябре 2016 года разразились мусорные коллапсы, вызванные монополизацией рынка. В итоге Владимир Путин в речи перед Федеральным Собранием заявил, что не надо торопиться, и федеральный закон о монополизации рынка надо отложить. Но, мол, если какие-то регионы готовы поэкспериментировать, то мы, Кремль, не против.

Астрахань влетела в эксперимент первой. На сегодня опыт проводится в пяти регионах России, а власти остальных смотрят, чем это закончится.

– Почему правительство Астраханской области решило поспешить?

– Формальная сторона: региону обещали триста миллионов рублей на строительство полигона. Обещание дано Министерством ЖКХ. Но убытки территории гораздо выше.

В результате конкурса был установлен единый для области тариф в 99 рублей. Для города Астрахани это означало рост платы на 20% (к февралю 2017 года средний уровень платы сократился до 80 рублей), для сельской местности – до 500% (так, в Хошеутово плата составляла 21, в Зензели 37, теперь она поднята до 99 рублей).

Серьезные потери понесли бюджет и юрлица. Если ранее школы, детсады, больницы и поликлиники платили от 30 до 400 рублей за вывоз кубометра мусора (в среднем 330 рублей), то новая цена установлена на уровне 550 рублей. Общие потери для населения и бюджета составляют в год до 500 миллионов рублей. Соответственно, общая прибыль ООО "Чистая среда", полученная за счет искусственной монополизации рынка, достигает тоже полумиллиарда рублей в год.

Еще раз: в год теряется полмиллиарда, и областное руководство идет на это, чтобы получить разово триста миллионов.

Чтобы объяснить этот парадокс, вспомним: изначально в руководстве "победителя конкурса" оказались осужденная за взятку замминистра ЖКХ Светлана Архарова, а также брат и сын ныне привлеченного к уголовной ответственности вице-губернатора Виктора Яковлева. Потом, когда я встретился с прокурором Александром Лычагиным, началось расследование, и указанные персонажи были выгнаны. Но мы же понимаем, что они появились не просто так.

– Проблемы наблюдаются не только в городе, но и по области – жители сел недовольны будущими свалками, которые строят возле их мест проживания. Что вы можете рассказать о ситуации в Лимане, где не так давно прошел митинг? Кроме того, наше издание сообщало, что возле полигона Рассвет ООО "ЭкоЦентр", похоже, нарушает правила и нормы – как отреагировали надзорные ведомства?

– Ответы надзорных ведомств идут куда медленнее, чем развиваются события, хотя проверки проходят. Напомню, что изначально "ЭкоЦентр" пытался обустроить полигон в Бирюковке, на территории бывших рисовых чеков. Администрация Приволжского района даже успела начать перевод земель в категорию промназначения, но прошел массовый сход. Собрались двести человек, были я и депутат Евгений Дунаев, и власти отступили.

Затем такая же попытка была предпринята на территории Фунтовского сельсовета, и вновь в низине. Евгений Сергеевич с помощью прокуратуры смог ее пресечь.

Затем была громкая история с попыткой обустроить свалку между Растопуловкой и Бабаевским. Нагло, на территорию земель сельхозназначения разложили двести плит, куда собирались свозить мусор. В десяти метрах от намечавшейся помойки проходит ерик. И вообще, вся эта земля расположена в Волго-Ахтубинской пойме, севернее Астрахани, то есть через подземные воды вся эта дрянь потом попадала бы в водозабор полумиллионной Астрахани и расположенных ниже поселков и сел. Прошло два массовых собрания, был большой резонанс, и волгоградские фирмачи отступили.

Наконец, Лиман. Это тихий, сонный и совершенно аполитичный поселок. Соседнее Икряное разительно отличается от него в сторону социальной активности. И вот в Лимане за три дня люди собирают две тысячи подписей, требуя, чтобы туда не возили мусор из Астрахани. Дело в том, что мусор опять вывозится в низину, где еще недавно находились ильмени. И Лиман начинают потрясать массовые собрания. Реакция местных властей оказалась совершенно истерична: нагнали полицию, в газете стали публиковать пугалки о штрафах за митинги. Никого это не испугало. Вслед за Лиманом массовый сход состоялся в Зензелях, где плата за вывоз мусора взлетела втрое.

Я провел совещание с руководством "ЭкоЦентра" и минЖКХ. Были представители лиманцев. Мы договорились, что начиная с 7 августа в Лиман ничего из Астрахани возить больше не будут. Увидим. Я бы не стал доверять компании на слово.

Почему они мечутся с этим полигоном то по пойме, то по дельте? Жадность. Тупая коммерческая жадность. В области 15 тыс. квадратных километров пустыни, но ведь туда надо вести дорогу. А пойма и дельта пронизаны дорогами, поэтому можно "сэкономить", а на астраханцев – наплевать.

Вот только наплевать не вышло. Астраханцы не позволили. Ни у Бирюковки, ни у Растопуловки. Фирме пришлось уходить на полигон у Рассвета, Наримановский район. Это пустыня. Бога ради, пусть свозят туда. Но почему нельзя было сделать это изначально? Еще раз – жадность и наглость, расчет на вседозволенность и административные крыши. Он оказался ошибочным.

– Также интернет-журналистом был зафиксирован факт перегрузки мусора машинами оператора прямо в Астрахани. Есть ли уже какая-то реакция правоохранителей на этот факт?

– Думаю, что будет, но это частность. Гораздо важнее, что перегруз пытались осуществить на территории промышленных объектов прямо у жилой зоны. В частности, надо упомянуть завод "Антикормаш", что вызвало массовые протесты жителей соседних кварталов. Эта практика нами пресечена, перегрузки там больше нет, и мусор оттуда вывозится.

– Как мы уже упомянули, компания "ЭкоЦентр" является "варягом" – она зарегистрирована в Волгограде. Судя по всему, и налоги будут уходить в этот регион. Конечно, в Астраханской области создадутся новые рабочие места, однако это смахивает на ситуацию с негром в южной Африке – образно выражаясь, ему дают миску еды за найденные алмазы. Нужны ли региону такие "инвестиции" – ведь не секрет, что некоторые компании, работающие в Астраханской области, основную долю прибыли выводят из региона, а то и из страны?

– Я думаю, что здесь важнее обсудить саму схему работы. В работе с мусором есть две составляющие: вывоз и утилизация. Вывоз не требует больших денег. Стоимость мусоровозки примерно соответствует стоимости двух маршруток. То есть, малый бизнес может здесь сработать. И пусть работает. Если кто-то опасается, что с этих мусоровозок все будет вывозиться в степь, то задача решается легко: машины оборудуются системой ГЛОНАСС, данные поступают в государственную диспетчерскую службу, и никаких злоупотреблений не будет.

Полигон, то есть место, где мусор сортируется, где отбирается бумага, металл, пластик и стекло, где все остальное прессуется и брикетируется, а потом хоронится. Полигон стоит дорого. Я не уверен, что продажи макулатуры и пластика его окупят. Но это экологически верно. И можно было построить второй, третий полигон, причем на тарифах оно бы не сильно отразилось, если рассматривать этот вид деятельности как длительный бизнес, а не как попытку отбить все затраты за полгода.

Если наши фирмы не готовы строить такие объекты (а в Астрахани у бизнеса дела сложные), то пусть строят иногородние. Но пусть регистрируются здесь и платят налоги здесь. Что мешало так поступить "ЭкоЦентру" и их предшественникам – "Экосервису"?

– "ЭкоЦентр" пришел в Астраханскую область на 10 лет. Но вы не раз подчеркивали, что он показал свою беспомощность, хотя его руководители знали за несколько месяцев, с чем им предстоит столкнуться. Существует ли механизм отказа от их "услуг"? Например, через суд. И вообще, возможно ли это? Как активные жители города могут помочь в сложившейся ситуации?

– Жители юридически не могут подать в суд и отменить этот конкурс. Но они могут актировать случаи неэффективной работы. Таких случаев очень много. На рынок зашла компания явно профессионально не подготовленная.

Отменить конкурс вправе правительство области, и у него есть для этого все основания: "ЭкоЦентр" не выполнил то, что обещал. Даже суд не требуется. И мы должны помочь правительству сделать правильный выбор.

Что дальше? Я уверен, что на федеральном уровне будет принято решение о корректировке эксперимента, а то и о его отмене. Нам надо возвращать конкуренцию на рынке вывоза, ставить системы ГЛОНАСС, и обустраивать полигон в Рассвете или другом пустынном месте. Хоть три полигона.

Если "ЭкоЦентр" ("Чистая среда") готовы работать в режиме нормальной конкуренции, кто же будет против? Но пусть доказывают это качеством работы и снижением цены, а не запрещалками астраханцам выбирать другие фирмы.

<...>

Источник: Astrakhan.Site

Официальный сайт Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2024