Александр Ремезков о снижении ставок налога при упрощённой системе налогообложения 15 июня 2017 15 июня Государственная Дума рассмотрела проект федерального закона № 939-7 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части снижения ставок налога при упрощённой системе налогообложения". От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" по законопроекту выступил Александр Ремезков: Уважаемый Вячеслав Викторович! (Володин, Председатель Государственной Думы РФ Прим. ред.) Уважаемые коллеги! Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" считает, что предлагаемый вашему вниманию законопроект имеет далеко идущие последствия в части поддержки субъектов малого предпринимательства, путем снижения налоговой нагрузки на субъекты малого предпринимательства (СМП). И хотя действующее законодательство о налогах и сборах даёт право субъектам Российской Федерации снижать ставки налога для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, право субъектов РФ снижать ставку налога по упрощенной системе налогообложения используется неравномерно. Налоговый кодекс РФ устанавливает ставку налога по упрощённой системе налогообложения при объекте доходы 6%, а при разнице между доходами и расходами 15%. Льготные ставки при объекте доходы минус расходы в 2016 году установлены в 71 субъекте РФ. Не снизили ставки Архангельская, Вологодская, Калининградская, Нижегородская, Новосибирская, Омская, Рязанская, Тверская области, Алтайский, Красноярский и Приморский края, Республики Башкортостан, Ингушетия и Марий Эл. В подавляющем большинстве случаев применяется пониженная ставка 5% для отдельных видов деятельности, 10-12 из более чем 100. На объекте доходы пониженные ставки действуют в 33 субъектах РФ. Чаще всего снижают с 6% до 2 и 5%, опять-таки для отдельных видов деятельности, носящих ярко выраженный социальный характер. В остальных 52 регионах на объекте доходы пониженные ставки не применяются. Если обратиться к цифрам официальной статистики, инвестиции в основной капитал СМП (в среднем рост 11,4% в год). Но этот рост инвестиций в основной капитал в 11,4% ежегодно был обеспечен отнюдь не государственной поддержкой, не за счет бюджетных средств. Эти средства сами малые предприятия изыскивали и вкладывали в своё развитие. Доля инвестиции в основной капитал за счет бюджетных средств для малых предприятий составляла не больше 0,9%. Фракция СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ считает, что потенциал роста инвестиций в основной капитал существенно выше сложившихся 11,4% в год. Оценка факторов, ограничивающих инвестиционную деятельность (в % от общего числа организаций) Согласно последним данным Росстата, 52% субъектов малого предпринимательства основным ограничивающим инвестиционную деятельность фактором называют недостаток собственных финансовых средств. Соответственно, возникает вопрос, как можно улучшить положение СМП, как оставить в их распоряжении больше финансовых средств? Опять же по данным Росстата, в первом полугодии 2016 года количество малых предприятий составило 173 тысячи, а на конец первого полугодия 2015 года их было 243 тысячи, т.е. снижение на 70 тысяч или ~ 35%. Ведь посмотрите, доля субъектов малого и среднего предпринимательства в ВВП в России составляет 21%, по доли численности занятых – 25%. В то же время как в развитых странах, например, в Германии, доля СМП в ВВП составляет 50%, в Чехии – 35%, с долей занятых 51%, в ЮАР доля СМП в ВВП составляет 60%, численность занятых – 60%. В Японии и США вклад малого предпринимательства в ВВП страны составляет 62 и 61%, с долей занятых 77% и 42% соответственно. А о зарплатах на малых предприятиях и говорить-то смешно. Она составляет менее 60% от средней зарплаты по стране. Возвращаясь к поставленному вопросу о том, как можно улучшить положение СМП, как оставить в их распоряжении больше финансовых средств, как вывести из теневого сектора экономики малые предприятия, в нём работающие, как обелить зарплаты и выручку СМП? Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" считает по-прежнему, три составляющих. Первая составляющая – государственная поддержка субъектов малого предпринимательства. Вторая – доступность финансовых ресурсов. Третья – стабильность условий налогообложения и низкая налоговая нагрузка на субъекты малого предпринимательства. Что мы предлагаем? Законопроектом предлагается уменьшить максимальную ставку налога для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, с 6 до 3%, а если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, то налоговую ставку предлагается установить в размере 8% (15%) с предоставлением права субъектам РФ устанавливать дифференцированные налоговые ставки в пределах от 3 до 8 % (от 5 до 15%) в зависимости от категорий налогоплательщиков. Или от 1 до 3%. Одновременно предлагается увеличить максимальный порог дохода, позволяющего применять упрощенную систему налогообложения, с 60 млн. рублей до 400 млн. рублей (сейчас действует 150 млн. руб, изм. №401-ФЗ от 30.11.2016 г.) с одновременной отменой необходимости ежегодной индексации указанного порога. Кроме того, законопроектом предлагается смягчить ограничение по средней численности работников организаций и индивидуальных предпринимателей, не имеющих право применять упрощенную систему налогообложения, увеличив верхний предел численности работников со 100 до 150 человек. По нашим оценкам, через два года после снижения ставок по УСН, за счет сокращения количества СМП в теневой экономике и за счет роста количества новых СМП, потери от снижения ставок по УСН будут полностью компенсированы. Уровень государственной поддержки (Федеральной программы поддержки малого и среднего предпринимательства) за последние 8 лет упал с 18,6 до 10,6 млрд. рублей. Тем не менее, программа поддержки действует во всех 85 субъектах РФ. Однако одной господдержкой и субсидированием добиться взрывного роста основных показателей деятельности СМП невозможно. Безусловно, на первом этапе потери бюджетов субъектов РФ будут, но рассматривая трёх-пяти-летний период, налоговые поступления от малых предприятий вырастут: будет создано больше рабочих мест, будет снижена неналоговая нагрузка на СМП, вырастут инвестиции в основной капитал, возрастет вклад СПМ в общий объем валового национального продукта, произойдет легализация деятельности малых предприятий, а мы все знаем, что теневая экономика по данным Росстата, оценивается в 16% ВВП, где занято порядка 17% экономически активного населения. Наиболее распространенные сферы деятельности: торговля, сельское хозяйство, строительство, транспорт и связь, в обрабатывающих производствах, в сфере социальных, персональных и других услуг, в операциях с недвижимым имуществом, в гостиницах и ресторанах. Вот где мы предлагаем искать компенсацию выпадающих доходов – в легализации и как следствие, роста основных показателей не только легализовавшихся, но и действующих СМП. В первый год по нашим оценкам, уже половина выпадающих доходов прирастет, во второй год выпадающие доходы будут компенсированы, а на третий-пятый год это уже будут дополнительные доходы бюджетной системы, и со 100 млрд. потерь можно получить полуторакратный рост налоговых поступлений. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" считает, что в Заключении Правительства, не приведены существенные доводы против законопроекта. Предлагаемые законопроектом меры вполне лежат в плоскости, проводимой в России политики поддержки СМП. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" считает, что указанные меры будут способствовать дальнейшему развитию среднего и малого бизнеса в нашей стране. Прошу поддержать законопроект. Благодарю за внимание!
|