ГлавноеСобытияПартияПрограммаДепутатыФракция в ГД
Лента новостейОфициальноАнонсыСМИФотоВидеоАудиоEnglish

Александр Ремезков о проблемах саморегулирования в строительной сфере

14 июля 2017

Новые поправки в Градостроительный Кодекс РФ, вступившие в силу в июне 2017 года, вызвали широкий резонанс в обществе, поток обращений в приемные и к депутатам СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ. Новые требования закона вызывают множество вопросов, на которые государственные органы пока не дают ответов. А их применение на практике позволяет предположить, что перечень обманутых вкладчиков, дольщиков, валютных ипотечников может пополнить новая категория – "обманутые застройщики". Чем вызван подобный ажиотаж? Как исполнение закона может повлиять на работу саморегулируемых организаций строителей и в целом на строительную отрасль? На эти и другие вопросы отвечает депутат фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", первый заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по бюджету и налогам Александр Ремезков:

– Я не могу считаться экспертом в саморегулировании. Этим вопросом я стал заниматься ровно с того момента, когда ко мне и моим коллегам стал поступать поток обращений со стороны различных СРО и строительных организаций. Независимо от того, в каком комитете они работают, депутаты обязаны реагировать на все заявления и обращения своих избирателей.

Поэтому мной и моими сотрудниками был проведен экспресс-анализ ситуации с саморегулированием и проведены совещания с экспертами и коллегами из профильного комитета.

Так называемый ажиотаж действительно начался именно после вступления в силу поправок в Градостроительный кодекс, установивших новые основания для исключения из реестра СРО. Но вызван он правоприменительной практикой, прежде всего широкомасштабными проверками Ростехнадзора, которые продлятся до октября этого года и затронут все существующие СРО строителей.

Это проверки на подтверждение статуса саморегулируемой организации. Если в результате обычной проверки, Ростехнадзором, как правило выносятся предписания, в которых даются сроки на устранение нарушений, то результатом этой проверки будет решение о том, останется СРО в реестре, либо нет. И никакой "работы над ошибками". Разница, как видите, существенная. Такая проверка ранее никогда не проводилась.

– А как это связано с поправками в Градостроительный кодекс?

– Одним из блоков поправок предусмотрена обязанность всех саморегулируемых организаций перечислить в срок до 1 сентября 2017 года на специальные банковские счета в полном объеме средства компенсационного фонда или компенсационного фонда возмещения вреда. В случае не перечисления этих средств или перечисления их не в полном объеме, СРО будут исключать из реестра.

При вступлении в СРО каждая строительная организация должна делать свой взнос в компенсационный фонд. С самого начала компенсационные фонды создавались как некая "подушка безопасности" для того, чтобы подстраховать застройщиков и помочь им при любых обстоятельствах выполнить свои обязательства перед дольщиками или заказчиками. До сих пор средства этих фондов размещали по депозитным договорам в различных банках, в любых банках по усмотрению СРО. Не было никаких законодательных ограничений и никаких критериев отбора банков.

А теперь появился закрытый перечень банков, в которых можно размещать фонды и введено понятие специальных счетов, на которые нужно перевести все накопленные в них деньги.

– Но это чисто технический процесс – перевод с одного банковского счета на другой. В чем тут проблема?

– С конца 2014 года в России банки стали массово лишаться лицензий. И до сих пор едва ли не каждую неделю Центробанк забирает лицензии у той или иной кредитной организации. Причем это не самые слабые участники финансового рынка.

От этого возникли проблемы у миллионов физических и юридических лиц. Но если для граждан действует система страхования вкладов и они пусть и с проволочками забирают свои деньги, то с организациями все иначе. Они не могут забрать депозиты из проблемных банков до процедуры банкротства. Но такие процедуры практически не проводятся – банки просто отдают на санацию.

СРО формировали свои компенсационные фонды с момента получения статуса и у в них накопились миллиарды рублей. Ведь при выходе компании из СРО, внесенный им взнос не возвращался, целевых выплат практически не было, а по депозитам шла довольно серьезная капитализация. По экспертным оценкам, общий объем всех компенсационных фондов СРО в настоящее время составляет порядка 88 миллиардов рублей. Из них 55 миллиардов уже размещено на спецсчетах. Остальные "зависли". В той или иной степени столкнулись с последствиями банковского кризиса около 130 СРО. У 98 из них в лишенных лицензий банках были размещены депозиты на сумму от 100 до 650 миллионов рублей.

Эта ситуация сложилась не за один год. Все это время СРО работали, принимали новых членов, успешно проходили плановые проверки. Им никто не предписывал восполнять средства компенсационного фонда в установленный законом трехмесячный срок.

– Вы хотите сказать, что сейчас резко поменялись правила игры?

– Нет, я хочу сказать, что резко поменялись основания для исключения СРО из реестра. А "правила игры" просто не устанавливались. Никто никогда не говорил о том, что необходимо возмещать компенсационный фонд в полном объеме не дожидаясь судебного решения по делу о банкротстве.

И вдруг поправки в Градостроительный кодекс, форсированные проверки, требования за два месяца разместить все денежные средств на спецсчетах, без объяснений, без разъяснений, будут ли учитываться депозитные договоры и решения о включении СРО в реестр кредиторов.

Есть еще один момент. С 2016 года было отменено понятие компенсационного фонда, и оно заменено на "компенсационный фонд возмещения вреда". Он иначе насчитывается – по новому закону, минимальный размер, необходимый для существования СРО, формируется из взносов по 100 тысяч рублей, а не 300, как раньше. И у многих СРО даже с учетом не завершившихся процедур банкротства хватает средств в компенсационных фондах.

– Вы хотите сказать, что нет понимания, как будет применяться новый закон Ростехнадзором в ходе проверки, кого будут исключать и какие средства учитывать?

– Совершенно верно. Строители не понимают, что будет с их СРО и почему их делают виноватыми в том, что происходит с российскими банками. Они хотят четких и внятных разъяснений, каким должен быть компенсационный фонд, чтобы их СРО прошла проверку. Ведь лишение СРО статуса строительных организаций значит, что они лишатся своих допусков. А допуски СРО – это фактически лицензия. Без этого работать нельзя. Сегодня строители находятся в подвешенном состоянии и к октябрю, когда завершатся проверки СРО, могут получить очень большие проблемы.

Забрать деньги из проблемных банков и перевести их на спецсчета невозможно. СРО оставили лишь два выхода из положения – заново собрать по сто тысяч рублей деньги с членов организации или быть исключенными из реестра и попросту прекратить существование. В любом случае строители заплатят дважды – либо взнос в ту же самую СРО, либо в новую, куда они вынуждены будут перейти после ликвидации прежней.

– Как вы полагаете, что можно и нужно сделать для решения проблемы?

– Первым делом осознать масштаб проблемы. У более чем половины СРО сегодня миллиарды рублей компенсационных фондов "заморожены" в лишенных лицензии банках. Вместе с ними в "группу риска" входит порядка десяти тысяч строительных организаций, в которых по самым приблизительным подсчетам занято примерно десять миллионов человек.

И все они обеспокоены тем, что завтра могут потерять работу. Граждане и предприниматели, которые к нам обращаются, искренне не понимают, что, собственно, происходит. В государственных инстанциях они не получают никаких внятных разъяснений. Многие считают, что все это сильно смахивает на аферу общероссийского масштаба, на рейдерство и передел строительного рынка в регионах под конкретных участников.

Мы направили депутатские запросы в Правительство России, в различные министерства и ведомства, и рассчитываем получить подробные ответы. Разъяснения уполномоченных государственных органов о применении поправок в Градостроительном кодексе – лучший способ пресечь попытки на местах толковать и использовать положения закона в чью-то пользу.

СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ уже несколько лет отстаивает права валютных ипотечников, обманутых вкладчиков и дольщиков, а теперь этот перечень могут пополнить "обманутые застройщики". Чтобы избежать новых потрясений в строительной сфере, на наш взгляд, нужно перенести срок перевода компенсационных фондов на спецсчета с первого сентября до конца года. А, тем временем, надо разобраться с проблемой депозитов СРО, "зависших" в лишенных лицензии, но не обанкроченных банках. К решению этой проблемы необходимо подключить Центробанк и назначенные им банки-санаторы. Депутаты "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" также готовы включиться в работу в составе любых комиссий и групп. Федеральное Правительство уже прислушалось к нашему мнению по проблеме валютных ипотечников. Надеюсь, и в этот раз наши предложения будут услышаны и рассмотрены. Ведь речь идет о благополучии миллионов россиян.

Официальный сайт Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2024