Алексей Чепа о факторах, влияющих на экономику Республики Крым 18 марта 2017 На пленарном заседании Государственной Думы 17 марта от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" с десятиминутным заявлением по актуальным социально-экономическим, политическим и иным вопросам выступил Алексей Чепа: Уважаемый Вячеслав Викторович (Володин, Председатель ГД Прим. ред.), уважаемые коллеги! Три года назад состоялось воссоединение Крыма и Севастополя с Российской Федерацией. Разумеется, это недостаточный срок, чтобы преодолеть последствия пребывания Республики Крым в составе Украины. Особый конституционный статус Крыма в составе украинского унитарного государства понимался властью в Киеве, как отсутствие каких бы то либо обязательств по социально-экономическому развитию полуострова. Советская инфраструктура со временем износилась, новые объекты не создавались. Это стало серьёзным препятствием для развития экономического потенциала региона. Ситуация коренным образом изменилась после возвращения Крыма в своё отечество. В условиях неблагоприятной внешнеполитической конъюнктуры, снижения доходов федерального бюджета и введения санкций в отношении нашей страны на высшем государственном уровне было принято решение о выделении значительных средств для решения накопившихся проблем полуострова, почти 770 млрд руб. Плохие дороги, изношенная инфраструктура, нехватка детских садов, больниц, ветхое жильё это доставшееся нам наследство. В текущем году будет завершён первый этап реализации федеральной целевой программы по социально-экономическому развитию Крыма и Севастополя. Здесь необходимо отметить успехи в снижении зависимости полуострова от импорта электроэнергии: завершено строительство энергомоста в Крым, проложена ветка газопровода из Краснодарского края, значительные усилия прилагаются по строительству транспортного перехода через Керченский пролив. Однако реализация ФЦП сталкивается с рядом сложностей, в первую очередь с необходимостью многочисленных и длительных согласований на разных уровнях власти. На наш взгляд, бюрократизация управленческого процесса должна оставаться в разумных пределах. В прошлом месяце был создан новый координационный штаб по реализации ФЦП под личным руководством главы республики. Будем надеяться, что данная мера поможет преодолеть часть управленческих проблем и устранить существующие противоречия. Структура рынка труда по видам экономической деятельности в Республике Крым такова, что почти половина рабочих мест обеспечивается за счёт бюджетного сектора. Это означает, что высокий уровень нагрузки на государственные и муниципальные финансы в его зависимости от низкой обеспеченности регионального бюджета собственными доходами ложится, в первую очередь, на федеральную казну. Поэтому важнейшей задачей руководства республики и федеральных властей является создание условий для расширения доходной базы бюджета развития экономики. Реализация данной цели осложняется экономической блокадой полуострова. Идейные вдохновители санкций таким образом решили наказать крымчан за свободное волеизъявление во время референдума о статусе республики. Внешнеэкономическая блокада полуострова за последние годы оказала значительное влияние на внешнюю торговлю. Зафиксировано падение объемов внешнеторгового оборота Республики Крым со странами дальнего зарубежья почти в 25 раз. Еще одним из факторов, который сдерживает экономический рост, можно считать нежелание крупных российских компаний начинать работу в Крыму из-за боязни введения в их отношении экономических санкций. Ведущие отечественные банки, торговые сети и сотовые операторы так и не начали работать на полуострове. Отдельно стоит сказать об особой экономической зоне, которая действует с 1 января 2015 года. К настоящему моменту в качестве участников свободной экономической зоны зарегистрирована почти тысяча предприятий, из них чуть более 20 с иностранным участием. Иными словами, поступление частных иностранных инвестиций в Крым близко к нулю. Поэтому однозначно оценивать результаты деятельности свободной экономической зоны сложно. На мой взгляд, это связано с тем, что отечественный опыт создания экономических зон оказался неудачным и логично было бы обратиться к мировому опыту в данной области. Все мы помним, как в июне 2016 года Президент России дал поручение Правительству о закрытии десяти особых экономических зон в различных регионах и о приостановлении создания новых. Таким образом, на высшем уровне была признана неэффективность данного института в его сегодняшнем виде. Подобная оценка руководства страны, на мой взгляд, свидетельствует о несовершенстве действующего в особых экономических зонах правового режима. В связи с этим в вопросах создания особых режимов ведения экономической деятельности считаю необходимым опираться на опыт азиатских тигров: Сингапура, Гонконга, Тайваня. Считаю, что эффективным механизмом, который бы помог снизить или вовсе исключить санкционное давление на потенциальных инвесторов и бенефициаров свободной экономической зоны, могло бы стать применение трастовых форм ведения бизнеса. Для этого необходимо внесение изменений в 377-й федеральный закон о развитии крымского округа. Большой пакет поправок в законодательство, в том числе касающихся работы международных трастов, долгое время разрабатывается специальной рабочей группой, включающей депутатов Госдумы, и в настоящее время проходит процесс согласования. Кроме того, предлагаю ускорить рассмотрение Государственной Думой проекта федерального закона, расширяющего границы свободной экономической зоны на территории Крыма и Севастополя путём присоединения к ней территориального моря России вдоль прибрежной линии Крымского полуострова. Ещё одним фактором, который оказывает влияние на деловой климат полуострова в глазах иностранных инвесторов, является применение закона Республики Крым о национализации имущества. Напомню, что норма статьи 235 Гражданского кодекса, в которой говорится о порядке национализации имущества, является отсылочной. В ней лишь оговаривается, что обращение в государственную собственность имущества, находящегося в частной собственности, должно осуществляться на основании закона. Не оспаривая правильности концепции действующего регионального закона, мне бы хотелось высказать пожелание об уточнении формулировок законодательного акта. Речь идёт о необходимости конкретизации перечня объектов инфраструктуры, необходимых для обеспечения жизнедеятельности населения Республики Крым. Полагаю, что эта мера могла бы помочь привлечь иностранные инвестиции в масштабные инфраструктурные проекты на основании государственно-частного партнёрства. Таким образом, одной из главных проблем, сдерживающих динамичное развитие экономики новых субъектов, являются внешние ограничительные меры. Считаю нашей главной задачей всемерно способствовать осознанию международным сообществом их несправедливости и бессмысленности, так как Крым являлся и всегда будет являться неотъемлемой частью России. Важным инструментом в достижении данной цели я считаю средства мягкой силы и, прежде всего, парламентскую дипломатию. Партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ прилагает здесь большие усилия и большую работу. В заключение отмечу, что руководством новых субъектов Российской Федерации прилагаются значительные усилия по реализации программ социально-экономического развития региона. Однако на самом низовом исполнительном уровне всё ещё распространены представления о характере государственной службы, которые несут на себе след ментальности прежней украинской власти. Для преодоления этого психологического барьера, по моему мнению, должно пройти ещё чуть больше времени. Жители полуострова по итогам трёхлетнего периода дают положительную оценку изменениям, которые пришли в их жизнь после воссоединения Крыма и Севастополя со своей Отчизной. Хочу вас всех и всех жителей Крыма и страны в целом поздравить с этим замечательным праздником. Побольше нам таких праздников в жизни. Спасибо.
|