Анатолий Аксаков о регулировании клиринговой деятельности и деятельности центрального контрагента 05 апреля 2017 5 апреля Государственная Дума рассмотрела проект федерального закона № 47045-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования клиринговой деятельности и деятельности центрального контрагента" (совершенствование регулирования клиринговой деятельности и деятельности центрального контрагента). С докладом по данному законопроекту выступил председатель Комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков: Уважаемый Александр Дмитриевич (Жуков, Первый заместитель Председателя ГД – Прим. ред.), уважаемые коллеги! На финансовых рынках действуют так называемые контрагенты, которые в том числе должны снимать риски, связанные с осуществлением клиринга участниками финансового рынка. Функцию центрального контрагента на Московской бирже выполняет Национальный клиринговый центр. Если у какого-то участника клиринга возникают проблемы, например, риск дефолта, то центральный контрагент с помощью своих инструментов имеет право и возможности купировать эту проблему, урегулировать эти проблемы и не дать распространиться проблеме по всей финансовой системе. Но на рынке у участников клиринга есть свои клиенты, и эти клиенты, вернее эти участники, по отношению к клиентам являются тоже своеобразными клиринговыми структурами. И центральный контрагент по действующему законодательству не может купировать проблему, если проблема возникает на более низком уровне, то есть на первом уровне, когда у клиента, участника клиринга, она такая трехступенчатая: центральный контрагент, участник клиринга, и далее у участника клиринга свои клиенты. Так вот, если у клиента возникает проблема, то центральный контрагент не может вмешаться в ситуацию и купировать проблему. Соответственно, она может перерасти, в том числе и в возникновение сложных ситуаций на финансовом рынке. И для того, чтобы снять эти проблемы, этим законопроектом мы предоставляем право центральному контрагенту с помощью своих инструментов на ранней стадии, как только он увидит, что есть какая-то проблема, например, проблема дефолта у одного из клиентов, участников клиринговых сделок, вмешаться в ситуацию и купировать проблему. Это один аспект законопроекта. И другой связан с защитой обращения взыскания на имущество клиентов, как раз участников. По действующему законодательству имущество клиента растворяется в имуществе участников клиринговых операций, и если обращается взыскание по каким-то причинам на имущество участника, то, к сожалению, под это подпадает и имущество клиента этого участника. Законопроект предлагает обособить имущество клиента, отдельно ввести учет этого имущества, и он защищает от обращения взыскания как раз на это обособленное имущество клиента. Этот законопроект направлен на развитие нашего финансового рынка, приближает его к международным стандартам. Просим поддержать.
|