Глава думского Комитета по жилищной политике Галина Хованская: снос хрущевок нужен по всей России, а не только в Москве! 13 июля 2017 Что ждать москвичам от реновации? Стоит ли регионам взять пример со столицы? Какие изменения произойдут в ЖКХ? Запретят ли в жилых домах открывать хостелы? Об этом в эфире радио "Комсомольская правда" мы поговорили с главой Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Галиной Хованской. Галина Петровна, резонансный закон о сносе хрущевок вступил в силу. Но в него было внесено много изменений, в том числе с вашей подачи. Как теперь думаете: останутся ли им довольны москвичи? Законопроект был переписан на 90%. Если бы он с самого начала был таким, никакого выхода недовольных людей на улицы просто не было бы. Сейчас самое главное как закон будет применяться. В Госдуме создана рабочая группа, которая будет это отслеживать. Устраивает ли вас этот закон полностью? Отвечу честно: нет. Не прошло несколько моих поправок. Хотя многое было учтено. Ярые противники закона кричали, что он нарушает Конституцию. Но ведь теперь она соблюдена? Да. Уже самый первый блок поправок убрал противоречия Конституции, федеральным законам, Гражданскому кодексу. Например, в первоначальном варианте были ограничены права людей на судебную защиту, нельзя было оспорить никакие нормативные документы правительства города. Сейчас можно. Но самого закона мало, к нему должны быть выпущены нормативные документы. Именно они и определяют правоприменение на конкретной территории. Пока московская власть над ними еще работает. Можно ли абсолютно точно сказать, что если жители не хотят, чтобы их дом снесли, он останется стоять? Да. Будут ли еще вноситься поправки? Да, иначе будут обращения в суд, а это невыгодно никому, это будет затягивать переселение. Что, на мой взгляд, нужно обязательно учесть. Первое: если вы согласны на переселение, с вами заключается договор мены. Вы отдаете свою квартиру городу, а он взамен предоставляет квартиру, которая у него в собственности. При этом право собственности города не оформлено (в законе написано, что это может происходить без регистрации права). Вот это нужно исправить. Иначе этой лазейкой воспользуются те 5-10% жильцов дома, которые по каким-то своим причинам выступают против сноса (при том, что 90% жильцов дома "за"). Несогласные будут понимать, что сделка оспорима и станут бить в это место. Представители домов, включенных в программу реновации, просят нас это исправить. Второе. Я предлагала внести поправку о том, что до сноса дома должен быть поставлен на кадастровый учет земельный участок. Ведь земля вокруг дома становится вашей собственностью только после этого. Что влияет на размер возмещения, которое положено собственнику. Когда у вас есть земельный участок с детской и спортивной площадками, парковками это увеличивает рыночную стоимость жилья. Сейчас собственники должны сами пойти к кадастровому инженеру и заплатить ему деньги, причем, немаленькие, чтобы он определил границы участка, который попадает в их общее имущество. На самом деле это обязанность городских властей. Третья позиция, которую тоже собственник оспорит, если наберется терпения и упрямства дойти до Верховного суда. Верховный суд сказал, что в возмещение (раньше это называлось выкупной ценой) входит компенсация за непроизведенный капитальный ремонт дома бывшим наймодателем. Речь еще о тех старых обязательствах, которые фигурируют в Законе о приватизации. Да, квартира тебе передается в доме, который нуждается в капремонте, но обязательства остаются за бывшим наймодателем. Ремонт изволь оплатить собственникам приватизированных квартир. Это тоже влияет на размер возмещения. Наш радиослушатель Сергей спрашивает: на любом ли этапе можно выйти из программы реновации? Да, выйти можно в любой момент, но до заключения первого договора, когда переселение уже пошло. Чтобы выйти из программы, нужно провести общее собрание жильцов. Собственники нежилых помещений в голосовании не участвуют. А вот войти в программу реновации после того, как закон вступил в силу, уже нельзя, поздно. Радиослушатель Максим Девятов спрашивает: почему реновацию начали во время экономического кризиса, ведь это очень дорогой проект. Видимо, в Москве кризис не такой сильный, если власти города готовы в ближайшие три года выделять на реновацию по 100 миллиардов рублей. Потому с Москвы и начали. И потом, надо привлекать инвесторов. Минимальная оценка стоимости программы, даже с учетом выпавших домов, сократилась практически вдвое, но все равно достигает 3 триллионов рублей. Москва из этих денег заплатит процентов 10, а остальные 90 – это деньги инвесторов и застройщиков. Стоит ли распространить снос хрущевок на другие регионы? Безусловно. Но сначала мы должны покончить с нашим национальным позором – с аварийным жильем, с бараками. Так не должны жить граждане России – великой страны. А следующий шаг – это как раз обновление жилищного фонда, реновация. Я уже подготовила концепцию закона о реновации для всей России. Там должен появиться и блок "реконструкция". Дом не обязательно сносить, если его можно реконструировать. В чем отличие реновации от переселения из аварийного жилья? В случае с аварийным жильем стоит вопрос о безопасности для жизни и здоровья граждан, жилье изымается принудительно. При реновации главный принцип добровольность. Второй принцип – это дополнительные гарантии и преференции. Московская власть обещает, что у людей будет больше метраж, будут расселяться коммуналки. Очередники будут вне очереди иметь право на получение жилья. Правда, пусть они не думают, что получат квартиру в этом же районе. С ними будут обращаться, как с любым очередником – жилье в пределах границ Москвы. Но так бы они ждали свою квартиру 15-20 лет, а теперь получат ее быстрее. И третий важный принцип реновации – это экономическая нецелесообразность капитального ремонта. Если строительство квадратного метра дешевле его капитального ремонта, то зачем людям платить взносы за капремонт? Чтобы им что-то починили, а через пять лет это все снова пришло в негодность? Но я говорю только о тех регионах, которые досрочно завершили программу сноса аварийного жилья. Их не надо тормозить. Уже были обращения из Петербурга, из Башкортостана. А сколько еще в России аварийного жилья? Масштаб озвучил Президент на "Прямой линии": меньше 2%. Большинство регионов справляется с этой программой. Но есть и проблемные регионы, которые могут не выполнить эту программу в срок до конца этого года. Тыва, Забайкалье, Архангельская область на грани. Тяжелые природные условия, и с бюджетом плохо. Туда инвестора привлечь трудно. В казне деньги для этого найдете? Они уже выделены. И программа будет продлена минимум на год. Сейчас уже идут разговоры о продлении до трех лет. Чтобы ни одного аварийного дома в России не осталось. В России хотят изменить порядок оплаты услуг ЖКХ. О чем идет речь? Речь о коммунальных услугах, которые мы оплачиваем через посредника управляющую организацию, ТСЖ, ЖСК. Это услуги водоснабжения, теплоснабжения. Возможность прямых расчетов и сейчас прописана в Жилищном кодексе, но недосбор средств все равно ложится на управляющую организацию, на ТСЖ. Поставщик ресурсов требует свои 100% оплаты, а такой собираемости нет ни в одном доме. Можно набрать 95%, в кризис собираемость упала до 93%. В Москве я знаю лишь один пример, когда у председателя ТСЖ собираемость 97-98%. Но он работает с каждой семьей, помогает оформить субсидию, если у человека трудные жизненные обстоятельства, обращается в суды. В некоторых регионах вообще слезы одни, а не платежная дисциплина. В результате пошло банкротство управляющих организаций и ТСЖ. А ТСЖ – это мы с вами. Недосбор ложится на наши плечи. Сегодня мы напрямую платим за электричество. Очень удобно. Посмотрели на счетчик – и заплатили. Сэкономили – меньше заплатили. За газ – то же самое. А за тепло и за воду мы почему-то платим через посредника. Президент сказал: уберите посредника из этой цепочки. Надо дать право людям заключать прямой договор с ресурсоснабжающей организацией. При этом у них будет выбор: можно платить и по старой схеме. В подготовленных нами поправках говорится: решение о переходе на прямые договоры, без посредника, принимается на общем собрании жителей. Либо ресурсоснабжающая организация может перейти на заключение прямого договора, если управляющая организация задолжала ей за два полных месяца. Бывает, что и ТСЖ, управляющая организация обманывают людей. Ситуаций, когда пришла фирма-однодневка, собрала деньги и исчезла, уже практически нет. Но есть управляющие организации, которые просто не могут перечислить "ресурсникам" все 100% платежей. Тогда они либо становятся банкротами, либо платят "ресурсникам" за счет услуг по содержанию и ремонту дома, либо платим мы за должников. С этим нужно заканчивать! И нечего запускать страшилки: мол, как же так, бедный житель пойдет сражаться с монополистом. Мы прописываем, что у нас управляющая организация, ТСЖ может представлять интересы жителей. А сейчас мы вынуждены платить за того парня – соседа, который не платит. Еще одна болезненная для многих тема – повышенные платежи за воду, если нет счетчиков. Я убеждаюсь, что монополисту счетчики невыгодны. Например, есть два одинаковых дома: в одном у людей стоят счетчики на воду, а в другом – нет. И почему-то в доме, где стоят счетчики, общее потребление воды всегда в разы меньше. А там, где счетчиков нет, "ресурсники", несмотря на рекомендации Правительства, в расчетах учитывают все свои "хотелки". Поэтому у нас нормативы по воде в Москве втрое выше реального потребления гражданина. Придумали еще повышающие коэффициенты. А ведь далеко не в каждом доме старушка дойдет и докажет, что у нее нет технической возможности поставить у себя в квартире счетчик. Или инвалид, или мама с грудным ребенком. Бывает, что трубы замурованы. Мы хотим эту процедуру изменить. Если целый подъезд или по стояку все квартиры не могут установить счетчик, почему каждый собственник должен ходить, вызывать специалиста, доказывать это? В Москве, например, некоторым горожанам за счет бюджета поставили счетчики. Так "ресурсники" говорят: эти счетчики неправильно работают, нужна поверка. Поверка – месяц максимум. Так они начинают затягивать. Думала, что полгода – рекорд. Так в последний раз ко мне приходили москвичи, которым полтора года не возвращали счетчик. Сняли и ушли. Люди говорят: это же грабеж! Норматив втрое превышает реальное потребление. Они по счетчику видели, что потребляют 100 литров воды в день, а им выставляют счет на 300. Госдума собирается ужесточить требования к хостелам. Их запретят открывать в жилых домах? Когда прошла приватизация, наши собственники решили, что они могут делать что угодно. Хостелы стали устраивать прямо в квартирах, на любых этажах. Пользуются общедомовым имуществом, не имея решения общего собрания, нарушают режим тишины. Им говоришь: хотя бы переведите квартиру в нежилое помещение, сделайте отдельный вход. "Ну, это же дорого!". Качают деньги себе в карман, не прикладывая никаких усилий. К тому же это недобросовестная конкуренция с гостиницами, где соблюдаются все правила: санитарные, противопожарные, где постояльцев обязательно регистрируют. Пришлось обращаться к Президенту, чтобы прошел в первом чтении закон о том, что в жилых помещениях эти гостиничные услуги предоставлять нельзя. Ведь жизнь других людей в этом доме превращается в кошмар. Рыночная стоимость квартир падает. Реальный случай: человек по ипотеке купил квартиру в хорошем доме, с огороженной территорией. А там организовали хостел. Теперь он хочет продать эту квартиру, но ее рыночная стоимость упала, туда никто не хочет въезжать. Мы этот законопроект примем. И пусть не кричат, что Хованская срывает Чемпионат мира по футболу. Мы не запрещаем хостелы на первых этажах жилых домов, но с отдельным входом. Мы очень любим гостей, мы любим малый бизнес, но он не должен нарушать жилищные права граждан. У гостя столицы есть право остановиться в другой гостинице. А вот гражданину, у которого это единственное жилье, деваться некуда. Для нарушителей будут штрафы? Штрафы мы не прописываем. Более серьезная мера – закрытие бизнеса через суд, которая сегодня и применяется. Источник: Комсомольская правда
|