ГлавноеСобытияПартияПрограммаДепутатыФракция в ГД
Лента новостейОфициальноАнонсыСМИФотоВидеоАудиоEnglish

Депутаты фракции "СР" об уточнении расходов на оплату коммунальных услуг при содержании общего имущества в многоквартирном доме

14 апреля 2017

14 апреля Государственная Дума рассмотрела проект федерального закона № 113667-7 "О внесении изменений в статьи 156 и 161 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 12 Федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части уточнения порядка определения расходов на оплату коммунальных услуг, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме). С содокладом и заключительным словом по данному законопроекту выступила председатель Комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Галина Хованская. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" выступили Валерий Гартунг и Олег Шеин.

Галина Хованская:

– Уважаемый Вячеслав Викторович (Володин, Председатель ГД – Прим. ред.), уважаемые коллеги!

Картина более-менее понятная, добавлю только отдельные штрихи, что произошло. Дело в том, что, действительно, с 1 января были перенесены затраты на общедомовые нужды, так называемые ОДНы в жилищную платёжку, то есть в жилищную часть. То есть в данном случае ограничение было сделано сверху. Понятно, что больше норматива – нельзя. Кто пострадал в этой ситуации? Самые добросовестные собственники, которые за свой счёт установили дорогостоящие приборы учёта на весь дом.

Могу сказать следующее, что у них платёж был меньше, чем этот установленный норматив. А почему? Потому что адекватные нормативы установили только отдельные субъекты, в подавляющем большинстве они завышены. И на сегодняшний день эта проблема, частично решаемая нашим законопроектом, касается тех, кто действительно установил эти приборы учёта в своём доме.

То есть они смогут, пока написано, что на основании решения общего собрания, а я бы сказала, что без всякого решения такая норма должна действовать, если есть общедомовой прибор учета. Они могут принять решение и рассчитываться по-прежнему, то есть так, как они платили раньше. Сколько потребили, столько заплатили. Все нормально, все справедливо.

Но норматив, который применяется на сегодняшний день, завышен. Он от 1 ноября прошлого года. И сейчас у нас ситуация такая, что, несмотря на то, что Правительство все это поняло, мы неоднократно об этом говорили, Минстрой как бы участвовал в этом процессе анализа и мониторинга, но только до 1 июня будут пересмотрены эти нормативы. Некоторые субъекты уже в добровольном порядке сейчас его пересматривают.

Мы вам будем предлагать ещё в проект постановления поправку о том, чтобы всё-таки Правительство активнее контролировало этот процесс, у нас здесь главный жилищный инспектор присутствует, чтобы они контролировали адекватность размера норматива. Ведь в нормативных документах Правительства рекомендуемая главная форма – аналоговая. А здесь стали применять массово только расчетную. И, естественно, все площади, о которых говорил предыдущий выступающий, все это полезло.

Более того, совпали два неприятнейших обстоятельства. О первом я вам рассказала. А второе – это повышающие коэффициенты. Они у нас заработали где-то уже с лета прошлого года. В августе граждане получили платежку. То есть плата за тепло увеличилась на 40%. А 1,4 коэффициент повышающий. А с нового года, какой был коэффициент? 1,5. То есть на 50%. Но тут уже произошла накладка этих двух, даже трех обстоятельств, и нас с вами завалили обращениями и жалобами. По крайней мере, наш Комитет это почувствовал в полном объеме.

Так что в этой ситуации, конечно, мы просим, обращаемся, рекомендуем Правительству, во-первых, дать нам информацию через месяц после введения этого нового норматива о том, каким он будут. Это первое.

И второе. Просить, конечно, наш жилищный надзор контролировать адекватность размеров этих нормативов. Строго говоря, вообще, норматив должен быть на каждый дом свой. Но если рядом два соседних дома одинаковых стоят, то понятно, что не может быть там, где счётчик, и там, где этого счётчика нет, разница в девять раз.

Поэтому мы вам предлагаем действительно хорошую законодательную инициативу. Действительно, в ней участвуют все фракции Государственной Думы. И, я думаю, что ко второму чтению мы сделаем ещё более приемлемый вариант применения этих проектируемых норм.

Валерий Гартунг:

– Уважаемый Вячеслав Викторович (Володин, Председатель ГД – Прим. ред.), уважаемые коллеги!

Практически всё, что нужно было сказать, коллега от ЛДПР уже сказал, что на самом деле проблема на данный момент урегулирована, потому что есть постановление Правительства, где четко написано, что если есть приборы учета, то только по приборам учета берется плата, если нет приборов учета – по нормативу. Но если берется по приборам учета, не выше норматива. То есть это, в принципе, всё сейчас урегулировано.

Есть разъяснение Минстроя о том, что до 1 января, до 1 июня, пока субъекты Федерации не приняли новые нормативы, действуют старые нормативы, и, соответственно, старые правила. По старым правилам это всё урегулировано. Просто люди об этом не знают, до вас, до депутатов довожу эту информацию, доносите ее до граждан, когда будете вести прием, чтобы граждане понимали, что сейчас им переплачивать выше норматива не нужно.

Откуда появилась эта проблема? Вячеслав Викторович уже об этом сказал, проблема появилась, когда Минстрой через депутатов Государственной Думы от "Единой России" внес поправки в закон, которые фактически и создали эту проблему.

Когда вообще появилась эта проблема? Когда ввели ОДН, массово начали обращаться граждане с жалобами в наши приемные, мы стали писать письма в Минстрой, в Правительство, и Минстрой начал какие-то телодвижения делать.

Но вместо того, чтобы как положено провести оценку регулирующего воздействия и внести от Правительства эту поправку в закон, и тогда бы на этапе процедуры оценки регулирующего воздействия все эти подводные камни всплыли бы и поправки были бы внесены. Но они сделали по-другому. Использовали право депутатов, а процедура оценки регулирующего воздействия, о которой мы сегодня утром говорили, не предусмотрена в этом случае.

Получилась такая ситуация, что к моменту введения в действие этого закона к 1 января 2017 года проблема с ОДН, с переплатами выше нормативов, была решена, на самом деле, подчеркиваю, в ноябре было постановление, последний раз поправки были, а, кроме того, в феврале или в марте этого года последнее решение было принято, где были убраны повышающие коэффициенты. Это очень важно. Почему резко выросли платежи? Потому что нормативы завышены, повышающие коэффициенты введены, и плюс ещё площади, на которые распределяются, насчитываются общедомовые нужды, тоже были посчитаны не в соответствии с Жилищным кодексом. И это всё привело к тому, что платежи на ОДН, которые введены были в жилищную услугу, возросли в десятки раз.

Но этого бы тоже не произошло, если бы ОДН было не в составе жилищной услуги, а в составе услуг, которые регулируются законом, на которые установлены предельные индексы роста цен. Есть же у нас закон, который регулирует, что каждый год устанавливается предельный рост цен на услуги жилищно-коммунального хозяйства. И жилищную услугу из этого перечня убрали. И получилось то, что получилось.

Что теперь с этой ситуацией делать? Конечно, нужно ко второму чтению вносить поправку, так как обязывать граждан проводить собрания – это неправильно. Это опять тупиковая ситуация, опять будут жалобы идти к нам в наши приёмные.

Предложения уже были высказаны, во втором чтении нужно написать, как в постановлении Правительства написано. Если дом оборудован приборами учёта, оплата идёт по приборам учёта не выше норматива. Точка, всё. Больше ничего здесь не нужно, и эта проблема решается. Если дом хочет какие-то дополнительные услуги, коллега Куринный (депутат фракции КПРФ – Прим. ред.) об этом говорил, то для этого не надо никаких решений принимать. В Жилищном кодексе прописано право общего собрания собственников жилья устанавливать дополнительные платежи. Если они это решение примут – пожалуйста, они могут дополнительно это оплачивать.

Мы поддерживаем эту инициативу не потому, что согласны с тем, что нужно вводить право, вводить обязательно процедуру перехода на уплату по общедомовым приборам учёта только через собрание, а потому что эта проблема возникла, и её нужно решать. Если все с этим согласны, никаких проблем не вижу ко второму чтению именно в такой редакции внести этот законопроект, и проблема будет решена.

Ещё об одной проблеме хотел сказать, которая сегодня звучала по поводу установки приборов учета. Установка приборов учета вменена в обязанности ресурсоснабжающей организации. Ресурсоснабжаюшие организации этого не делают, потому что им это невыгодно, потому что норматив, как правило, выше, плюс введены постановлением Правительства повышающие коэффициенты, то есть норматив ещё на 1,5 умноженный.

Представьте, вы обязываете ресурсоснабжающую организацию установить прибор учета, чтобы после этого она получала меньше денег. Будет она это делать? Никогда в жизни она этого не будет делать.

Поэтому должна быть ответственность за исполнение закона об энергосбережении. И я думаю, что нам нужно подумать здесь соответствующим Комитетом для того, чтобы такую норму ответственности внести.

Следующее. Вообще было, конечно, ошибкой вводить в жилищную услугу ОДН и, например, оставлять повышающий коэффициент для управляющей компании.

Что такое "управляющая компания"? У неё нет других источников дохода, только деньги жильцов. Даже если она, управляя жилищным фондом, получает дополнительные доходы – это тоже деньги жильцов. И если, например, мы, освобождая граждан от уплаты сверхнормативных платежей, перекладываем это на управляющую компанию, мы опосредованно всё равно на граждан это перекладываем, потому что у компании других источников нет, она либо банкротится, либо берет деньги у граждан, всё, другого источника у неё нет.

Поэтому здесь нужно выводить из жилищной услуги обязательно, это была ошибка, её нужно исправлять и переводить на прямые договора с ресурсоснабжающими организациями собственников жилых помещений.

Олег Шеин:

– Как раз отталкиваюсь от того, о чём совершенно справедливо сказал коллега Гартунг, действительно, у управляющих компаний, ТСЖ никаких иных денег, кроме денег населения нет и быть не может, причём денег, которые люди выплатили за ремонт и содержание их домов.

Соответственно, если сверхнормативный объем оплаты за, скажем, электроэнергию ложится на плечи ТСЖ и УК, это все равно будет оплачивать население, только не напрямую, а косвенно. А за счет чего? За счет повышения тарифов, если общее собрание на это пойдет, либо за счет того, что какие-то работы в доме не будут выполнены.

Поэтому, когда мы говорим сегодня про решение, оно хорошее, оно правильное, безусловно, его необходимо принимать. Оно не снимает никоим образом проблему по ОДН. Перевод этих ОДНов на прямые договоры между жителями и РСО – это единственное решение ситуации.

Оно по непосредственному управлению так и работает. То есть, если в доме с непосредственным управлением стоит общедомовой прибор учета, к примеру, и он показывает больше, чем показывают индивидуальные приборы учета, то вся эта сверхразница должна разбираться непосредственно ресурсоснабжающей организацией. И до сих пор в Российской Федерации за все 20 лет существования рынка и капитализма в сфере коммунальных услуг ни одна РСО ещё не разорилась – ни по электроэнергии, ни по отоплению, ни по водоснабжению – ни одна. Поэтому умеют заниматься этим бизнесом, умеют возить саночки.

Вторая вещь. Я спрашивал коллегу Сидякина (депутат фракции "ЕР" – Прим. ред.) о том, какие же есть реальные ресурсы, рычаги у ТСЖ и управляющих компаний, чтобы, к примеру, выявить факт хищения энергии или разобраться с тем, что есть так называемый небаланс. А на самом деле рычагов никаких нет, потому что войти в квартиру посмотреть показания индивидуальных приборов учета они не могут без решения суда, решение суда, соответственно, будет через полгода, когда эти ТСЖ и УК разорятся 20 раз.

Почему этого нет за рубежом? Почему у нас не идет АСКУЭ – автоматическая система контроля учета, которая есть за границей в таких городах, как Баку, Астана, Гянджа, Ленкорань, Атырау, Актау и другие? Потому что там введен механизм, когда за счет бюджета поставили автоматическую систему контроля учета энергии, есть деньги у человека на его счете – есть у него электроэнергия, как на мобильном телефоне, нет денег – автоматически отключился.

Сегодня не пойдут никакие АСКУЭ в Российской Федерации, пока хотя бы общим собраниям собственников не дадут право вводить эту модель предоплатного механизма. Только в этом случае будут работать АСКУЭ, не будет небаланса, не будет ситуации, когда человек заплатил на два дня позже, а ресурсоснабжающая организация посчитала ему по среднему или по нормативу, и только в этом случае будет наведен реально порядок с ОДН.

Сегодняшний закон хорош, но он не снимает эту проблему, он просто сохраняет ситуацию, когда сверхнормативный ОДН также оплачивают люди, но не напрямую, не в своих платежках, а косвенно через счета ТСЖ управляющих компаний за жилищные услуги.

Заключительное слово Галины Хованской:

– Уважаемые коллеги, я очень благодарна за состоявшуюся дискуссию. Есть уже конкретные предложения и идеи ко второму чтению, которые родились на основании сегодняшнего обсуждения.

Но я хочу сказать по просьбе моих коллег, во-первых, не забывайте о том, что перерасчёт нам обещан. Правительство постановило, что перерасчет, о котором я говорила, по повышающим коэффициентам по услугам теплоснабжения с 1 января по конец февраля будет сделан за эти два месяца. Конечно, за осенний период уже поезд ушёл, а за этот период пусть делают перерасчёт. И тоже просьба к жилищному надзору, контролировать этот процесс, чтобы перерасчёт был, чтобы про него не забыли. Это первое.

Второе. Уважаемые коллеги, действительно, комплексная проблема. И я ещё раз повторяю, что мы только делаем первый шаг в этом направлении.

Вчера на Совете Государственной Думы говорили о том, что мы просим Правительство проконтролировать и ускорить процесс принятия адекватных нормативов, больше соответствующих реальному потреблению.

Потому что на сегодняшний день мы наблюдаем острый конфликт интересов, даже в тех домах, где установлены счётчики. С моей точки зрения, начинаются непозволительные игры. Под предлогом поверки и того, что у вас счётчик якобы неправильно работает, их снимают. И люди платят по нормативам не месяц, не полгода. В Москве, например, рекорд – два года в Восточном округе. Приходили жители, жаловались, сняли счётчики и не возвращают. Нужно обращение к депутату Государственной Думы, для того чтобы изменить эту ситуацию, но это разве наша компетенция?

Хочу сказать, что ресурсоснабжающие организации привыкли жить хорошо даже в кризис. Но у граждан другая ситуация. Нужно думать, в первую очередь, о малоимущих, о бюджете, откуда выделяются субсидии на адресную поддержку малоимущим, и приводить в чувство ресурсоснабжающие организации, из которых на первом месте как раз тепловики. По воде там более сложная ситуация. Так что имейте это в виду. Про водоканалы и водоснабжающие организации не нужно говорить, что они там жируют, потому что много проблем с очистными сооружениями, целый комплекс проблем. Потом они в основном всё-таки живут не в рынке. В основном всё-таки это ГУПы, это МУПы, такие структуры.

Что касается услуг электроснабжения, здесь ситуация самая благополучная, с моей точки зрения, при всех издержках, при прочих равных условиях. Почему? А потому что у нас счетчиками оснащены не только дома, но все повсеместно – 90%, даже 95% в больших городах, у каждого из нас есть счетчик по электроснабжению, и мы платим за то, что потребили, и это естественно, это правильно, это нормально.

Собираемость при прочих равных условиях у тех, кто предоставляет услуги электроснабжения, лучше, чем по теплу, чем по воде и по другим услугам.

С умеренной долей оптимизма я прошу вас проголосовать, но еще раз напоминаю, что это не единственная проблема, а только частичное ее решение.

Спасибо за внимание.

Официальный сайт Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2025