ГлавноеСобытияПартияПрограммаДепутатыФракция в ГД
Лента новостейОфициальноАнонсыСМИФотоВидеоАудиоEnglish

Ольга Епифанова и Федот Тумусов об изменении порядка присвоения и регистрации имени

07 марта 2017

7 марта Государственная Дума рассмотрела проект федерального закона № 1051801-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения порядка присвоения и регистрации имени". С докладом по данному законопроекту выступила член Совета Федерации Валентина Петренко. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" вопросы задали и выступили Ольга Епифанова и Федот Тумусов.

Федот Тумусов:

– Уважаемая Валентина Александровна!

Мы с вами все понимаем, что ко второму чтению законопроект существенно переработается, возможно, даже изменится концептуально, как это у нас часто бывает. И закон носит ярко выраженный запретительный характер – запретит одно, запретит второе, запретит третье. А как же запретить десятое? И вообще, российское общество устало от запретов. Это первое.

А почему нельзя идти по разрешительному пути? То, что уже коллега сказал. Или энциклопедию имен сделать, или реестр? То, что разрешается. Если мы разрешим обществу, тогда общество будет нормально воспринимать, мы им разрешаем, а то всё время запрещаем и запрещаем.

Спасибо.

Валентина Петренко:

Уважаемый Федот Семёнович, дело в том, что запретительные меры иных законов к этому закону никакого отношения не имеют. Это первое.

Второе. Вы думаете, если будет представлена энциклопедия всех имен за всю историю Руси, которую накопила наша богатая история, культура, то к нему не будет вопросов? Поэтому, наверное, нужно исключить то, что является вообще абсолютно очевидным и что не нужно употреблять в нашей практике и в нашей жизни, для того, чтобы не делать трудной жизнь наших детей в силу того, что, может быть, родители даже из хороших побуждений называют своего ребенка датой своего знакомства или посещением того места, где они познакомились, например, автобусной остановкой и так далее, не думая, может быть, в тот момент, какие последствия будет иметь жизнь ребенка с таким именем. Я бы ответила так на этот вопрос.

Выступление Ольги Епифановой:

– Уважаемый Вячеслав Викторович (Володин, Председатель Госдумы – Прим. ред.), уважаемые коллеги!

В погоне за популярностью в интернете, в социальных сетях, ради того, чтобы эпатировать, шокировать или просто троллить, некоторые наши сограждане начинают самовыражаться за счёт наших детей, дают им личные имена, не только оторванные от языковой традиции того или иного из многочисленных народов России, но и прямо провокационные, с вызовом общественному вкусу, языковым правилам и литературным нормам.

Очевидно, что ребёнок с именем не только чуждым той культурной среде, где он будет расти, но и изначально провокационным по отношению к окружающему социуму, с самого раннего детства будет испытывать на себе недружественное давление среды, испытывать трудности эмоциональные, коммуникационные, психологические.

Считаю, что в такой ситуации права родителей давать произвольное имя своему ребёнку должны быть ограничены федеральным законом. Это строго соответствует Конституции в целях защиты нравственности, а также прав, интересов и, что особенно важно, здоровья самих детей. Законодательство многих стран, таких как Германия, Нидерланды, Франция, Швеция позволяет отказать в регистрации имени ребёнка, если оно является оскорбительным, причиняет вред самому ребёнку и по другим обстоятельствам, например, длиннее 100 знаков. Это нормальная практика. Родители не должны злоупотреблять своим правом при выборе имени. Поэтому наша фракция концепцию законопроекта поддерживает. Вместе с тем у нас есть ряд вопросов к предложенному тексту законодательной инициативы и её обоснованию. Первое. Есть вопросы к перечню ограничений в именах: цифровые и буквенные обозначения, числительные, символы или их комбинация, аббревиатура, ненормативная лексика, указание на ранги и должности, то, что здесь уже обсуждалось.

Понятно, что в пояснительной записке приведены необычные имена, которые скорее характеризуют дурной вкус родителей, никоим образом не попадающие под действие нового закона. Но вот резонансный эпизод из Пермского края с именем Люцифер, от латинского "светоносный", в этом имени нет ни цифр, ни аббревиатур, ни ненормативной лексики, но в нашей культуре оно отождествляется с сатаной, дьяволом, олицетворением зла. А получается, что органы ЗАГС будут не вправе отказать в регистрации такого имени. Здесь может быть интересен опыт Новой Зеландии, где государство считает нежелательным и не регистрирует имена, которые могут оскорбить разумного человека. Иными словами, нам предстоит серьёзно дорабатывать проект ко второму чтению.

Второе, на чем бы я хотела остановиться, – в пояснительной записке говорится исключительно об имени для ребенка, о защите прав и интересов несовершеннолетних на свое имя. Вместе с тем в случае принятия законопроекта в предложенной редакции взрослые люди также будут не вправе поменять свое имя на абракадабру из букв и цифр.

Я считаю, что это правильная позиция, но она требует специального обсуждения и отдельной аргументации.

Автор законопроекта соответствующих обоснований не приводит.

И последнее. Хочу обратить отдельное внимание на то, что при работе над формулировками ко второму чтению нам надо быть очень и очень аккуратными, чтобы не допустить каких-либо ограничений прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Благодарю за внимание.

Выступление Федота Тумусова:

– Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы!

Мы все знаем поговорку "Благими намерениями вымощена дорога в ад". Казалось бы, законопроект преследует благие намерения – упорядочить присвоение имен нашим детям. Например, нельзя с цифрами писать имя, как будто бы там, условно говоря, номера в концлагерях. И это, наверное, правильно.

Но, с другой стороны, законопроект очень опасный, учитывая нашу многонациональную Россию, многоконфессиональность и многоязычие. Мы все знаем, что одно и то же слово, например, в одном языке может означать одно, в другом языке может означать совершенно другое.

Я приведу пример, может быть, не совсем соответствующий. Например, есть слово такое "толкуй". По-русски это толковать, а по-якутски это Дума, "Государственный Толкуй", например. Или есть в бурятском слове, в других тюркских языках есть слово "дархан". Дархан – это такое имя дают детям, Дархан. Но согласно этому законопроекту его сегодня уже нельзя давать, потому что дархан – это чин, это глава республики.

Поэтому ко второму чтению этот закон надо очень тщательно посмотреть, потому что концепция запретительная.

Мы все знаем нашего великого российского чиновника, как только мы запретим, он обязательно будет широко трактовать все запреты. И недалек час, когда ЗАГСы все запретят, например, присваивать национальные имена. Этот процесс спокойно идёт, а сейчас начнутся запреты. Я этого очень боюсь, и это очень опасно. Так что это очень опасный законопроект. И просил бы соответствующие комитеты очень внимательно и осторожно подойти к этому законопроекту. А, может быть, изменить концепцию, сделав ее разрешительной? Действительно, ученые поработают, и можно издать, например, не закон, а какую-то энциклопедию разрешенных имен, это было бы более правильно – разрешить, а не запретить.

Спасибо.

Официальный сайт Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2025