Олег Нилов: существующая "потребительская корзина" не соответствует нормальным человеческим потребностям 12 апреля 2017 12 апреля Государственная Дума рассмотрела проект постановления № 144271-7 "Об информации Министра труда и социальной защиты Российской Федерации М.А. Топилина". От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" по данному законопроекту выступил Олег Нилов: Начну с того, что VII созыв Думы принял очень правильное решение, и теперь мы каждый отчет члена Правительства завершаем принятием постановления. И ещё раз акцентирую внимание и предлагаю подумать серьезно, да, Председатель Правительства у нас отчитывается ежегодно, а профильные министры приходят и информируют нас. Нет логики в этом, коллеги. Давайте подумаем о том, чтобы, может быть, перейти на форму отчетов, тогда будет более действенно наше постановление. Итак, мы заслушали Министра в той отрасли, в том министерстве, где наибольшее количество сложнейших нерешаемых многие годы проблем. 20 с лишним млн людей за чертой бедности, причём очень много из них работающих и пенсионеров. А мы принимаем информацию к сведению раз за разом и не ставим никаких чётких задач с конкретной датой. Это нельзя, коллеги, принимать в таком виде. Это не Министр обороны и не Министр иностранных дел, где мы принимаем информацию, благодарим и говорим: так держать, господа министры. Здесь должны быть неудовлетворительные оценки и чёткое решение, когда и как исправить. Поэтому, конечно, я предлагаю, и уже вам розданы поправки, обратить внимание на главный 1-й пункт. 1-й пункт в постановлении говорит о том, чтобы ускорить принятие мер по повышению минимального размера оплаты труда. Сколько мы будем ускорять, углублять, активизировать? Это откуда, Ярослав Евгеньевич (Нилов, председатель Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов – Прим. ред.), формулировки? Что-то попахивает съездовскими какими-то постановлениями. Моё предложение: до конца 2017 года исполнить требование статьи 133 Трудового кодекса РФ, согласно которому минимальный размер оплаты труда не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, и внести соответствующие законодательные инициативы на рассмотрение Государственной Думы. Можно долго говорить, что на это у нас денег нет. Так для этого Дума ставит задачу Правительству решить этот судьбоносный для России вопрос, чего мы ждём уже много лет, а Правительство должно найти эти деньги для того, чтобы в следующий раз отчитаться и получить не двойку, а хотя бы удовлетворительную оценку. Следующее предложение. Вы говорите о том, что мы вправе якобы говорить в постановлении только о том, что было произнесено с этой трибуны. Ничего подобного. С этой трибуны, не во время отчёта или выступления министра, а в течение всего года мы, многие коллеги из разных фракций, в том числе и вы, говорили о том, что недопустимо не индексировать пенсии, тем более работающим пенсионерам. Где хоть слово в постановлении об этой проблеме? А её решения ждут от нас люди. Поэтому, конечно, есть и поправка, которая касается этого очень важного момента об индексации пенсий, о недопустимости замены впредь этих индексаций разовыми выплатами и об индексации пенсий для работающих пенсионеров. Предлагаю этот пункт включить в наш проект постановления. Много раз с этой трибуны в течение каждого года мы говорим о том, что одной из главных причин этой нелогичности, действительно издевательского варианта подсчёта минимального размера оплаты труда и прожиточного уровня является эта устаревшая модель нашего закона о потребительской корзине. Спрашивали того же Министра, а почему в этой корзине нет расходов на жильё, на отдых, на культуру? Там есть продукты питания и какой-то набор вещей, состоящий из нескольких пунктов: носки, пальто раз в пять лет и так далее. Этот закон не соответствует никаким нормальным человеческим понятиям того, что должен получать человек для жизни. Поэтому моё предложение в качестве серьёзного пункта включить в проект постановления разработку такого закона, который будет менять базовый принцип формирования потребительской корзины в целом по Российской Федерации, в целях включения в состав набора продовольственных, непродовольственных товаров и услуг, который будет достаточным для полноценного обеспечения основных социально-демографических групп населения, удовлетворения их потребности, как полноценных членов общества. У нас сейчас есть такая инициатива в Государственной Думе, и создаётся экспертно-научный центр, который вместе с министерством и должен предложить этот новый вариант закона о потребительской корзине. Для справки могу сказать, что подобные законы в европейских странах, в развитых странах включают сотни пунктов, там всё взвешено в граммах, сколько человеку нужно, на что и какое количество денег. В нашем же законопроекте, таком лаконичном до безобразия и нелогичном, доли: столько-то процентов на продовольствие, столько-то процентов на товары и услуги, и, это, конечно, не выдерживает никакой критики. Этот законопроект надо менять. И разговоры о том, что на это у нас не будет денег, это потом. Сначала нужно эти законы здесь услышать, увидеть и, надеюсь, принять, а потом будем спрашивать с Правительства, где деньги
|