ГлавноеСобытияПартияПрограммаДепутатыФракция в ГД
Лента новостейОфициальноАнонсыСМИФотоВидеоАудиоEnglish

Глава комитета ГД по финрынку Аксаков: ключевая ставка могла бы снизиться до 7%

05 июня 2017

Законодательное регулирование финансовой сферы набирает обороты – это касается как текущей деятельности, так и новых высокотехнологичных проектов, например, идентификации клиентов по отпечаткам пальцев. Об этом, а также о реакции банковского сектора на разделение лицензий, гарантиях для малого бизнеса в случае банкротства кредитной организации и судьбе ключевой ставки ЦБ до конца года в интервью агентству "ПРАЙМ" рассказал глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков.

– В апреле принят закон о пропорциональном регулировании, а с 1 января начнут выдаваться новые лицензии. Обсуждение этого документа было очень бурным. Как, на ваш взгляд, банковское сообщество приняло закон в его нынешней форме, и сказался ли он на конкуренции?

– В целом влияние закона скорее позитивно, поскольку его первоначальная версия в исполнении ЦБ претерпела значительные изменения после обсуждения в Госдуме. Практически все прописанные изначально ограничения изменились. Было четко прописано, какие банки смогут работать в рамках одного субъекта, а какие по всей стране, какие трансграничные операции они могут осуществлять. Для небольших банков обозначена возможность кредитования крупного бизнеса, пусть и с определенными ограничениями. Предусматривается сокращение значительного числа нормативов и инструкций, которые сейчас применяются.

Конечно, возникают новые вопросы. ЦБ в виде проекта подготовил инструкцию по применению закона, которая вызывает у нас вопросы. Дело в том, что она расширяет нормы ограничения кредитования крупного бизнеса, а это надо делать постепенно и с менее жесткими требованиями. Уверен, что компромисс будет достигнут.

– В свое время вы выступили с инициативой по изменению требований к участию банков в госпрограммах. В качестве критерия вы предложили использовать не величину капитала, а рейтинг банка. Какова судьба этой идеи?

– Она уже начинает применяться. Минфин прописал приоритет рейтинга перед размером капитала, ЦБ тоже идет по этой линии. Беспокоит другое: в полной мере рейтинговать банки у нас пока может лишь одно агентство – АКРА. Это может привести к определенному монополизму. Кроме того, масштаб спроса на рейтинги ввиду такого подхода будет расти, и одному игроку трудно с этим справиться. Поэтому мы попросили ЦБ ускорить получение полной аккредитации агентством "Эксперт РА" и выступаем за то, чтобы другие квалифицированные исполнители тоже могли в этом участвовать.

– Какие агентства могут выйти на рынок?

– Прежде всего, это НРА – агентство, давно работающее на рынке, и Русрейтинг. На данный момент они готовы больше других. Могут появиться и другие участники. Главная проблема, которую я вижу на сегодня – это кадры. Пока их недостаточно, и нужно либо обращаться к зарубежным специалистам, либо готовить своих. Нужны квалифицированные и профессиональные сотрудники, чтобы рейтинги не "рисовали" и не продавали.

В развитых странах рейтинговая система применяется давно. Например, в Германии работают десятки локальных агентств. У нас они не на слуху, поскольку все знают лишь три международных агентства, тем не менее, местные игроки делают свою важную часть работы.

– Может ли регулятор понизить ключевую ставку в ходе заседания, запланированного на 16 июня?

– Уверен, что это произойдет в ближайшее время. Сейчас на валютном рынке полная стабильность, рубль укрепляется, инфляция уже ниже запланированных 4% и к концу года может достичь уровня 3%. С другой стороны, низкая инфляция тоже не совсем хорошо. Дефляционные процессы работают против развития экономики, и многие страны с ними борются. Мы рассчитываем, что ЦБ не будет стремиться и минимальной инфляции и отрегулирует этот процесс самым простым способом – снижением ключевой ставки. По моей оценке, к концу года вероятно достижение 8% по ключевой ставке, хотя ее можно было бы снизить до 7%. Это позволило бы стабилизировать валютный и финансовый рынки и несколько повысить инфляцию, а также дало бы дополнительный толчок экономическому росту.

– Вы выступили с законодательной инициативой о страховании средств малого и среднего предпринимательства (МСП). Не приведет ли закон к удорожанию обслуживания данного сектора экономики?

– Законопроект готов, он будет внесен в понедельник, я его уже фактически подписал. Он предусматривает страхование 1,4 миллиона рублей для субъектов МСП, как и для физлиц. Под действие документа подпадают лишь те предприниматели, которые фигурируют в реестре Федеральной налоговой службы – их около 3 миллионов. Платить будут все банки – и универсальные, и с базовой лицензией, на тех же условиях, что и по средствам населения.

Большинство банков выступают за нововведение, исключение – лишь крупные банки с госучастием. Они понимают, что никогда не лишатся лицензии и не хотят платить за других. Однако большая часть МСП обслуживается в частных банках, где риски все же выше. Новация будет способствовать конкуренции и предотвратит переток средств вкладчиков в крупные банки.

При этом обязательные платежи для банков вырастут незначительно. Средств МСП в банках всего 3 триллиона рублей, что совсем мало на фоне 25 триллионов рублей на счетах физлиц. Остатки предприятий на счетах составляют в среднем 200 тысяч рублей, поэтому 90% малого бизнеса будут защищены законом от краха банков.

– Какие планы по развитию финансовых рынков, технологий и инфраструктуры вы могли бы озвучить как глава думского комитета?

– Закон должен регулировать и новые технологии. Я внес законопроект, предусматривающий использование биометрических данных для удаленной идентификации граждан. Данные будут загружаться в единую государственную систему и потом банки смогут удаленно распознавать тех, кто согласится предоставить информацию. Пока предлагаются два стандарта – по пальцам и глазам, впоследствии возможна и голосовая идентификация.

Мы внесли в Госдуму и другой законопроект, направленный на использование ладоней для идентификации и оплаты питания в школах. Эту идею Сбербанк уже пилотно реализует в ряде регионов. Очень удобная и прогрессивная новация – она защищает школы от несанкционированного проникновения, а детей – от потери или отъема денег.

– В чем смысл законодательной инициативы о затруднении несанкционированного списания и возврата средств?

– Здесь тоже внесены два законопроекта. Первый изменяет порядок уголовного преследования краж с банковских счетов незначительных сумм – в пределах нескольких десятков тысяч рублей. Сейчас хакеры в таких случаях отделываются лишь небольшим штрафом, хотя на самом деле они атакуют множество счетов, в сумме "уводя" с них миллионы рублей. Я предложил объединить похищенные суммы в одно целое и рассматривать факт как единое нарушение, подпадающее под действие УК РФ. Надеемся, что это остановит любителей попользоваться чужими деньгами.

Кроме этого, мы предлагаем дать банкам возможность не осуществлять операции, которые кажутся им сомнительными, если те подпадают под установленные Центробанком критерии. Если деньги уже ушли, поступление можно быстро заблокировать. При этом предусматривается упрощенная процедура возврата этих средств в судебном порядке – до 20 дней от вынесения решения. Сейчас деньги могут возвращать месяцами, поскольку в законе эта процедура не прописана.

– Есть ли изменения в части индивидуальных инвестиционных счетов?

– Сумма предельного взноса на такие счета уже увеличена до 1 миллиона рублей. Кроме того, Правительство, по моей информации, дало положительное заключение на страхование инвестиций, которые идут через индивидуальные инвестиционные счета, до 1,4 миллиона рублей. Идут дискуссии о том, как формировать фонд страхования таких инвестиций. Скорее всего, оно будет осуществляться за счет средств профучастников и без участия АСВ, чтобы не путать людей. Все-таки это будет страхование от банкротства профучастника, а не от ошибочного выбора стратегии инвестирования.

Есть еще одно предложение – у нас до сих пор существует созданный еще в 90-е годы фонд защиты вкладчиков и инвесторов. Там есть порядка 1 миллиарда рублей. Этот фонд можно было бы трансформировать в новый фонд защиты инвесторов, а деньги пошли бы в счет стартового капитала помимо взносов профучастников. Это поможет быстрее начать работу.

Источник: Агентство экономической информации "ПРАЙМ"

Официальный сайт Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2025